Решение по делу № 5-1286/2022 от 02.08.2022

УИД

п о с т а н о в л е н и Е

25 ноября 2022 года                 г.Норильск

Судья Норильского городского суда Красноярского края Жданов А.В.,

с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Жукова И.И., Задыхина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица:

Общества с ограниченной ответственностью «Медвежий ручей» (ООО «Медвежий ручей»), адрес <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

08 июля 2022 года ООО «Медвежий ручей», осуществляющее производственную деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта – Фабрика обогатительная цветных металлов» (рег.№А70-00259-0004), <адрес> – нарушило обязательные требования промышленной безопасности.

Протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2022 года №06/050.Юл/015 ООО «Медвежий ручей» вменяются следующие нарушения требований промышленной безопасности:

1. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440 не обеспечено проведение обследования технического состояния зданий и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей», в том числе при проведении экспертизы промышленной безопасности, для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации, рассматривая их как единую взаимосвязанную систему, включая и грунтовое основание.

2. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440 не обеспечено проведение анализа состояния находящихся в эксплуатации зданий и сооружений с учетом ранее проведенных обследований, экспертизы промышленной безопасности с целью выявления наличия аварийного состояния, а также ограниченно-работоспособного технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений, без выполнения ремонтных работ с последующим их проведением

3. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440 не обеспечено проведение внепланового обследования применяемых на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей» сооружений, с обязательным лабораторным исследованием металла несущих конструкций с целью выявления сталей выпущенных в 1930 г. - 1950 г., обладающих низким уровнем расчетных сопротивлений, в том числе кипящих.

4. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440 не обеспечено проведение обследования технического состояния зданий и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей», в том числе при проведении экспертизы промышленной безопасности, для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации, рассматривая их как единую взаимосвязанную систему, включая и грунтовое основание.

5. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440 не обеспечено проведение геодезических наблюдений за применяемыми на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей» сооружениями и их основаниями на регулярной основе по индивидуальным программам измерения осадки фундаментов в зависимости от    степени влияния скорости и интенсивности деформаций основания на прочность и устойчивость сооружения.

Далее по тексту постановления, вменяемые ООО «Медвежий ручей» нарушения требований промышленной безопасности приведены также со ссылкой на соответствующий пункт протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании защитники ООО «Медвежий ручей» Жуков И.И., Задыхин А.А., действующие на основании доверенностей, указали на то, что из протокола об административном правонарушении невозможно определить объективную сторону правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, вменяемого ООО «Медвежий ручей», поскольку сведений о том, какой нормой закона предусмотрено предоставление информации о выполнении мероприятий по предупреждению аварий и обязанность их фактического выполнения, протокол не содержит. Проверка была документарной и ее предметом являлась оценка исполнения мероприятий, установленных актом технического расследования, а не оценка соответствия ЗиС требованиям промышленной безопасности, однако фактически вменено несоответствие ЗиС требованиям промышленной безопасности. Дата и время совершения административного правонарушения указаны неверно. При подписании акта технического расследования ООО «Медвежий ручей» было приобщено особое мнение, в котором было указано на невозможность исполнения мероприятий по предупреждению аварий в установленный срок, вследствие их значительного объема. Управление Ростехнадзора не истребовало дополнительные документы при проведении документарной проверки и сделало преждевременный вывод о том, что мероприятия по предупреждению аварий вообще не выполняются. Требования пунктов 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» носят общий характер.

С вменяемыми нарушениями не согласились, указав, что для определения состояния эксплуатируемых ЗиС проводятся осмотры, обследование, наблюдение и оценка технического состояния эксплуатируемых ЗиС в том числе с привлечением экспертных, специализированных организаций. На постоянной основе и в установленные сроки проводятся ЭПБ на ЗиС, а также осуществляются обследования технического состояния строительных конструкций ЗиС с составлением соответствующих заключений и отчетов. Оцениваются заключения ЭПБ на предмет возможности оперативного устранения аварийного состояния. При невозможности такого устранения, ЗиС выводятся из эксплуатации. В целях подтверждения отсутствия аварийных дефектов категории «А», и исключения рисков перехода дефектов категории «Б» в категорию «А» дополнительно организованно проведение внеплановых экспертиз промышленной безопасности. Так, по состоянию на август 2022 года, проведено 160 ЭПБ на ЗиС, технические устройства и трубопроводы, а до конца 2022 года запланировано проведение ещё более 200 ЭПБ. За период с 2021 года по август 2022 года, устранено в совокупности более 250 аварийных дефектов категории «А». ООО «Медвежий ручей» собственными силами, под контролем специализированной организации АО «ВО Безопасность», произвело отбор проб с несущих металлоконструкций зданий и сооружений Норильской обогатительной фабрики. По результатам проведенных обследований, выявлено 7 единиц несущих металлоконструкций в Здании – Корпус мелкого дробления, в которых определено применение сталей, обладающих низким уровнем расчетных сопротивлений, в том числе кипящих. По данным несущим конструкциям организована работа по проведению расчета несущей способности металлоконструкций силами ООО «Институт Гипроникель» Института «Норильскпроект» для принятия решений о необходимости проведения замены или реконструкции объектов. Также непрерывно ведется работа по проведению экспертиз промышленной безопасности, обследование и оценка технического состояния фундаментов ЗиС НОФ. Заключен договор от 22.03.2022 № МР-1865/22 на выполнение работ по геотехническому мониторингу ЗиС в 2022 году, в 2021 году также был заключен договор на проведение геотехнического мониторинга. В настоящее время реализуется проект «Система мониторинга зданий и сооружений», включающий в себя, в том числе, мониторинг состояний грунтов оснований зданий и сооружений, в рамках обследованы основания зданий и сооружения 5 эксплуатируемых ЗиС. В Обществе также разработан, график геодезических съемок строительных конструкций ЗиС НОФ на 2022 год, который исполняется без отставания. На стадии формирования находится лот по выполнению геодезических съемок всех ЗиС и в дальнейшем планируется выполнить инженерно-геологические изыскания и оборудовать средствами измерений все эксплуатирующиеся здания и сооружения.

Также указали, что, учитывая специфику производственного процесса на Норильской обогатительной фабрике, а также взаимосвязь всех производственных комплексов Норильского промышленного района, применение любых мер, направленных на приостановление деятельности НОФ, повлечет необратимые последствия регионального масштаба. Приостановка НОФ повлечет за собой остановку производства всех промышленных объектов Заполярного филиала ПАО ГМК «Норильский никель», что неизбежно приведет к разрушению основного технологического оборудования, сооружений и коммуникаций, а именно: остановку подачи руды с рудников «Октябрьский», «Комсомольский, «Маяк», «Заполярный»; остановку потребления воды АО «НТЭК» на НОФ; остановку откачки оборотной воды из отстойного пруда хвостохранилища «Лебяжье», пруда-накопителя оз. Школьное; остановку откачки концентратов фабрики на металлургические заводы; остановку подачи сливов сгустителей Надеждинского металлургического завода (НМЗ), Медного завода (МЗ) и Талнахской обогатительной фабрики (ТОФ) в хвостохранилище «Лебяжье»; и др.

В случае установления судом оснований для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ просили не избирать в качестве меры наказания административное приостановление деятельности и не запрещать эксплуатацию технических устройств, и назначить административный штраф в минимальном размере, поскольку ООО «Медвежий ручей» выполнило большую часть мероприятий по предупреждению аварий, а в оставшейся части установлены конкретные, исполнимые сроки выполнения оставшейся части мероприятий по предупреждению аварий. Здания и сооружения, которые не были выведены из эксплуатации получили экспертизу промышленной безопасности и их безопасная эксплуатация возможна при условии выполнения корректирующих мероприятий.

В обоснование заявленных доводов, защитниками ООО «Медвежий ручей» приобщены следующие документы: Протокол от 14.07.2022 №06/050.Юл/015; Акт технического расследования причин аварии с особым мнением ООО «Медвежий ручей»; Акт проверки от 08.07.2022 №06/015/360-879/2022; Предписание от 08.07.2022 №06/015-Г; Определение о передаче дела от 18.07.2022 №06/050.Юл/015; Решение о проведении проверки от 01.06.2022 №Р-360-879; Запрос документов от 14.06.2022 №361-8577; Письмо о направлении информации по запросу от 24.06.2022 №МР/3373-исх; Постановление Норильского городского суда Красноярского края от 02.08.2021 №5-1036/2021; Постановление Норильского городского суда Красноярского края от 11.07.2022 №5-1193/2022; Приказ от 08.04.2021 №МР-11/092-п-а; Приказ от 08.04.2021 №МР/068-п; Распоряжение от 09.04.2021 №МР-11-12/65-р-а; Приказ от 11.03.2021 №МР/049-п-а; Распоряжение от 13.07.2021 №МР-02/010-р; Локальный реестр от 30.06.2021; Распоряжение от 09.04.2021 №МР-11-12/66-р-а; Распоряжение от 23.05.2022 №МР-11/033-р-а; Распоряжение от 01.06.2022 №МР-11/58-р-а; Распоряжение от 16.07.2021 №МР-11-13-05/02-24-р-а; Приказ от 30.12.2021 №МР-11/271-п-а; Распоряжение от 04.10.2021 №МР-11-13-05/02-31-р-а; ЭПБ на НОВ-1; ЭПБ на НОВ-2; ЭПБ на Корпус дробления талнахских руд; ЭПБ на Главный корпус – Расширение; ЭПБ на Главный корпус – ИФЦ; ЭПБ на Мех. Мастерские; ЭПБ на Корпус сгущения коллективного концентрата; ЭПБ на Корпус сгущения никелевого концентрата №5,6,7; ЭПБ на Корпус сгущения никелевого концентрата №8; ЭПБ на отстойник сливов со сгустительного цеха; ЭПБ на Маслосклад №2; ЭПБ на Галерею №2; ЭПБ на Галерею №21; ЭПБ на Галерею №22; ЭПБ на Галерею №3; ЭПБ на Галерею №4; ЭПБ на Корпус мелкого дробления; ЭПБ на Насосную оборотной воды №3; ЭПБ на ПНС-3; Инструкция по техническому надзору; Приказ от 25.01.2022 №МР-11/016-п-а; Приказ от 19.01.2022 №МР-11/009-п-а; Приказ от 03.02.2022 №МР-11/036-п-а; Графики ежедневных наблюдений; График текущих осмотров строительных конструкций производственных зданий и сооружений НОФ на 2022 год; График общего периодического (весеннего) осмотра на 2022 год; График общего периодического (осеннего) осмотра на 2022 год; Технические журналы ЗиС НОФ; Акт общего весеннего осмотра от 02.08.2022 №МР-11/209-акт; Акты внеочередных осмотров, обследований и наблюдений; Акты экспертных организаций по внеочередным осмотрам; Распоряжение от 10.01.2022 №МР-11-14-05/113-р-а; Графики ремонтов; Акты экспертной оценки устранения дефектов категории «А»; ЭПБ с анализом металлоконструкций; Договор по геотехническому мониторингу от 22.03.2022 №МР-1865/22; Информация по геотехническому мониторингу за 2022 год; Информация по геотехническому мониторингу за 2021 год; Заключения по результатам инженерно-геологических изысканий; График геодезических съемок; Результаты геодезических съемок; Письмо Профессора Вохмина С.А. о направлении экспертного мнения; Пояснения Специалиста Кармановской Н.В. по экологическим последствиям приостановки НОФ; Определение Мирового суда от 28.04.2022 №5-184/110/2022; Определение Норильского городского суда от 18.04.2022 №5-1118/2022; Постановление Мирового суда от 10.06.2022 №5-258/110/2022; Фотоматериалы.

В судебное заседание представитель органа административной юрисдикции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя органа административной юрисдикции.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные в материалы дела доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасностью понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

При этом в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440, состояние зданий и сооружений должно соответствовать: требованиям промышленной безопасности; требованиям технических регламентов; требованиям к характеристикам ЗиС (здания и сооружения), установленным в проектной документации, в соответствии с нормальными условиями эксплуатации.

Как установлено в судебном заседании, 20 февраля 2021 года на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) произошла авария: обрушение несущих конструкций узла перегрузки склада дробления руды с последующим обрушением взаимосвязанных сооружений (примыкающих наземных транспортных галерей №1 и №11, переходной галереи от башни подъемной до склада руды, башни подъемника) в результате которой 5 человек пострадали и 3 человека погибли.

Из акта технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте следуют, что причинами аварии, в числе прочих, являются: значительная изношенность и аварийное состояние ЗиС; применение при строительстве ЗиС кипящей стали и стали, обладающей прочностными характеристиками ниже предусмотренных проектом; подвижка опор, вызванная смещением фундаментов в результате изменения свойств грунтов; ненадлежащий контроль за безопасной эксплуатацией ЗиС; непринятие мер по приостановлению эксплуатации ЗиС; отсутствие комплекса мероприятий по повышению надежности работы ЗиС, основанного на результатах фактического состояния объектов с учетом ранее проведенных обследований.

В числе мероприятий по предупреждению подобных аварий на ООО «Медвежий ручей» возложена обязанность: провести анализ состояния находящихся в эксплуатации зданий и сооружений с учетом ранее проведенных обследований, экспертизы промышленной безопасности с целью выявления наличия аварийного состояния, а также ограниченно-работоспособного технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений, без выполнения ремонтных работ с последующим их проведением (срок исполнения до 01 февраля 2022 года); провести внеплановое обследование применяемых на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей» сооружений, с обязательным лабораторным исследованием металла несущих конструкций с целью выявления сталей выпущенных в 1930 г. - 1950 г., обладающих низким уровнем расчетных сопротивлений, в том числе кипящих (срок исполнения до 01 марта 2022 года); обеспечить проведение обследования технического состояния зданий и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей», в том числе при проведении экспертизы промышленной безопасности, для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации, рассматривая их как единую взаимосвязанную систему, включая и грунтовое основание (срок исполнения до 01 марта 2022 года); обеспечить проведение геодезических наблюдений за применяемыми на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей» сооружениями и их основаниями на регулярной основе по индивидуальным программам измерения осадки фундаментов в зависимости от степени влияния скорости и интенсивности деформаций основания на прочность и устойчивость сооружения (срок исполнения до 01 марта 2022 года).

На основании решения Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01 июня 2022 года №Р-360-879 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Медвежий ручей» на опасном производственном объекте: Фабрика обогатительная цветных металлов» (рег.№А70-00259-0004), Красноярский край, г.Норильск, территория Норильской обогатительной фабрики, с целью проверки исполнения мероприятий по предупреждению аварий, отраженных в акте технического расследования причин аварии, произошедшей 20 февраля 2021 года.

В ходе проверки установлено, что ООО «Медвежий ручей»: не представлены документы, подтверждающие осуществление работниками ООО «Медвежий ручей» надзора за состоянием зданий и сооружений на опасных производственных объектах, эксплуатируемых ООО «Медвежий ручей», не проведен анализ осуществляемого надзора за состоянием зданий и сооружений; не представлены материалы, подтверждающие проведение анализа состояния находящихся в эксплуатации зданий и сооружений с учетом ранее проведенных обследований, экспертизы промышленной безопасности с целью выявления наличия аварийного состояния, а также ограниченно-работоспособного технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений, без выполнения ремонтных работ с последующим их проведением; не представлены документы, подтверждающие проведение обследования всех применяемых на опасном производственном объекте несущих конструкций с целью выявления сталей выпущенных в 1930 г. - 1950 г., обладающих низким уровнем расчетных сопротивлений, в том числе кипящих; не представлены документы, подтверждающие проведение обследования технического состояния зданий и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов», в том числе при проведении экспертизы промышленной безопасности, для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации, рассматривая их как единую взаимосвязанную систему, включая и грунтовое основание; не обеспечено проведение геодезических наблюдений за применяемыми на опасном производственном объекте «Фабрика обогатительная цветных металлов» (III класс опасности, peг.№А70-00259-0004) ООО «Медвежий ручей» сооружениями и их основаниями на регулярной основе по индивидуальным программам измерения осадки фундаментов в зависимости от    степени влияния скорости и интенсивности деформаций основания на прочность и устойчивость сооружения (не проведены геодезические наблюдения по следующим объектам: здание - корпус дробления талнахских руд, сооружение 5А (Галерея транспортерная №3-4), здание - корпус сгущения коллективного концентрата, здание - корпус среднего дробления, сооружение 5Б (Галерея транспортерная №14), сооружение 20А (Галерея транспортерная №21), сооружение 20Б (Галерея транспортерная №22), здание - склад дробленой руды, башня подъемника, галерея от главного корпуса, ИФЦ расширение. Выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта - Фабрика обогатительная цветных металлов» (рег.№А70-00259-0004), Красноярский край, г.Норильск, территория Норильской обогатительной фабрики: здание корпус крупного дробления; здание корпус среднего дробления; здание корпус мелкого дробления; здание корпуса дробления талнахских руд; здание главного корпуса; здание (мех. мастерские); здание - корпус сгущения коллективного концентрата; сооружение - отстойник УОНК на «0» пикете; здание - маслосклад №2; здание - маслосклад №1; здание - склад дробленой руды; сооружение 16А (Галерея транспортерная №1); сооружение 5B (Галерея транспортерная №2); сооружение 9А (Галерея транспортерная №11); сооружение 5Г (Галерея транспортерная №13); сооружение 20А (Галерея транспортерная №21); сооружение 20Б (Галерея транспортерная №22); сооружение 5А (Галерея транспортерная №3-4); сооружение 5Б (Галерея транспортерная №14); здание - узел приема пульпы; здание - ГРП; здание - насосная 1-го подъема (Расширение НОВ-1); здание - станция насосная 2 подъема; здание - насосная станция оборотной воды №3; здание - пульпонасосная станция.

По результатам проверки составлен акт от 08 июля 2022 года №06/015/360-879/2022 с указанием выявленных нарушений, а именно:

Пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440.

Приведенным выше протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2022 года №06/050.Юл/015 ООО «Медвежий ручей» вменены нарушения требований промышленной безопасности.

Определением от 18 июля 2022 года №06/050.Юл/015 дело об административном правонарушении передано по подведомственности в Норильский городской суд Красноярского края.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью вышеперечисленных доказательств.

Вместе с тем, поскольку объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, образует нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, из объема вменяемого ООО «Медвежий ручей» административного правонарушения подлежат исключению не участвующие в производственной деятельности здания и сооружения, в отношении которых не проведены мероприятия по предупреждению аварий, указанные в акте технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, а именно:

здание - склад дробленой руды, сооружение 9А (Галерея транспортерная №11), сооружение 16А (Галерея транспортерная №1) – были разрушены во время аварии, произошедшей 20 февраля 2021 года;

здание - корпус крупного дробления – выведено из эксплуатации на основании приказа от 08.04.2021 №МР-11/092-п-а

здание - корпус среднего дробления – приостановлена эксплуатация на основании приказа от 08.04.2021 №МР/068-п;

здание - маслосклад №1 – выведено из эксплуатации на основании распоряжения от 09.04.2021 №МР-11-12/65-р-а;

сооружение 5Г (Галерея транспортерная №13) – выведено из эксплуатации на основании распоряжения от 13.07.2021 №МР-02/010-р и локального реестра от 30.06.2021 №МР/49000А/96;

сооружение 5Б (Галерея транспортерная №14) – приостановлена эксплуатация на основании распоряжения от 09.04.2021 №МР-11-12/66-р-а, распоряжения от 23.05.2022 №МР-11/033-р-а, распоряжения от 01.06.2022 №МР-11/58-р-а.

здание - узел приема пульпы – выведено из эксплуатации на основании приказа от 30.12.2021 №МР-11/271-п-а;

здание ГРП – приостановлена эксплуатация на основании распоряжения от 04.10.2021 №МР-11-13-05/02-31-р-а.

В остальной части оснований для исключения из объема вменяемого ООО «Медвежий ручей» административного правонарушения каких-либо пунктов протокола (пункты протокола 1 и 4 полностью повторяют друг друга), а также зданий и сооружений, в отношении которых допущено нарушение требований промышленной безопасности не имеется, поскольку в рассматриваемом случае, с учетом выводов, отраженных в акте технического расследования причин аварии (значительная изношенность и аварийное состояние ЗиС; применение при строительстве ЗиС кипящей стали и др.), выполнение ООО «Медвежий ручей» не в полном объеме мероприятий по предупреждению аварий, отраженных в акте технического расследования причин аварии, произошедшей 20 февраля 2021 года, не может обеспечить безопасную эксплуатацию ЗиС и создать защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий.

Таким образом, отсутствие комплекса мероприятий по обследованию ЗиС на предмет их соответствия требованиям промышленной безопасности, технических регламентов, а также требованиям к характеристикам ЗиС, установленным в проектной документации, не позволяет своевременно принять решение о проведении ремонта или о приостановлении (ограничении) эксплуатации ЗиС, а соответственно обеспечить промышленную безопасность опасного производственного объекта.

При изложенных обстоятельствах доводы стороны защиты об отсутствии основании для привлечения к административной ответственности судом отклоняются как необоснованные.

Дата и время совершения административного правонарушения указаны верно и совпадают с датой и временем, указанным в акте проверки.

Доводы о том, что требования пунктов 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» носят общий характер не являются основанием для исключения указанных положений из объема вменяемого обвинения, поскольку указные положения рассматриваются во взаимосвязи с другими положениями, в данном случае с положениями пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №440.

Вопрос об истребовании дополнительных документов при проведении документарной разрешается должностным лицом органа административной юрисдикции в каждом конкретном случае индивидуально и неистребование дополнительных документов прав привлекаемого к административной ответственности лица не нарушает, поскольку у ООО «Медвежий ручей» имелась возможность представить необходимые документы.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, при этом по смыслу указанных положений обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, возложена на орган (должностное лицо), возбудивший дело об административном правонарушении.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что из протокола об административном правонарушении, акта проверки, объяснений защитников юридического лица следует, что на момент проверки у юридического лица имелись указанные выше нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а из представленных материалов следует, что ООО «Медвежий ручей» имело возможность соблюдения указанных требований правил промышленной безопасности, но не приняло необходимых мер к их соблюдению, исключение части ЗиС, в отношении которых не проведены мероприятия по предупреждению аварий, указанные в акте технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, из общего числа нарушений не влияет на общую квалификацию действий ООО «Медвежий ручей» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а также на выводы о доказанности вины юридического лица в совершении данного административного правонарушения.

Таким образом, виновность ООО «Медвежий ручей» в совершении административного правонарушения доказана полностью, содеянное подлежит квалификации по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ являются частичное признание вины, частичное устранение нарушений требований промышленной безопасности.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность юридического лица, признается повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах, конкретные обстоятельства совершения правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих вину обстоятельств.

Кроме того, при разрешении вопроса о виде и размере наказания суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статьи 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

При этом в соответствии с требованиями статьи 3.12 КоАП РФ административным приостановлением деятельности является временное прекращение деятельности юридического лица, его филиала, а также эксплуатации объектов, зданий или сооружений, которое применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качестве окружающей среды и назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (пункт 1).

Правовой подход при решении указанных вопросов указан в пункте 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» из которого следует, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз.1 ч.1 ст.3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения дела установлено, что привлеченным к административной ответственности юридическим лицом в настоящее время устранено большинство выявленных надзорным органом нарушений требований промышленной безопасности, а также проводятся мероприятия, целью которых является соблюдение промышленной безопасности опасного производственного объекта и обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварийных ситуаций и их последствий.

Кроме того, из экспертиз промышленной безопасности следует, что эксплуатация следующих ЗиС возможна при условии выполнения корректирующих мероприятий:

здание корпус мелкого дробления – ЭПБ от 10.08.2022 №190-МРДС2-2022, установленный срок эксплуатации ЗиС до 31.12.2022;

здание корпус дробления талнахских руд – ЭПБ от 30.07.2021 №022-21КР, установленный срок эксплуатации ЗиС до 01.08.2024;

здание главного корпуса расширение – ЭПБ от 16.08.2022 №191-МРДС2-2022, установленный срок эксплуатации ЗиС до 31.12.2022;

здание главного корпуса ИФЦ – ЭПБ от 15.03.2019 №358/2019-ЭПБ, установленный срок эксплуатации ЗиС до 15.03.2024;

здание (мех. мастерские) – ЭПБ от 29.03.2021 №025-21КР, установленный срок эксплуатации ЗиС до 29.03.2024;

здание - корпус сгущения коллективного концентрата – ЭПБ от 12.03.2021 №031-21КР, установленный срок эксплуатации ЗиС до 01.03.2024;

здание - корпус сгущения никелевого концентрата –ЭПБ от 07.02.2022 №110-ЗС-2331-2021 в отношении сгустителей №5, 6, 7 установленный срок эксплуатации ЗиС до 30.10.2023; ЭПБ от 10.08.2020 №28264 в отношении сгустителя №8 установленный срок эксплуатации ЗиС до 01.09.2025;

сооружение - отстойник УОНК на «0» пикете – ЭПБ от 15.11.2018 №70-3С-12458-2018, установленный срок эксплуатации ЗиС до 15.11.2023;

здание - маслосклад №2 – ЭПБ от 30.07.2021 №028-21КР, установленный срок эксплуатации ЗиС до 31.07.2024;

сооружение 5B (Галерея транспортерная №2) – ЭПБ от 06.08.2019 №860/2019-ЭПБ, установленный срок эксплуатации ЗиС до 06.08.2024;

сооружение 20А (Галерея транспортерная №21) – ЭПБ от 30.09.2021 №110-ЗС-2328-2021, установленный срок эксплуатации ЗиС до 30.09.2023;

сооружение 20Б (Галерея транспортерная №22) – ЭПБ от 13.04.2020 №28256, установленный срок эксплуатации ЗиС до 01.04.2025;

сооружение 5А (Галерея транспортерная №3-4) – галерея транспортерная №3 –ЭПБ от 15.08.2019 №861/2019-ЭПБ, установленный срок эксплуатации ЗиС до 15.08.2024; галерея транспортерная №4 – ЭПБ от 15.08.2019 №862/2019-ЭПБ, установленный срок эксплуатации ЗиС до 15.08.2024;

здание - насосная 1-го подъема (Расширение НОВ-1) – ЭПБ от 30.06.2022 №110 ЗС-2946-2022, установленный срок эксплуатации ЗиС до 30.06.2025;

здание - станция насосная 2 подъема (Расширение НОВ-2) – ЭПБ от 30.06.2022 №110-ЗС-2947-2022, установленный срок эксплуатации ЗиС до 30.06.2025;

здание - насосная станция оборотной воды №3 – ЭПБ от 29.03.2021 №023-21КР, установленный срок эксплуатации ЗиС до 29.03.2026;

здание - пульпонасосная станция ПНС-3 – ЭПБ от 29.03.2021 №024-21КР, установленный срок эксплуатации ЗиС до 29.03.2026.

В свою очередь доказательств, с очевидностью свидетельствующих и указывающих на наличие обстоятельств, создающих реальную угрозу причинения вреда объектам социальной инфраструктуры и промышленности либо вероятность наступления негативных последствий для людей и окружающей среды в случае дальнейшей эксплуатации и деятельности опасного производственного объекта, административным органом не приведено и в материалах дела не представлено.

При указанных данных, не установив наличие оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности ООО «Медвежий ручей», с учетом требований статьи 3.1 и статьи 4.1 КоАП РФ, полагаю соразмерным содеянному и справедливым наказание в виде административного штрафа.

Условия, при которых лицу, привлекаемому к административной ответственности, может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части статьи, подлежащей применению, на основании статьи 4.1 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют, как и не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, а также оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Медвежий ручей» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В силу части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья                                      А.В. Жданов

5-1286/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО Медвежий ручей
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Жданов Александр Владимирович
Статьи

9.1

Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
02.08.2022Передача дела судье
04.08.2022Подготовка дела к рассмотрению
08.09.2022Рассмотрение дела по существу
01.12.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
01.12.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее