Дело № 2-16/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 11 ноября 2014 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мартыновой И.А.,
при секретаре Друговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воропаева В.В. к Демченко О.Б., Колмаковой О.Б., Яблоневу А.С., Гаражному кооперативу «Прорыв», гаражному кооперативу НЗЖБИ №3 о признании сделки недействительной, признании права собственности на гаражный бокс и устранении препятствий в пользовании гаражным боксом,
УСТАНОВИЛ:
Воропаев В.В. обратился в суд с указанным иском и просил:
признать недействительной сделку купли-продажи гаражного бокса НОМЕР в гаражном кооперативе НЗЖБИ № 3 по АДРЕС в АДРЕС, заключенную ДАТА между Вялых Б.И. и Яблоневым А.С.;
признать за Воропаевым В.В. право собственности на гаражный бокс НОМЕР в гаражном кооперативе НЗЖБИ № 3 по АДРЕС в АДРЕС;
устранить препятствия в пользовании указанным гаражным боксом НОМЕР путем возложения на Демченко О.Б. и Колмакову О.Б. обязанности освободить гаражный бокс от имущества наследодателя Вялых Б.И. и передать ключи от замков на гаражном боксе НОМЕР.
В обоснование заявленных требований указано, что ДАТА решением исполкома Новоалтайского городского совета утвержден ранее созданный кооператив при заводе железобетонных изделий в количестве 60 человек с одновременным отводом земельного участка площадью 0,02 га. Целью создания кооператива «НЗЖБИ № 3» являлось строительство и эксплуатация гаражей по АДРЕС в АДРЕС.
На основании личного заявления в число гаражных пайщиков «НЗЖБИ №3» был принят Лутаев А.М., имевший в собственности на момент подачи заявления мотоцикл, и состоявший в браке с Лутаевой Е.Т.
За период с 1985г. по 1989г. членами кооператива за счет собственных средств и своими силами на отведенном земельном участке по АДРЕС в АДРЕС были возведены гаражные боксы.
Решением профкома Новоалтайского завода ЖБИ, Лутаеву А.М. был выделен гаражный бокс под номером шесть, который тот использовал для хранения имущества и мотоцикла.
ДАТА Лутаев А.М. умер. Единственным наследником первой очереди по закону к наследственному имуществу являлась пережившая супруга Лутаева Е.Т., которая в установленный законом срок заявила о своих наследственных правах путем обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Между тем, в июне 2012 года Лутаевой Е.Т. стало известно, что на принадлежащем ей гаражном боксе Вялых Б.И., которым данный гаражный бокс был приобретен у председателя ГСК «Прорыв» Яблонева А.С. самовольно заменены замки. В то время как ГСК «Прорыв» не осуществляло строительство гаражных боксов по АДРЕС в АДРЕС и не является правопреемником кооператива НЗЖБИ №3, вследствие чего у ГСК «Прорыв» отсутствуют основания считать себя собственником данных гаражных боксов и производить с ними сделки по их отчуждению.
ДАТА Лутаева Е.Т. умерла. Воропаев В.В., будучи единственным наследником первой очереди по закону к наследственному имуществу, в установленный законом срок заявил о своих наследственных правах путем обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
После смерти Вялых Б.И. правопреемниками его имущественных прав и обязанностей в силу закона являются наследники первой очереди Демченко О.Б. и Колмакова О.Б.
Поскольку в настоящее время гаражный бокс занят вещами Вялых Б.И., в связи с чем, истец лишен возможности доступа и эксплуатации гаража, просит суд устранить препятствия в пользовании гаражом, обязав наследников Демченко О.Б. и Колмакову О.Б. освободить гараж от вещей наследодателя Вялых Б.И. и передать ему ключи от установленного на гараже замка.
Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчики Демченко О.Б. и Колмакова О.Б. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие и в удовлетворении требований Воропаеву В.В. отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители ответчиков, гаражного кооператива «Прорыв», гаражного кооператива «НЗЖБИ № 3», ответчик Яблонев А.С., его представитель, представитель третьего лица, Администрации г. Новоалтайска, в судебное заседание не явились, отзыва на исковое заявление не поступило.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу требований ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом в соответствии с требованиями ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Так, в силу требований ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Возражая относительно заявленных исковых требований о признании сделки недействительной, признании права собственности на гаражный бокс и устранении препятствий в пользовании гаражным боксом, ответчиками Демченко О.Б. и Колмаковой О.Б. заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с положениями ГК РФ исковая давность устанавливает временные границы для судебной защиты нарушенного права лица по его иску и составляет три года
Согласно п. п. 1, 2 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из вышеуказанных норм права следует, что в порядке исключения из общего правила применительно к требованиям, связанным с недействительностью ничтожных сделок, предусмотрена специальная норма (п. 1 ст. 181 ГК РФ), в соответствии с которой течение срока исковой давности по названным требованиям определяется не субъективным фактором (осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав), а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения независимо от признания их таковыми судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц.
Поскольку право на предъявление иска в данном случае связано с наступлением последствий исполнения ничтожной сделки и имеет своей целью их устранение, то именно момент начала исполнения такой сделки, когда возникает производный от нее тот или иной неправовой результат, в действующем гражданском законодательстве избран в качестве определяющего для исчисления срока давности.
Истцом заявлено требование о признании заключенной между Вялых Б.И. и Яблоневым А.С. сделки купли-продажи гаражного бокса НОМЕР недействительной в силу ничтожности. Срок исковой давности, о котором заявлено ответчиками Демченко О.Б. и Колмаковой О.Б. истекает по истечении трех лет с момента начала исполнения договора, то есть ДАТА, в то время как все действия, совершенные до вступления в дело правопреемника, которым и является Воропаев В.В., обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, с требованиями о признании заключенной между Вялых Б.И. и Яблоневым А.С. сделки купли-продажи гаражного бокса НОМЕР недействительной в силу ничтожности Лутаева Е.Т. обратилась ДАТА. Соответственно срок исковой давности стороной истца не пропущен.
Из представленных суду доказательств также следует, что в 1985 году из числа рабочих, ИТР и служащих Новоалтайского завода железобетонных изделий треста «Алтайстройиндустрия» был организован кооператив по строительству индивидуальных гаражей, членом которого являлся Лутаев А.М.
Решением исполнительного комитета Новоалтайского городского Совета народных депутатов Алтайского края от 13.08.1985 № 52-б «Об утверждении кооператива ЗЖБИ и об отводе земельного участка» был утвержден организованный при заводе железобетонных изделий кооператив, которому отведен земельный участок площадью 0,02 га под строительство индивидуальных гаражей по АДРЕС в АДРЕС.
Согласно разрешения на получение гаража от кооператива Новоалтайского завода ЖБИ Лутаеву А.М. был выделен гараж НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС. Подлинность подписи председателя кооператива, В.В. Черных, в указанном разрешении подтверждена заключением судебной почерковедческой экспертизы № НОМЕР от ДАТА ФБУ Алтайской ЛСЭ Минюста России.
В то же время согласно п.3.1 Устава гаражного кооператива «Прорыв» (запись о создании в ЕГРЮЛ внесена 27.09.2012), председателем которого был избран Яблонев А.С. (протокол общего собрания от 20.09.2012), кооператив приобретает право собственности на имущество, переданное ему его членами в качестве паевого взноса. Вместе с тем, подлинность подписи председателя кооператива Новоалтайского завода ЖБИ, В.В. Черных, в представленном в суд разрешении на получение с ДАТА Яблоневым А.С. от кооператива Новоалтайского завода ЖБИ гаража НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС, не установлена (заключение судебной почерковедческой экспертизы № НОМЕР от ДАТА ФБУ Алтайской ЛСЭ Минюста России).
Кроме того, член ГСК приобретает право собственности на гараж, предоставленный ему в пользование с момента внесения в полном размере паевого взноса (ст.7 Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-I «О собственности в СССР»). Так, согласно имеющейся в материалах дела справки паевой взнос членом кооператива Новоалтайского завода ЖБИ, Лутаевым А.М., внесен в полном объеме, им приобретено право собственности на гаражный бокс НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение наличие права собственности у Яблонева А.С. на спорный гаражный бокс НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС на момент его отчуждения, договор купли-продажи от ДАТА не соответствует требованиям закона.
В соответствии с ч.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
По смыслу ч.1 ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания.
В силу ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, договор купли-продажи от ДАТА является ничтожной сделкой, не повлекшей юридических последствий.
ДАТА Лутаев А.М. умер.
В силу требований ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В силу требований ст. 39 СК РФ при определении долей в имуществе, являющемся совместной собственностью супругов, их доли признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Каких-либо договоров, изменяющих законный режим имущества супругов, между Лутаевым А.М. и Лутаевой Е.Т. не заключалось, соответственно, их доли в праве собственности на гаражный бокс НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС равны и составляют по 1/2 доли каждого.
В соответствии со ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Следовательно, принадлежащая наследодателю Лутаеву А.М., 1\2 доли в праве на гаражный бокс НОМЕР расположенный в гаражном массиве по АДРЕС в АДРЕС подлежит включению в наследственную массу.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Лутаев А.М. завещание не составлял, в связи с чем, принадлежащее ему имущество (имущественные права) наследуется по закону.
В соответствии с положениями ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, выразив свою волю на принятие наследства способами, предусмотренными ст. 1153 ГК РФ.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, Лутаева Е.Т., будучи наследником первой очереди, в установленном законом порядке заявила о своих наследственных правах к имуществу наследодателя Лутаева А.М., обратившись к нотариусу по месту открытия наследства.
ДАТА в рамках наследственного дела НОМЕР Лутаевой Е.Т. выдано свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу Лутаева А.М., умершего 05.06.2004, а именно, 1\2 доли в праве на АДРЕС в АДРЕС.
В силу требований ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Соответственно, в силу ст.1112 ГК РФ спорный гаражный бокс НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС, приобретенный в период брака с наследодателем Лутаевым А.М., после смерти Лутаевой Е.Т. (актовая запись о смерти НОМЕР от ДАТА), подлежат включению в наследственную массу.
Лутаева Е.Т. завещание не составляла, в связи с чем, принадлежащее ей имущество (имущественные права) наследуется по закону.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, выразив свою волю на принятие наследства способами, предусмотренными ст. 1153 ГК РФ.
Вместе с тем, принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками (ч.3 ст.1152 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, после смерти Лутаевой Е.Т. с заявлением о принятии наследства на все имущество наследодателя обратился её внук, Воропаев В.В., которому в рамках наследственного дела НОМЕР и выдано свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу (денежные средства) Лутаевой Е.Т., умершей ДАТА.
В силу требований ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Соответственно, Воропаевым В.В. в порядке наследования по закону приобретено право собственности на гаражный бокс НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС.
При установленных обстоятельствах суд также приходит к выводу, что созданные наследодателем Вялых Б.И. препятствия в пользовании истцом гаражным боксом подлежат устранению наследниками Демченко О.Б. и Колмаковой О.Б.
Исковые требования в этой части подлежат удовлетворению, с применением положений ч.2 ст.206 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░