№ 2а-1931/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2016 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующей судьи Киселёвой О.О.,
при секретаре Колупаевой В.И.,
с участием: административного истца – Марченко К. В., её представителя – Черкезовой М.А.,
представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ленинского района республики Крым – Цюпило А.И.,
прокурора Магуриной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Марченко К.В. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л:
Марченко М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района республики Крым от 12.08.2016 года № 35/1225-1, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым вынесено решение № « Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым первого созыва по одномандатному избирательному округу № 3». Основанием для отказа послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата. Истица не согласна с данным решением, просит его отменить и обязать Территориальную избирательную комиссию Ленинского района Республики Крым зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым.
В обоснование заявленных требований истица пояснила, что основанием для отказа послужил тот факт, что избирательной комиссией признаны недостоверными подписи в подписных листах девяти избирателей: в пяти неверно или неполно указан адрес избирателя, то есть не указан в соответствующей графе город проживания избирателя, хотя считает этот вывод избирательной комиссии неверным, поскольку город указан в верхней части бюллетеня; одна подпись признана недостоверной, поскольку неразборчиво указана дата рождения избирателя, имеются неоговоренные исправления, что также истица считает неверным, так как указание неразборчиво даты рождения не является основанием для отказа в регистрации, потому как дата рождения всё-таки имеется; три подписи признаны недостоверными, ввиду отсутствия активного избирательного права у данных граждан, поскольку жильцы <адрес>. Щёлкино не являются избирателями по одномандатному избирательному округу №. С данным утверждением истица также не согласна, так как она была введена в заблуждение членом избирательной комиссии о территории избирательного округа. По данным основаниям административный истец просит решение территориальной избирательной комиссии отменить и обязать ответчика зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Щёлкинского городского совета Ленинского района Республики Крым по одномандатному избирательному округу №.
Представитель административного истца исковые требования поддержала и пояснила, что действующим законодательством предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты городского совета, однако территориальная избирательная комиссия трактует их неверно, поскольку сокращение сведений об избирателе допускается п.5 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Также представитель истицы считает, что вывод территориальной избирательной комиссии о недостоверности подписей избирателей был сделан с нарушением порядка проверки таких подписей.
Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым – просил в иске отказать и пояснил, что подписные листы, предоставляемые кандидатами в депутаты, должны быть чёткими и отвечать требованиям, предусмотренными законом, должна быть привязка к населенному пункту. Вместе с тем, адрес не был указан у пяти избирателей, хотя требовалось сдать всего десять подписей. Марченко К.В. предоставлено четырнадцать подписей избирателей, но в девяти подписях выявлены нарушения, в частности, трое избирателей не относились в избирательному округу, по которому заявлялся кандидат, так как <адрес> г. Щёлкино <адрес> не относится к территории одномандатного избирательного округа №. Также пояснил, что территориальная избирательная комиссия не обязана уведомлять о сроках сдачи документов для регистрации, о территориальности избирательного округа – вся эта информация имеется в законе и размещена на соответствующем интернет-сайте. Марченко К.В. были сданы подписные листы в последний день срока, если бы были сданы заранее, то ей бы обязательно проверяющие подсказали, что в подписных листах имеются недочёты.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что Марченко К.В. действительно предоставлены недостоверные подписи избирателей в подписных листах, решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым об отказе Марченко К.В. в регистрации ее в качестве кандидата в депутаты г. Щелкино Ленинского района Республики Крым первого созыва по одномандатному избирательному округу № является верным.
Выслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Марченко К.В. решением № Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Щёлкинского городского совета Ленинского района Республики Крым первого созыва по одномандатному избирательному округу № по причине того, что истцом предоставлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатов, то есть в соответствии со ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в республике Крым».
Согласно Итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей рабочей группой Территориальной избирательной комиссии <адрес> проведена проверка подписей избирателей, представленных истицей Марченко К.В.: пять подписей признаны недостоверными и (или) недействительными по причине нет или неполный, неверный адрес места жительства избирателя, неоговоренные исправления; нет или неполная, неверная дата рождения, неоговоренные исправления – одна подпись; три подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом. Всего заявленных подписей четырнадцать, признано недостоверными и (или) недействительными – девять, достоверных подписей – пять.
Как следует из подписных листов, предоставленных Марченко К.В. территориальной избирательной комиссии Ленинского района для регистрации ее в качестве кандидата, в графе адрес жительства лиц, поддерживающих кандидата, не указано наименование населённого пункта, только номер дома и квартиры - у пяти граждан, у одного – неразборчивая дата рождения, у троих – адрес места жительства: г. Щёлкино, <адрес>.
Согласно ст. 37 ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
Согласно ст. 38 ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи. Также законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума. При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума.
Согласно ч.6.1 вышеназванной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Также, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Согласно п. д ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как следует из ч. 6.4 ст. 38 вышеназванного закона недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, а также подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ст. 37 ФЗ-67: избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Вместе с тем, как следует из ч. 5 ст. 38 вышеназванного закона: не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": При рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в подпункте 5 статьи 2 для целей данного Федерального закона определено, что адрес места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Данное положение ранее уже было предметом толкования Конституционного Суда Российской Федерации в официально опубликованном Определении от 19 октября 2010 года N 1426-О-О применительно к вопросу о том, в каком объеме в подписном листе должны быть указаны сведения об адресе места жительства избирателя. В названном Определении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам. Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно, в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Следовательно, содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан на основе демократических принципов и норм избирательного права (пункт 3 статьи 20), не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 N 216-О: суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности. Кроме того, согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел. Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 233-О-О, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О и др.), предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Как следует из подписных листов, представленных истицей в территориальную избирательную комиссию, данные о месте жительства пяти избирателей не являются полными и не являются сокращенными, так как не указано наименование населённого пункта, в котором проживают избиратели, что не позволяет сделать однозначный вывод о месте жительства избирателей, поэтому суд приходит к выводу о недостоверности этих подписей.
Что касается вывода Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым о недостоверности подписи одного избирателя в виду неразборчивого указания даты рождения, то этот вывод также подтверждается исследованием в судебном заседании подписного листа.
Подписи троих избирателей признаны недостоверными в виду отсутствия у них активного избирательного права, так как адрес их проживания: г. Щёлкино, <адрес>, не относится к территории одномандатного избирательного округа № г. Щёлкино. Данный факт также являлся предметом исследования в судебном заседании и не оспаривался сторонами в виду размещения территории избирательных округов на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь 178 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Марченко К.В. кандидатом в депутаты Щёлкинского городского совета Ленинского района республики Крым первого созыва по одномандатному избирательному округу №, и обязывании Территориальную избирательную комиссию Ленинского района Республики Крым зарегистрировать Марченко К.В. кандидатом в депутаты Щёлкинского городского Совета Ленинского района республики Крым первого созыва по одномандатному избирательному округу №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд республики Крым в течении пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение суда изготовлено 29.08.2016 года.
Судья (подпись) О.О. Киселёва