<данные изъяты>
Дело № 2-2277/2018
Категория 2.209
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,
при секретаре – Яцук Е.А.,
с участием истцов: Чумаченко А.В., Погорелова С.К., Гонтаревой О.Д., Матвеевой Е.Г., представителя истцов Матвеевой Е.Г., Петровской А.А. – Демченко М.Ж., представителя истцов Галкина А.В., Гонтарева А.Г., Гонтаревой О.Д. – Гудзенко М.В., представителя ответчика – Борзова С.А., представителя третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – Панибог Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Гонтарева Александра Геннадьевича, Гонтаревой Оксаны Дмитриевны, Матвеевой Елены Геннадьевны, Погорелова Сергея Константиновича, Галкина Анатолия Васильевича, Чумаченко Анатолия Васильевича, Шаповаловой Каролины Сергеевны, Петровской Алины Аркадьевны к Правительству Севастополя, третьи лица Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании действий по сносу построек незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
15.08.2018 истцы обратились в суд с настоящим иском, в котором, уточнив исковые требования, просят: признать действия Правительства Севастополя в части осуществления мероприятий по сносу гаражей в районе домов №, № по <адрес>, назначенных на 23 августа 2018 года незаконными; установить истцам срок для приведения самовольных построек в соответствие с установленными требованиями 3 года с учетом особенностей построек, с момента вступления судебного решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир в названных многоквартирных домах, которые были построены и введены в эксплуатацию в 1927 году как общежитие с печным отоплением, для хранения угля и дров на придомовой территории были построены сараи на 24 квартиры, которые являются неотъемлемой частью имущественного комплекса домов. С разрешения Севастопольского исполкома в период с 1960 года часть сараев была перестроена в гаражи, которыми жителями указанных домов пользуются открыто, добросовестно и непрерывно. Правительством Севастополя, во исполнение распоряжения №195-РП «О сносе самовольных построек в районе домов № и № по <адрес>» назначило действия по сносу указанных построек, принадлежащих истцам. При этом, истцы указывают, что Правительством Севастополю нарушены порядок сноса указанных построек, установленный п. 3.1. ст. 222 ГК РФ. По мнению истцов, им должен был быть представлен срок для приведения построек в соответствие с установленными требованиями не менее чем 6 месяцев и не более чем 3 года, в связи с чем, они обратились в суд с настоящим исковым заявлением.
Истцы Гонтарева О.Д., Матвеева Е.Г., Погорелов С.К., Чумаченко А.В., представители истцов – Гудзенко М.В., Демченко М.Ж. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска в полном объеме, по тем основаниям, что постройки не имеют разрешение на ввод в эксплуатацию; до принятия решения о сносе, проводилась детальная проверка.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика, просила в удовлетворении иска отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирных дома по адресу: <адрес>.
Для хранения угля и дров возле указанных домов были построены бытовые постройки.
В дальнейшем истцами указанные постройки были перестроены в гаражи, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с часть. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут быть предоставлены в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является его собственностью.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС (ред. от 24.07.2014) "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", которым определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014 года установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно ст. 31 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11.04.2014), исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя. Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Согласно статьи 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее Закон 5-ЗС) правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства.
Согласно части 1 ст. 24 Закона 5-ЗС Правительство в пределах своих полномочий определяет полномочия подведомственных ему Исполнительных органов, утверждает положения об Исполнительных органах.
Постановлением Правительства Севастополя № 170-ПП от 02.03.2017 года утверждено Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства (далее Положение, Городская комиссия), пунктом 1.1 которого установлено, что Городская комиссия является коллегиальным постоянно действующим органом, созданным в целях комиссионного рассмотрения вопросов пресечения (включая выявление, профилактику) самовольного строительства на территории города Севастополя, организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе.
Основными задачами Городской комиссии являются рассмотрение сведений и материалов о выявленных объектах капитального строительства, обладающих признаками самовольного строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), организация работы по сносу и демонтажу (перемещению) объектов самовольного строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), обеспечение принятия мер по пресечению (выявлению, профилактике) самовольного строительства на территории города Севастополя, организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе (п. 2.1 Положения).
С целью реализации основных задач Городская комиссия принимает в том числе решение о наличии оснований для сноса самовольной постройки и направлении в уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя (в соответствии с Порядком принятия решений о сносе самовольных построек на территории города Севастополя) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения Городской комиссии сведений и материалов, необходимых для последующей подготовки и принятия в установленном порядке решения о сносе самовольной постройки (п. 2.2.2 Положения). Согласно п. 4.4 Положения Городская комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих членов Городской комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Решения Городской комиссии оформляются протоколом заседания. Текст протокола должен содержать обоснование принятия каждого решения Городской комиссии (п. 4.7 Положения).
Порядок сноса самовольных построек на территории города Севастополя утвержден Постановлением Правительства Севастополя № 160-ПП от 02.03.2017 года (далее Порядок).
Согласно абз. 1 п. 1.2 Порядка он регулирует отношения, связанные со сносом самовольных построек, находящихся на территории города Севастополя, в случае создания или возведения их на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, если эти земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, а также организацию взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления города Севастополя в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, расположенных в границах города Севастополя, от самовольно возведенных, созданных объектов капитального строительства.
Как установлено п.п. 1.5, 1.5.1, пп. «б» п.1.5.2 Порядка, он может применяться только при одновременном наличии двух условий:
- в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей.
- в случае, если земельный участок расположен, в том числе, на территории общего пользования.
Согласно п. 2.1 Порядка выявление объектов капитального строительства, обладающих признаками самовольной постройки, осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственного строительного надзора, исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере земельного контроля, исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере жилищного надзора, и иными исполнительными органами государственной власти города Севастополя в рамках предоставленных полномочий.
Рассмотрение сведений и материалов о выявленных объектах, обладающих признаками самовольной постройки, осуществляется постоянно действующей Городской комиссией, на которую также возлагаются функции по принятию мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя, организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя, а также органов местного самоуправления города Севастополя в указанной сфере (абз. 1 п. 2.3 Порядка).
Пунктами 2.11, 2.12, 2.13, 2.14 Порядка установлено, что Городская комиссия в срок не позднее 90 рабочих дней со дня поступления акта и приложенных к нему документов и материалов проверяет полноту и достоверность представленных сведений, оценивает постройку на предмет отнесения к самовольной постройке и принимает одно из следующих решений:
- о наличии оснований для сноса постройки.
- о наличии оснований для обращения в суд с иском о сносе постройки.
- о возврате документов и материалов в уполномоченный орган для устранения замечаний и (или) дополнительного сбора сведений.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 16.02.2018 по административному иску Гонтарева Александра Геннадьевича, Гонтаревой Оксаны Дмитриевны, Погорелова Сергея Константиновича, Чумаченко Анатолия Васильевича, Шаповаловой Каролины Сергеевны, Петровой Алины Аркадьевны к Правительству Севастополя о признании действий незаконными, обязании осуществить определенные действия, оставленному без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 05.06.2018 установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства г. Севастополя от 04.05.2017 г. № 195-РП «О сносе самовольных построек, расположенных в районе домов № и № по <адрес>» принято решение о сносе самовольных построек, расположенных на землях общего пользования, правообладатели которых не установлены, в общей сложности 18 объектов, Департаменту городского хозяйства г.Севастополя обеспечить опубликование и размещение сообщение о планируемом сносе самовольных построек, а так же организовать снос самовольных построек в месячный срок с момента истечения двух месяцев со дня размещения сообщения о планируемом сносе самовольных построек на официальном сайте Правительства Севастополя. Снести следующие самовольные постройки, расположенные на землях общего пользования, правообладатели которых установлены, в том числе и самовольные постройки правообладателями которых являются административные истцы.
На основании решения Сталинского Р.И. №10 от 31.05.1961 г. отдел по делам строительства и архитекторы разрешает Гонтареву Г.С. временно сроком на три года строительство гаража размером 3х3 для хранения мотоцикла по <адрес>.
Согласно протоколу № заседания Городской комиссии по пресечению самовольного строительства от ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен вопрос законности размещения объектов строительства: постройки расположенные в районе домов № и № по <адрес>, согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ №/ОБ/16 и от ДД.ММ.ГГГГ №/ОБ/16, составленного специалистами Управления земельного контроля <адрес>. Указанные объекты расположены на 4-х земельных участках, которые стоят на кадастровом учете и являются землями общего пользования. За демонтаж незаконно размещенных объектов строительства, за исключением объектов на которые оформлено право собственности про голосовали 5 членов комиссии, 1 воздержался.
Согласно технической документации БТИ сведения о вводе в эксплуатацию домов по <адрес>, а так же на другие объекты отсутствуют.
Из сообщения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> следует, что в рамках государственной целевой программы «Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе на 2017-2020 годы» Департаментов проведены кадастровые работы для постановки на государственный учет земельного участка, в районах жилых домов № и № по <адрес>, в результате которой образован земельный участок, с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, площадью 2944 кв.м., в целях организации подъездных путей и парковочного пространства на территории, прилегающей к заповеднику «Херсонес Таврический». Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ.
Вышеуказанным апелляционным определением также установлено, что у Правительства Севастополя имелись полномочия и основания для принятия Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О сносе самовольных построек, расположенных в районе домов № и № по <адрес>».
В ходе рассмотрения указанного административного дела, нарушений прав истцов установлено не было, действия ответчика противоречащими закону признаны не были.
Доводы истцов о несоблюдении ответчиком срока, установленного п. 3.1 ст. 222 ГК РФ, не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку из материалов дела усматривается, что о Распоряжении от 04.05.2017 г. № 195-РП «О сносе самовольных построек, расположенных в районе домов № и № по <адрес>» истцы знали с сентября 2017 года, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями судебных актов, принятых ранее относительно спорных объектов.
Таким образом, о планируемом сносе спорных объектов истцам стало известно более чем за 6 месяцев до назначенной даты сноса.
Иные доводы истцов, относительно наличия прав на оформление спорных объектов в собственность, были ранее оценены судами первой и второй инстанции и не могут служить основанием для признания действий ответчика незаконными.
Наличие в производстве иных судов гражданских и административных дел о признании прав на спорные объекты, не может подтверждать противоправность действий ответчика по сносу данных построек.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, иных надлежащих и допустимых доказательств противоправности и незаконности действий ответчика по сносу спорных построек, истцами представлено не было.
Таким образом, незаконности действий ответчика, либо нарушений прав истцов со стороны ответчика, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, доводы, изложенные в исковом заявления своего подтверждения не нашли, а потому оснований для удовлетворения требований истцов суд не усматривает.
В силу ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.11.2018.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>