Решение от 25.12.2024 по делу № 2-5720/2024 от 06.09.2024

Дело № 2-5720/2024

УИД: 55RS0001-01-2024-006204-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск                                           25 декабря 2024 года

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Беккер Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Советского административного округа <адрес> (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1) о взыскании 1 741 047 руб. 04 коп. неосновательного обогащения за использование мест под размещение незаконно установленных нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по адресу: <адрес>.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2 (далее – ФИО2, ответчик).

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с удовлетворением ходатайства истца требование к ФИО2 о взыскании <данные изъяты> коп. выделено в отдельное производство и направлено в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом, судебное разбирательство по делу о взыскании с ИП ФИО1 <данные изъяты> руб. неосновательного обогащения и <данные изъяты> коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика в пользу Администрации Советского административного округа <адрес> неосновательное обогащение в сумме 299 275,03 рублей.

Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ППК «Роскадастр».

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал, что полагает исковые требования истца о взыскании суммы неосновательного обогащения за использование мест незаконно установленного НТО, в то время, когда земельный участок занят объектом капитального строительства, объектом недвижимости, не подлежащими удовлетворению. Кроме того, ответчик, приобретая часть нежилого строения, каких-либо договоров или соглашений с истцом не заключал. Также не признал расчет суммы задолженности, полагая, что он должен быть произведен в соответствии с Постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором полагал исковые требования, не подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, УВМ МВД России по <адрес>, МИФНС России по <адрес>, ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.

Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Органами, уполномоченными на размещение НТО на территории <адрес>, Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные решения Омского городского Совета» определены администрации административных округов.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <адрес>» (далее - Постановление -п) утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (далее - Порядок -п), разработанный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ), Приказом Министерства экономики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления <адрес> схем размещения нестационарных торговых объектов».

Из Постановления -п следует, что размещение НТО на территории <адрес>, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности <адрес>) и муниципальной собственности <адрес>, а также на земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией <адрес> схемой размещения НТО на территории <адрес>.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава <адрес> Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена Схема размещения НТО на территории <адрес> (далее - Схема размещения НТО).

В пункте 9 Порядка -п указано, что органами, уполномоченными на размещение НТО на территории <адрес>, являются администрации административных округов <адрес> (далее - уполномоченный орган).

Как следует из пункта 31 Порядка -п, администрация административного округа <адрес> участвует в разработке проекта схемы размещения НТО на территории соответствующего административного округа <адрес>, оформляет паспорта НТО, направляет предложения о внесении изменений в схему размещения НТО, заключает договоры на размещение НТО.

В соответствии с пунктом 50 Порядка -п при осуществлении контроля за соблюдением Порядка -п уполномоченный орган осуществляет учет НТО и контроль за их размещением; осуществляет контроль за исполнением условий договора на размещение НТО; принимает меры по недопущению самовольного переоборудования НТО, влекущего придание ему статуса объекта капитального строительства; выявляет факты самовольного размещения НТО; осуществляет сбор, подготовку и направление материалов в суд (в том числе по взысканию задолженности по плате за размещение НТО; осуществляет учет и контроль за правильностью, полнотой и своевременностью осуществления платы за размещение НТО.

В соответствии с Положением об администрации Советского административного округа <адрес>, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), Администрация является территориальным структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Советского административного округа <адрес>.

Из пункта 17 Положения следует, что Администрация принимает участие в выявлении самовольных построек (подпункт 6), рассматривает уведомления о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, и по результатам такого рассмотрения совершает действия, предусмотренные частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в отношении объектов, размещенных на земельных участках, предназначенных для использования на основании договора на размещение НТО, расположенных на территории округа, с учетом ограничений, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ (подпункт 8.3); принимает решение об осуществлении сноса самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в соответствии с частью 14 статьи 55.32 ГрК РФ в отношении объектов, размещенных на земельных участках, предназначенных для использования на основании договора на размещение НТО, расположенных на территории округа, с учетом ограничений, установленных статьей 222 ГК РФ (подпункт 8.5); осуществляет контроль за соблюдением принципа платности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории округа, занятых объектами, являющимися объектами капитального строительства, осуществляет претензионно-исковую работу по взысканию стоимости неосновательного обогащения за пользование указанными земельными участками (подпункт 13.4).

В пункте 19 Положения указано, что Администрация участвует в разработке проекта схемы размещения НТО на территории <адрес>; оформляет паспорта НТО; заключает договоры на размещение НТО; является уполномоченным структурным подразделением Администрации <адрес> на размещение НТО в соответствии со схемой размещения НТО на территории <адрес>; осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения НТО на территории <адрес> (за исключением осуществления мероприятий по выносу незаконно размещенных и самовольно установленных НТО).

Таким образом, из вышеназванных нормативных актов следует, что органами, уполномоченными на размещение НТО на территории <адрес>, являются администрации административных округов <адрес>, следовательно, Администрация является надлежащим истцом по настоящему спору.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (далее - Уполномоченный орган) и ИП ФИО1 (далее - Владелец) был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта, согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Советского административного округа <адрес>, -С (далее - Договор -С).

Согласно разделу 1 Договора -С, Уполномоченный орган предоставляет, а Владелец принимает сроком на 5 лет с момента подписания Договора -С место под размещение НТО, общей площадью 60 кв.м в соответствии с паспортом НТО (Приложение к Договору -С ).

Тип НТО: павильон.

Местоположение НТО: <адрес>, Советский административный округ, <адрес>.

Вид торговой деятельности: специализированная торговля, услуги.

Специализация НТО: общественное питание.

Предоставление и возврат места под размещение НТО осуществляется на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, согласно схеме размещения НТО на территории <адрес> (Приложение к Договору -С).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (далее - Уполномоченный орган) и ИП ФИО1 был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта, согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Советского административного округа <адрес>, -С (далее - Договор -С).

Согласно разделу 1 Договора -С, Уполномоченный орган предоставляет, а Владелец принимает сроком на 5 лет с момента подписания Договора -С место под размещение НТО, общей площадью 80 кв.м в соответствии с паспортом НТО (Приложение к Договору -С ).

Тип НТО: павильон.

Местоположение НТО: <адрес>, Советский административный округ, <адрес>.

Вид торговой деятельности: специализированная торговля, услуги.

Специализация НТО: сотовые телефоны.

Предоставление и возврат места под размещение НТО осуществляется на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами, согласно схеме размещения НТО на территории <адрес> (Приложение к Договору -С).

В пункте 2.2 договоров указано, что Владелец перечисляет плату за предоставление места под размещение НТО в бюджет <адрес> по реквизитам, указанным в разделе 11 договоров, за каждый месяц с оплатой до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В платежном поручении (квитанции) указывается номер и дата Договора -С, а также период, за который осуществляется платеж.

Как следует из пункта ДД.ММ.ГГГГ договоров, по истечении срока действия договоров, а также в случае их досрочного расторжения Владелец обязан освободить места под размещение НТО, привести их в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней Уполномоченному органу по акту приема-передачи.

До истечения срока действия договоров в адрес ИП ФИО1 Администрация направила уведомление о прекращении договоров, в частности в отношении Договора -С письмом от ДД.ММ.ГГГГ , полученным адресатом лично ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2.2 указанных договоров их срок действия истек ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании Положения специалистами отдела социально-экономического развития и потребительского рынка Администрации с целью контроля за соблюдением порядка размещения НТО на территории Советского административного округа <адрес> обследована территория по адресу: <адрес>, составлены акты и , согласно которым, по названному адресу выявлены незаконно размещенные НТО, принадлежащие ИП ФИО1, площадью 66 кв.м и площадью 120 кв.м с вывеской «Напитки на розлив».

Обмер указанных площадей НТО осуществлен посредством измерительного прибора, дальномера ОЬМ 30/60740-15.

Распоряжение Администрация от ДД.ММ.ГГГГ 1 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпунктов 1, 2 пункта 1 об определении самовольно размещенным движимым имуществом НТО площадью 120 кв. м, установленного в 31 м западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, и НТО площадью 66 кв. м, установленного в 31 м западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, - ответчик обжаловал в суде.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 отказано.

На основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п места для размещения НТО по адресу: <адрес>, а именно: общей площадью 80 кв.м, вид торговой деятельности: специализированная (общественное питание) и общей площадью 60 кв.м, вид торговой деятельности: специализированная (сотовая связь), - исключены из Схемы размещения НТО.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Администрации вновь проведено обследование территории по адресу: <адрес>, - в результате которого составлен акт, зафиксировавший вынесение НТО площадью 66 кв.м, принадлежащего ИП ФИО1

Как указал истец, Владелец НТО в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ договоров после истечения срока их действия (ДД.ММ.ГГГГ) места под размещение НТО не освободил, не привел их в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, не передал Уполномоченному органу в трехдневный срок по акту приема-передачи, продолжая осуществлять предпринимательскую деятельность по указанному адресу и регулярно получать прибыль.

В связи с установлением факта использования ИП ФИО1 под размещение НТО мест, расположенных на территории Советского административного округа <адрес> по адресу: <адрес>, - площадью 66 кв.м и площадью 120 кв.м - к ответчику неоднократно были предъявлены требования, вплоть до 2023, о взыскании неосновательного обогащения, поскольку в соответствии с подпунктом 10 пункта 7 Порядка №    1812-п с ДД.ММ.ГГГГ спорные НТО, принадлежащие ИП ФИО1, являются самовольно размещенными.

Согласно пункту 28 Порядка -п, за период использования мест размещения НТО владельцы самовольно размещенных НТО возмещают стоимость неосновательного обогащения по цене, существовавшей во время размещения данного НТО.

Администрация предлагала ИП ФИО1 заключить соглашения о возмещении стоимости неосновательного обогащения за использование места под размещение НТО общей площадью 120 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - для размещения павильона, однако ответчик отказался подписать соответствующие соглашения, внося при этом плату по прекратившему свое действие в 2021 Договору -с и указывая в платежных поручениях номер недействующего договора и период, за который осуществляется платеж.

На основании статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 20 БК РФ, доходами бюджета являются налоговые и неналоговые доходы.

Коды бюджетной классификации (далее - КБК) по внесению платы за предоставление места под размещение НТО и оплата возмещения стоимости неосновательного обогащения разные.

Как следует из пункта 16 раздела 5 Распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка администрацией Советского административного округа <адрес> бюджетных полномочий администратора доходов бюджета <адрес>», перевод оплаты с одного КБК на другой возможен только по письменному заявлению плательщика.

ИП ФИО1 соответствующее заявление истцу не предоставил, в том числе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-АСАО/17-2277, в котором Администрация уведомила адресата о следующем.

Таким образом, поскольку Администрацией с ИП ФИО1 договор на размещение НТО площадью 120 кв.м. по вышеуказанному адресу не заключался, как и соглашения о возмещении стоимости неосновательного обогащения не подписывались, а направленные в адрес ИП ФИО1 требования и обращения истца остались без исполнения.

Расчет суммы неосновательного обогащения произведен Администрацией в соответствии с пунктом 52 Порядка -п по следующей формуле:

П = (Б х 8 х К) / 12, где:

П - размер ежемесячной платы за размещение НТО;

Б - базовая плата за размещение НТО для оценочной зоны и подзоны на территории <адрес>;

8 - площадь НТО в соответствии с паспортом НТО;

К - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).

Значение коэффициента дефлятора К устанавливается Решением Омского городского Совета о бюджете <адрес> на очередной финансовый год и плановый период. Если Решением Омского городского Совета о бюджете <адрес> на очередной финансовый год и плановый период значение коэффициента дефлятора К на очередной финансовый год не установлено, то в очередном календарном году продолжают действовать значения коэффициента дефлятора К, действовавшие в предыдущем календарном году.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (пункт 2 части 1 и пункт 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого продавец передал в собственность покупателю, а покупатель принял и оплатил, согласно условиям данного договора, следующее имущество, принадлежащее продавцу на праве собственности: 2/3 доли в праве собственности на торговый объект: одноэтажное нежилое строение площадью 120 кв.м, находящееся по адресу: <адрес>, в Советском административном округе <адрес>.

Таким образом, ИП ФИО1 является совладельцем (1/3 доли в праве собственности) нежилого строения - магазин площадью 120 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> (35 м юго-западнее) в Советском административном округе <адрес>, 2/3 доли в праве собственности на данный торговый объект принадлежат ФИО2

Договор на размещение НТО площадью 120 кв.м между ИП ФИО1, ФИО2 и Администрацией не заключался, соглашений о возмещении стоимости неосновательного обогащения на данный объект ответчик не подписывали.

В соответствии с заключением специалиста общества с ограниченной ответственностью «Региональная экспертная служба» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении определений нормативной документации к недвижим объектам, сопоставив фактические данные, полученные путем визуального осмотра с требованиями, предъявляемыми к объектам такого рода, НТО общей площадью 120 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет признаки капитальности, так как объект имеет прочную связь с землей и имеет неразборный каркас, перемещение без несоразмерного ущерба назначению и без изменений основных характеристик невозможно.

Согласно Техническому паспорту на нежилое строение (сооружение), подготовленному обществом с ограниченной ответственностью «Кадастр Лэнд» на нежилое строение (сооружение), от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Технический паспорт), год постройки - 2020, группа капитальности - III, строение имеет железобетонный блочный фундамент, бетонный пол, электрическое отопление, центральный водопровод, канализацию в городскую сеть; общая площадь строения - 109,7 кв.м, площадь застройки - 115,9 кв.м.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено на основании совокупности доказательств, в том числе по результатам проведённой экспертизы, что спорный объект соответствует критериям объектов недвижимого имущества, установленных законодательством.

ФИО7 считает, что установленный в деле № факт имеет преюдициальное значение по настоящему спору, в связи с чем требования истца о взыскании суммы неосновательного обогащения за использование места незаконно установленного НТО в то время, когда земельный участок занят объектом капитального строительства, объектом недвижимости, удовлетворению не подлежат.

Заключением кадастрового инженера общества ограниченной ответственностью «Центр кадастровых, оценочных и юридических услуг «КАДАСТР -М» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> (в 35 м юго-западнее), - установлено, что объект - нежилое строение (сооружение), указанный в Техническом паспорте, год постройки 2020, являлся объектом исследования в заключении эксперта, подготовленном в рамках дела № А46-10306/2023.

Сбережённая стоимость пользования земельным участком равна величине арендной платы, существовавшей в то время и в том месте, когда и где происходило пользование, в связи с чем истец не вправе требовать сумму, превышающую ту, которую он мог бы получить при предоставлении земельного участка в аренду.

По мнению ответчика, истец не имел возможности заключить договор под размещение НТО, поскольку данное место исключено из Схемы размещения НТО.

Расчет задолженности должен быть произведен в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, а надлежащим истцом является ДИО Администрации <адрес>.

Статьёй 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Наряду с общими основаниями использования земельных участков, подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, Законом №    381-ФЗ установлено особое правовое регулирование правоотношений сторон при размещении НТО.

Размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения НТО.

По смыслу правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.02.2018 №    304-ЭС17-15428,размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом № 381-ФЗ, Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

Пунктом 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ определено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Как следует из пункта 7 Порядка -п, НТО - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе мобильный торговый объект.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 45 Порядка -п обязательными условиями договора на размещение НТО являются: адресный ориентир места размещения НТО, площадь НТО, специализация торговли, тип НТО и срок размещения НТО (для киосков, павильонов, торговых галерей - 5 лет).

Условиями договоров -С и -С предусмотрено, что Владельцу сроком на 5 лет предоставлено место под размещение НТО в соответствии с паспортом НТО, местоположение которых определено адресом: <адрес>.

Из Договора -С следует, что место под размещение НТО общей площадью 60 кв.м, специализация торговли - общественное питание.

В Договоре -С указана площадь места под размещение НТО - 80 кв.м, специализация торговли - сотовые телефоны.

Условием Договора -С не предусматривалось, что место предоставлено под размещение недвижимого имущества.

Из материалов дела усматривается, что ИП ФИО1, заключая договоры в своих интересах и по своей воле, принял место под размещение НТО, которые представляют собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком.

Пунктом 45 Порядка -п предусмотрено, что с окончанием срока размещения НТО, установленного договором на размещение НТО, прекращается действие договора на размещение НТО.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 308 ГК РФ, каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Учитывая, что условиями договоров предусмотрено владение ИП ФИО1 местами под размещение НТО сроком на 5 лет, а также представленные в материалы дела истцом доказательства получения ИП ФИО1 уведомления о расторжении Договора -С за три месяца до истечения срока действия данного договора, размещение ИП ФИО1 объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, - является незаконным.

Согласно пункту 5 Порядка -п, право на заключение договора на размещение НТО, указанного в Схеме размещения НТО, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

В соответствии с пунктом 24 Порядка -п право на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов предоставляется владельцам НТО, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в следующих случаях:

1)    при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение НТО, место размещения которого предусмотрено схемой размещения НТО;

2)    предоставления компенсационного места.

Согласно пункту 36 Порядка -п, изменения в схему размещения НТО могут быть внесены в следующих случаях:

-    ремонт, реконструкция, строительство линейных объектов, благоустройство территорий, строительство капитальных объектов, повлекшее необходимость переноса НТО;

-    несоответствие размещения НТО документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

-    необходимость предоставления компенсационного места размещения НТО;

-    инициатива структурных подразделений Администрации <адрес>, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее - заинтересованные лица), о включении в схему размещения НТО дополнительных мест размещения НТО или их исключения;

-    обращение заинтересованного лица о внесении изменений в схему размещения НТО, касающихся типа НТО и специализации торговли в нем;

-    реализация масштабных инфраструктурных проектов, направленных на достижение целей Стратегии социально-экономического развития <адрес> до 2030.

Для внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов уполномоченным органом создается соответствующая комиссия по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (пункт 38 Порядка -п).

Из материалов дела следует, что между сторонами договор на размещение НТО на территории Советского административного округа <адрес> не заключался, размещение спорного объекта Схемой размещения НТО не предусмотрено, договор аренды земельного участка ответчик не заключал, право собственности ответчика на земельный участок отсутствует.

Согласно пункту 10 Порядка -п, самовольно размещенный НТО - НТО, размещенный без соблюдения Порядка -п, а также НТО, не демонтированный владельцем НТО по истечении срока размещения НТО на территории <адрес> или в случае расторжения договора на размещение НТО по основаниям, предусмотренным законодательством.

Ответчиком не представлено доказательств возведения третьим лицом павильона, обладающего признаками капитального сооружения, на специально отведенном для этого земельном участке как для строительства объекта капитального назначения; условий о предоставлении ответчику земельного участка с правом возведения каких-либо капитальных строений, сооружений материалы дела не содержат; разрешительная документация на строительство объекта недвижимости не выдавалась; приемка спорного объекта как объекта капитального строительства не производилась

В отсутствие доказательств, подтверждающих законность использования территории земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, суд приходит к выводу о том, что НТО размещен ИП ФИО1 самовольно.

Относительно ссылки ФИО2 на решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , как преюдициальный судебный акт, подтверждающий необоснованность требований Администрации, суд указывает на следующее.

В рамках дела № по заявлению ИП ФИО1 о признании подпункта 13 пункта 1 приказа департамента контроля Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещённого движимого имущества» недействительным была проведена бюджетным учреждением <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» была проведена судебная экспертиза в отношении спорного объекта площадью 120 кв.м (по данным Технического паспорта площадью 109,7 кв.м), расположенного по адресу: <адрес> (в 35 м юго-западнее) и решением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что объект обладает признаками капитальности, при этом судом не установлено законных оснований ни для размещения НТО, ни для строительства капитального объекта.

В соответствии со статьёй 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Размер неосновательного обогащения должен определяться, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (статья 424 ГК РФ).

Пунктом 28 Порядка -п предусмотрено, что за период использования места размещения НТО владельцы самовольно размещенных НТО возмещают стоимость неосновательного обогащения по цене, существовавшей во время размещения данного НТО, рассчитанной в соответствии с пунктами 52, 52.1, 52.2 Порядка -п без учета понижающего коэффициента для отдельных видов специализированной торговли. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами согласно положениям действующего гражданского законодательства с того времени, когда владелец такого НТО узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании части 1 статьи 1102, части 2 статьи 1105 ГК РФ истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

При этом для удовлетворения требований истца о взыскании неосновательного обогащения необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

Согласно пункту 7 статьи 1, статье 65 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора под неосновательностью пользования следует понимать отсутствие оснований для безвозмездного размещения торгового объекта ответчика, а под неосновательным обогащением - денежные средства, которые должно выплачивать лицо за его размещение.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории по адресу: <адрес>, - расположен магазин площадью 120 кв. м, с ДД.ММ.ГГГГ 2/3 доли в праве общей долевой собственности в котором принадлежит ФИО2 на основании договора купли-продажи

Размер площади подтверждается актом специалиста отдела социально-экономического развития и потребительского рынка Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и показаниями измерительного прибора, дальномера ОЬМ 30/60740-15; договором купли-продажи, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ФИО2; решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А46-10306/2023; судебной экспертизой бюджетного учреждения <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации».

Расчет платы за пользование земельным участком верно произведен Администрацией в соответствии с Порядком -п, а не по правилам предоставления земельного участка в аренду в связи с размещением на нем недвижимого имущества.

Указывая на необоснованность расчета истца, ответчиком контррасчет не представлен.

Используемые истцом показатели и коэффициенты установлены нормативно-правовыми актами и обоснованность их установления предметом исследования в рамках настоящего дела не является.

Суд, проверив приведенный Администрацией расчет, считает его соответствующим действующему законодательству и арифметически верным.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с ФИО2 <данные изъяты> рубля неосновательного обогащения, как законные подлежат удовлетворению в полном объеме.

Часть 2 статьи 1107 ГК РФ предусматривает, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Согласно части 1 статьи 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).

Поскольку установлено уклонение ответчика от возмещения истцу неосновательного обогащения, Администрация имеет право на взыскание с ФИО2 процентов в порядке статьи 395 ГК РФ.

Судом установлено, что расчет процентов произведен истцом верно, в связи с чем исковое заявление в данной части подлежит удовлетворению на сумму <данные изъяты> рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ (░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░

«____» _________________ 20       ░.

░░░ 55RS0001-01-2024-006204-72

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 2-5720/2024

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░

░░░░░ __________________________░░░░░░ ░.░.

                   ░░░░░░░

░░░░░░░░░_______________________

                              ░░░░░░░

2-5720/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация САО г.Омска
Ответчики
Милорадов Анатолий Геннадьевич
Другие
МИФНС России № 12 по Омской области
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
ИП Кривенко Виктор Иванович
УВМ МВД России по Омской области
ППК Роскадастр
Суд
Кировский районный суд г. Омск
Судья
Беккер Т.А.
Дело на сайте суда
kirovcourt.oms.sudrf.ru
06.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.09.2024Передача материалов судье
09.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2024Подготовка дела (собеседование)
25.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Судебное заседание
25.12.2024Судебное заседание
28.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее