Дело № 2а-1488/20
11RS0005-01-2020-001266-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием: представителя административных истцов Логиновой А.А.,
представителя административного ответчика Климушевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 02 июля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Назаренко Е.П., Алиева Д.С., Семяшкина В.С., Семяшкина З.В. о признании незаконным бездействия и восстановлении нарушенных прав,
установил:
Назаренко Е.П., Алиев Д.С., Семяшкин В.С., Семяшкин З.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МОГО «Ухта» о возложении обязанности провести кадастровые работы под многоквартирным домом, расположенным по адресу: .... для изъятия под муниципальные нужды, в связи с признанием дома аварийным и непригодным для проживания; признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом; возложении обязанности осуществить действия, направленные на обеспечение жилищных прав истцов.
В обоснование заявленных требований указано, что в истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме, по адресу: .... (далее также – МКД). Заключением межведомственной комиссии муниципалитета МКД признан аварийным и подлежащим сносу. В течение 12 месяцев необходимо было отселить жильцов, однако этого произведено не было, поэтому истцы обратились в суд.
Истцы в суд не прибыли, их представитель доводы иска поддержала уточнив, что просит возложить на ответчика обязанность осуществить действия, направленные на обеспечение жилищных прав истцов, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика с доводами иска не согласилась.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истцам принадлежат жилые помещения (комнаты) в МКД: комн. .... – Семяшкиным по 1/2 доле каждому (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 08.09.2015); комн. № .... – Назаренко Е.П. и Алиеву Д.С. по 1/2 доле каждому (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28.10.2015).
Здание МКД относится к типу семейного общежития и принадлежит МОГО «Ухта» (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 22.11.2014).
Заключением межведомственной комиссии от 16.02.2017 № 03/1.2-МВК МКД признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 07.07.2017 на основании заключения межведомственной комиссии МКД признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок для отселения физических и юридических лиц, занимающих помещения в аварийном доме со дня принятия постановления, но не позднее двенадцати месяцев. Рекомендовано гражданам, проживающим в аварийном доме, в установленный срок обратиться в КУМИ администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда МОГО «Ухта». МУ УЖКХ администрации МОГО «Ухта» после переселения граждан осуществить снос дома с включением затрат в муниципальную программу «Жильё и жилищно-коммунальное хозяйство на 2014-2020 годы».
Семяшкин В.С. обратился в КУМИ администрации МОГО «Ухта» с заявлением от 11.12.2017 о предоставлении ему и его сыну – Семяшкину З.В. жилое помещение маневренного фонда.
Письмом КУМИ администрации МОГО «Ухта» от 29.12.2017 № 08/14115 Семяшкину В.С. отказано в предоставлении жилья из состава маневренного фонда, поскольку на территории МОГО «Ухта» у него имеется жилое помещение.
Назаренко Е.П. были предложены жилые помещения из состава маневренного фонда, но от предложенных вариантов, последняя отказалась (заявление от 21.12.2017).
До настоящего времени МКД не включён в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1 статьи 279 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ)
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Учитывая, что с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (с 07.07.2017) администрация МОГО «Ухта» на протяжении длительного времени (более трёх лет), в том числе после истечения установленного срока для переселения в 2018 году, после которого постановлено осуществить снос дома с включением затрат в муниципальную программа «Жильё и жилищно-коммунальное хозяйство на 2014-2020 годы», не приняла решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилого помещения, принадлежащего истцам для муниципальных нужд. С требованием о сносе ответчик к собственникам жилых помещений не обращался, пожелав осуществить его самостоятельно. При этом очевидно, что отдельный снос жилых помещений истцов, без сноса всего дома невозможно.
Факт бездействия администрации МОГО «Ухта», выразившегося в непринятии мер по направлению требования о сносе; непринятии мер после июля 2018 года по сносу согласно принятому постановлению; непринятия решения об изъятии земельного участка подтверждается материалам дела.
Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан необходимо для решения вопроса о выкупе, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖФ РК, либо путём предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого с зачётом его стоимости.
Учитывая изложенное, требования административных истцов о признании незаконным бездействия администрации МОГО «Ухта», выразившегося в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен МКД, возложении обязанности осуществить действия, направленные на обеспечение жилищных прав истцов подлежат удовлетворению.
Относительно довода представителя административного ответчика о том, что многоквартирный дом не был включен в региональную адресную программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», а также в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годы», суд отмечает следующее.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В Постановлении регионального правительства от 31.03.2019 № 160 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» в перечень домов МКД не включён. Равным образом он отсутствует и в муниципальной программе «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годы», утвержденной постановлением администрации МОГО «Ухта» № 1964 от 26.06.2019.
Однако это обстоятельство, не снимает с ответчика обязанности соблюдения прав истцов, закреплённых в ст. 32 ЖК РФ.
В п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019) указано, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда следует расценивать в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8
ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ и заявлением представителя истцов, суд считает необходимым установить срок для принятия решения об изъятии земельного участка, в пределах двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Отдельное требование о возложении обязанности провести кадастровые работы под МКД удовлетворению не подлежит, поскольку материалами дела подтверждается, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учёт, имеет кадастровый номер .....
В силу ст. 111 КАС РФ расходы по оплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат, поскольку в удовлетворении части требований было отказано, а всего истцами уплачено по 300 руб. государственной пошлины, именно на эту сумму представлены платёжные документы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Назаренко Е.П., Алиева Д.С., Семяшкина В.С., Семяшкина З.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Ухта» выразившееся в непринятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом по адресу: Республика Коми, г. Ухта,
...., в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возложить на администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на обеспечение жилищных прав Назаренко Е.П., Алиева Д.С. Семяшкина В.С., Семяшкина З.В. при изъятии земельного участка для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 16 июля 2020 года.