Дело 2-153/2024
УИД 42RS0003-01-2023-001620-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березовский 12 марта 2024 года
Березовский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Воробьевой И.Ю.,
с участием заместителя прокурора г. Берёзовского Оглезневой С.В.,
при секретаре Вининчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Берёзовского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Берёзовского городского округа, Администрации Берёзовского городского округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Берёзовского Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Берёзовского городского округа, Администрации Берёзовского городского округа, после уточнения исковых требований просит: обязать муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» оборудовать: пешеходный тротуар протяженностью 150 м. от остановочного пункта ул. Мариинский поворот справа по ходу движения от ул. Красная горка в направлении автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», срок до 30.09.2024 год; посадочную и остановочную площадку, автопавильон, знаки 5.16 район дома № 36 ул. Красная горка, срок до 30.09.2025; пешеходные тротуары со стороны дороги имеющей застройку: район дома № 1 ул. Красная горка - район дома № 51 ул. Артиллерийская, район дома № 36 ул. Красная горка - район дома № 17 ул. Красная горка; пешеходный переход район дома № 51 ул. Артиллерийская - район дома № 30 ул. Красная горка, срок до 30.09.2025;
2.4. знаками 5.19.1, 5.19.2 на пешеходном переходе район дома № 1 ул. Красная горка, срок до 30.06.2024; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку район ост. «Таежный поворот» (ул. Заречная, 1)-до ж/д переезда № 2, срок до 30.09.2025; пешеходные тротуары со стороны дороги, имеющей застройку: район дома № 1 ул. Советская - район дома № 51 ул. Советская, район дома № 62 ул. Советская - район дома № 2 ул. Советская, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар от остановки «Арка» район дома № 2 ул. Ленина - район дома № 8 ул. Ленина, срок до 30.09.2025; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку ул. Н. Барзас, 19,21, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку район остановки «Дорожник» - выезд с ул. ул. Карбышева, 25, срок до 30.09.2024; посадочную и остановочную площадки, пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон ул. Промышленная, 17, пешеходный переход ул. Промышленная (сады),срок до 30.09.2024; посадочную площадку ул. Мира, 1, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар от остановки «ТЦ «Мир» (Кочубея, 22) - примыкание ул. Кочубея, срок до 30.09.2024; Обязать администрацию Березовского городского округа осуществить финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 1, в случае недостаточности у муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа денежных средств на указанные мероприятия.
Требования обоснованы тем, что Прокуратурой города по заданию прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса от 21.09.2023 № 7-39/9986-23-20320001 об исполнении законодательства при организации парковочной деятельности проведена проверка.
В ходе проведенной проверки установлено, что на участках автомобильных дорог местного значения имеются нарушения организации дорожного движения, а именно не производится надлежащий контроль за состоянием объектов дорожного сервиса.
На основании статьи 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст утвержден национальный стандарт
Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766- 2007), который закрепляет критерии размещения остановочных пунктов с учетом пропускной способности дорог, их вида, места расположения, уровня загрузки, как на самих дорогах, так и в заездных "карманах".
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 5.3.3.1 вышеуказанного национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
-остановочная площадка;
-посадочная площадка;
-заездной карман;
-боковая разделительная полоса;
-тротуары и пешеходные дорожки;
-пешеходный переход;
-автопавильон;
-скамья;
-урна для мусора;
-технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
-освещение.
Согласно пункту 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В ходе проведения проверки, прокуратурой города установлено, что в нарушении п. 4.5.1.3, 5.3.3.1 ГОСТ 52766-2007:
- на ул. Мариинский поворот, справа по ходу движения от ул. Красная горка в направлении автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», отсутствует пешеходный тротуар;
- ул. Красная горка, в районе дома № 51 по ул. Артиллерийская, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, пешеходный переход;
- ул. Красная горка, 2, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, 2 знака 5.19.1, 5.19.2 на пешеходном переходе;
- ул. Дружбы, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку;
- ул. Советская, 17а, 22, 51, 62 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку;
- ул. Ленина, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку;
- ул. Н. Барзас, 19, 21 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку;
- ул. Карбышева, 25 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку;
- ул. Промышленная, 17 отсутствует посадочная и остановочная площадки, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон;
- ул. Промышленная (сады) отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку;
- ул. Мира, 1 отсутствует посадочная площадка;
- ул. Мира, 50 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку;
- ул. Красная горка, 30, отсутствуют посадочная и остановочная площадки, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон, пешеходный переход, знаки 5.16;
По факту выявленных нарушений 16.08.2023 прокурором города в адрес главы Березовского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений, принятию мер по устранению допущенных нарушений.
Указанное представление рассмотрено, нарушения администрацией города не устранены.
Кроме того, прокуратурой города 16.11.2023 совместно с инспектором ОГИБДД по г. Березовскому, инженером Муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа, проведен выездной осмотра вышеуказанных остановочных павильонов, в ходе которого было установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены (подтверждается справкой инспектора ОГИБДД от 08.12.2023).
Муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно- коммунальным хозяйством Березовского городского округа (далее - МКУ по УЖКХ) создано на основании постановления главы Березовского городского округа от 11.05.2011 № 188 «О создании муниципального казенного учреждения, путем изменения типа существующего Автономного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города Березовский».
Согласно пункту 2.2 устава МКУ по УЖКХ предметом деятельности является исполнение полномочий, переданных в установленном действующем законодательством РФ в порядке, по вопросам местного значения, связанных с организацией, содержанием, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, благоустройством и озеленением.
Согласно Устава МКУ «УЖКХ», одной из основных задач является осуществление благоустройства и озеленения территории городского округа.
Согласно подпункту 1 пункта 2.3 Устава к основным видам деятельности МКУ п УЖКХ относится осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах Березовского городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них. Организация дорожного движения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно подпункта 23 пункта 2.3 Устава МКУ по УЖКХ осуществляет контроль за соблюдением прав благоустройства на территории Березовского городского округа.
Невыполнение требований законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение дорожной безопасности ставят под угрозу общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан, в том числе несовершеннолетних, проживающих и пребывающих на территории вышеуказанного населенного пункта, круг которых определить не представляется возможным.
На основании положений статей 1, 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, прокурор вправе обратиться в суд или арбитражный суд.
Нарушение требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, нарушает права и законные интересы государства, поскольку невыполнение требований федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации, что является недопустимым.
Не исполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения представляет реальную угрозу окружающим. Для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни, здоровья, имуществу граждан и предупреждения негативных последствий, прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с данным заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. Целью обращения в суд с настоящим иском является пресечение нарушений требований закона.
Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 ГК РФ) путем пресечения действий, нарушающих право, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ по УЖКХ Березовского городского округа Иванова К.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась частично, пояснила, что по п. 1.5. уточненного искового заявления: оборудование пешеходного тротуара со стороны дороги, имеющей застройку район ост. «Таёжный поворот» (ул. Заречная, 1) - до ж/д переезда № 2, в срок до 30.09.2025г. невозможно, по причине того, что проектом организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Березовский такое оборудование не предусмотрено, что подтверждается выкопировкой из данного проекта. По п. 1.7. уточненного искового заявления: оборудование пешеходного тротуара со стороны остановки «Арка» район дома № 2 ул. Ленина - район дома № 8 ул. Ленина в срок до 30.09.2025г. невозможно, по причине того, что проектом организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Березовский такое оборудование не предусмотрено, что подтверждается выкопировкой из данного проекта. По п. 1.12 уточненного искового заявления: оборудование пешеходного тротуара от остановки «ТЦ Мир» (Кочубея, 22) - примыкание ул. Кочубея в срок до 30.09.2024г. невозможно по причине того, что проектом организации дорожного движения на автомобильные дороги г. Березовский такое оборудование не предусмотрено, что подтверждается выкопировкой из данного проекта. В п. 1.11 уточненного искового заявления не указан срок оборудования посадочной площадки ул. Мира, 1.
Согласно ст. 16 Федерального закона 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 443), документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.
Документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.
В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.
Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа Волкова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, не согласна со сроком исполнения заявленных требований, считает его неразумным, а также считает необоснованными требования о возложении на Администрацию города осуществить финансовое обеспечение мероприятий, указанных в иске.
Представитель третьего лица по делу ОМВД России по г. Берёзовскому в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3), к вопросам местного значения муниципального, городского округа в числе прочего относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно абзаца 7 части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Статьей 13 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В ходе проведенной проверки установлено, что на участках автомобильных дорог местного значения имеются нарушения организации дорожного движения, а именно не производится надлежащий контроль за состоянием объектов дорожного сервиса.
На основании статьи 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст утвержден национальный стандарт
Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766- 2007), который закрепляет критерии размещения остановочных пунктов с учетом пропускной способности дорог, их вида, места расположения, уровня загрузки, как на самих дорогах, так и в заездных "карманах".
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 5.3.3.1 вышеуказанного национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
-остановочная площадка;
-посадочная площадка;
-заездной карман;
-боковая разделительная полоса;
-тротуары и пешеходные дорожки;
-пешеходный переход;
-автопавильон;
-скамья;
-урна для мусора;
-технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
-освещение.
Согласно пункту 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Судом установлено следующее. Прокуратурой города Березовского проведена проверка, в результате которой установлено, что на участках автомобильных дорог местного значения имеются нарушения организации дорожного движения, а именно: на ул. Мариинский поворот, справа по ходу движения от ул. Красная горка в направлении автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», отсутствует пешеходный тротуар; ул. Красная горка, в районе дома № 51 по ул. Артиллерийская, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, пешеходный переход; ул. Красная горка, 2, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, 2 знака 5.19.1, 5.19.2 на пешеходном переходе; ул. Дружбы, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку; ул. Советская, 17а, 22, 51, 62 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Ленина, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку; ул. Н. Барзас, 19, 21 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку; ул. Карбышева, 25 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку; ул. Промышленная, 17 отсутствует посадочная и остановочная площадки, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон; ул. Промышленная (сады) отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку; ул. Мира, 1 отсутствует посадочная площадка; ул. Мира, 50 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку; ул. Красная горка, 30, отсутствуют посадочная и остановочная площадки, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон, пешеходный переход, знаки 5.16.
16.08.2023 Главе Березовского городского округа вынесено предписание прокурора города об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности.
Из ответа Администрации Березовского городского округа на представление прокурора от 15.09.2023 следует, что предписание выполнено частично, в части выполнения работ по обустройству тротуара на остановочных пунктах, заездных карманов, остановочных и посадочных площадок, установки автопавильонов и дорожных знаков, работы по обустройству тротуаров по указанным адресам внесены в долгосрочный план дорожной деятельности на 2024-2030 г.
Из ответа ОМВД России по г. Березовскому ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу от 08.12.2023 следует, что совместно с представителями прокуратуры г. Березовского и МКУ по УЖКХ Березовского ГО проведена проверка остановочных пунктов общественного транспорта, по результатам которой установлено, что юридическое лицо МКУ по УЖКХ Березовского ГО являясь в соответствии со ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом МКУ по УЖКХ Березовского городского округа, является учреждением ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения Березовского ГО, а также иных задач в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, допустило несоблюдение требований п.4.5.1.3, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, а именно: на ул. Мариинский поворот, справа по ходу движения от ул. Красная горка в направлении автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», отсутствует пешеходный тротуар; ул. Красная горка, в районе дома №51 по ул. Артиллерийская, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, пешеходный переход; ул. Красная горка, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, 2 знака 5.19.1, 5.19.2 на пешеходном переходе; ул. Дружбы, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Советская, 17а, 22, 51, 62 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Ленина, 2 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Н. Барзас, 19, 21 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Карбышева, 25 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Промышленная, 17 отсутствуют посадочная и остановочная площадки, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, автопавильон; ул. Промышленная (сады) отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Мира, 1 отсутствует посадочная площадка; ул. Мира, 50 отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку; ул. Юбилейная (конечная) недостатки устранены; ул. Красная горка, 30 отсутствуют посадочная и остановочная площадки, отсутствует пешеходный тротуар со стороны дороги имеющей застройку, автопавильон, пешеходный переход, знаки 5.16.
Суд полагает, что согласно Федеральному закону №131-ФЗ к вопросам местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
Согласно Уставу Берёзовского городского округа №389 от 19.10.2017 года (в редакции от 15.11.2023 года) К вопросам местного значения Березовского городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Березовского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Березовского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Березовского городского округа;
Из Устава Муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Берёзовского городского округа учредителем Учреждения является Муниципальное образование Берёзовский городской округ. Собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование Берёзовский городской округ, в лице Администрации Берёзовского городского округа (п.п.1.11, 1.12 Устава).
Целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и озеленения. Учреждение является исполнителем полномочий, переданных в установленном действующим законодательством РФ порядке, по вопросам местного значения, связанных с организацией, содержанием, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, благоустройством и озеленением п. 2.1,2.2).
Уставом предусмотрено, что к основном видам деятельности Учреждения, в том числе относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Берёзовского городского округа, обеспечение безопасности дородного движения на них, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в ведение МКУ по УЖКХ Берёзовского городского округа переданы вопросы местного значения, в том числе, связанные с организацией, содержанием, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Берёзовского городского округа.
Установлено, что до настоящего времени нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения не устранены в полном объеме, что влечет нарушение прав граждан и юридических лиц на безопасное дорожное движение, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, материального ущерба владельцам транспортных средств, а также угрозу причинения вреда окружающей среде.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» оборудовать: пешеходный тротуар протяженностью 150 м. от остановочного пункта ул. Мариинский поворот справа по ходу движения от ул. Красная горка в направлении автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», срок до 30.09.2024 год.; посадочную и остановочную площадку, автопавильон, знаки 5.16 район дома № 36 ул. Красная горка, срок до 30.09.2025; пешеходные тротуары со стороны дороги имеющей застройку: район дома № 1 ул. Красная горка - район дома № 51 ул. Артиллерийская, район дома № 36 ул. Красная горка - район дома № 17 ул. Красная горка; пешеходный переход район дома № 51 ул. Артиллерийская - район дома № 30 ул. Красная горка, срок до 30.09.2025;
знаками 5.19.1, 5.19.2 на пешеходном переходе район дома № 1 ул. Красная горка, срок до 30.06.2024; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку район ост. «Таежный поворот» (ул. Заречная, 1)-до ж/д переезда № 2, срок до 30.09.2025; пешеходные тротуары со стороны дороги, имеющей застройку: район дома № 1 ул. Советская - район дома № 51 ул. Советская, район дома № 62 ул. Советская - район дома № 2 ул. Советская, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар от остановки «Арка» район дома № 2 ул. Ленина - район дома № 8 ул. Ленина, срок до 30.09.2025; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку ул. Н. Барзас, 19,21, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку район остановки «Дорожник» - выезд с ул. ул. Карбышева, 25, срок до 30.09.2024; посадочную и остановочную площадки, пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон ул. Промышленная, 17, пешеходный переход ул. Промышленная (сады),срок до 30.09.2024; посадочную площадку ул. Мира, 1, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар от остановки «ТЦ «Мир» (Кочубея, 22) - примыкание ул. Кочубея, срок до 30.09.2024.
Указанные сроки для выполнения работ суд считает разумными и достаточными.
Из п.1.13 Устава МКУ по УЖКХ Березовского городского округа следует, что Учреждение является получателем средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, администрация Берёзовского городского округа, как учредитель и собственник имущества МКУ по УЖКХ Березовского городского округа, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в случае недостаточности у него денежных средств.
Таким образом, исковые требования прокурора к Муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Берёзовского городского округа, Администрации Берёзовского городского округа являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
Данный иск обоснованно, в соответствии с требованиями ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подан прокурором, поскольку защите подлежат права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора г. Берёзовского в интересах муниципального образования Березовский городской округ и неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Берёзовского городского округа, Администрации Берёзовского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» оборудовать:
пешеходный тротуар протяженностью 150 м. от остановочного пункта ул. Мариинский поворот справа по ходу движения от ул. Красная горка в направлении автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», срок до 30.09.2024;
посадочную и остановочную площадку, автопавильон, знаки 5.16 район дома № 36 ул. Красная горка, в срок до 30.09.2025;
пешеходные тротуары со стороны дороги имеющей застройку: район дома № 1 ул. Красная горка - район дома № 51 ул. Артиллерийская, район дома № 36 ул. Красная горка - район дома № 17 ул. Красная горка; пешеходный переход район дома № 51 ул. Артиллерийская - район дома № 30 ул. Красная горка, в срок до 30.09.2025;
знаки 5.19.1, 5.19.2 на пешеходном переходе район дома № 1 ул. Красная горка, в срок до 30.06.2024;
пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку район ост. «Таежный поворот» (ул. Заречная, 1)-до ж/д переезда № 2, в срок до 30.09.2025;
пешеходные тротуары со стороны дороги, имеющей застройку: район дома № 1 ул. Советская - район дома № 51 ул. Советская, район дома № 62 ул. Советская - район дома № 2 ул. Советская, в срок до 30.09.2024;
пешеходный тротуар от остановки «Арка» район дома № 2 ул. Ленина - район дома № 8 ул. Ленина, в срок до 30.09.2025;
пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку ул. Н. Барзас, 19,21, срок до 30.09.2024; пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку район остановки «Дорожник» - выезд с ул. ул. Карбышева, 25, в срок до 30.09.2024;
посадочную и остановочную площадки, пешеходный тротуар со стороны дороги, имеющей застройку, автопавильон ул. Промышленная, 17, пешеходный переход ул. Промышленная (сады) в срок до 30.09.2024;
посадочную площадку ул. Мира, 1, в срок до 30.09.2024;
пешеходный тротуар от остановки «ТЦ «Мир» (Кочубея, 22) - примыкание ул. Кочубея, в срок до 30.09.2024.
Прокурору г. Берёзовского в удовлетворении исковых требований к Администрации Березовского городского округа отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Березовский городской суд.
Председательствующий: И.Ю. Воробьева