Решение по делу № 2-3317/2022 от 09.03.2022

Дело № 2-3317/2022

УИД 74RS0002-01-2022-001615-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 08 августа 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска

в составе председательствующего Л.Н. Главатских,

при секретаре И.З. Нутфуллиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кургана к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кургана обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (ИНН7453216794) (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений, выразившееся в непроведении государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 177 кв.м., ненадлежащем содержании федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны, возложении на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязанность устранить указанные в акте плановой выездной проверки УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области от 01.10.2021г. нарушении законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, путем проведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В обосновании иска указал, что прокуратурой по города Кургана в 2021 года проведена проверка по вопросу аварийного состояния защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе обследования проведенного 01 октября 2021 года УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области установлено, что по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое согласно выписке из реестра федерального имущества от 09.02.2022г. находится в казне Российской Федерации (реестровый номер федерального имущества В12460004582) и свободно от прав третьих лиц, что также подтверждается письмом МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 10.02.2022 года -. При осмотре установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны содержится с нарушением требований действующего законодательства.

Помощник прокурора Центрального района г.Челябинска – Табаков И.Н., действующий по поручению прокурора города Кургана, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях Бикметова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившегося в судебное заседание.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с положением о Межрайонном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России от 16 декабря 2016 года МТУ Росимущество в Челябинской и Курганской областях наделено полномочиями по осуществлению функций от имени Российской Федерации по управлению федеральным имуществом.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны общей площадью 177,0 кв.м., которое находится в казне Российской Федерации и свободно от прав третьих лиц.

Прокуратурой по города Кургана в 2021 года проведена проверка по вопросу аварийного состояния защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе обследования проведенного 01 октября 2021 года УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области установлено, что по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое согласно выписке из реестра федерального имущества от 09.02.2022г. находится в казне Российской Федерации (реестровый номер федерального имущества В12460004582) и свободно от прав третьих лиц, что также подтверждается письмом МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 10.02.2022 года . При осмотре установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны содержится с нарушением требований действующего законодательства.

При осмотре установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны содержится с нарушением требований действующего законодательства: в помещениях отсутствуют двери, помещения загромождены (в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.10 Положения о гражданской обороны в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687; п.п. 3.2.3-3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583).

Кроме того МТУ Росимущество в Челябинской и Курганской областях право собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными закона.

В силу ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132,133.1 и 164 ГК РФ.

Поскольку указанный объект из федеральной собственности в собственность Курганской области в установленном порядке не передавался, с учета защитное сооружение гражданской обороны не снималось, следовательно оно не выбывало из федеральной собственности. В силу вышеназванных норм закона защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 135,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и подлежит государственной регистрации территориальным органом Росимущества в качестве такового в установленном законом порядке

Ответчик осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (Приказ Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом»), соответственно, обязанности по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде должны быть возложены на него.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

На основании с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Указанные сооружения относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона являются федеральной собственностью, находятся в состоянии непригодном для их использования по прямому назначению, в связи с чем, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязано обеспечить исполнение требований законодательства, обеспечить приведение защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с требованиями.

Осуществление обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитных сооружений не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432.

В соответствии с п. 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним.

В соответствии с п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом 8 настоящего Порядка определено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Вместе с тем мер со стороны ответчика, направленных на приведение вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны, в состояние, соответствующее требованиям Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не принято.

Являясь лицом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, он несет обязанности собственника по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание, в том числе в тот период, когда оно не эксплуатируется. Отсутствие у собственника денежных средств на содержание принадлежащего ему имущества не может рассматриваться судом в качестве обстоятельства, освобождающего его от несения обязанности по содержанию такого имущества, поскольку не предусмотрено законом.

Учитывая вышеизложенное, требования прокурора города Кургана по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 177,0 кв.м

Возложить на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязанность в срок до 01.06.2023 года зарегистрировать право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 177,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях обязанность устранить указанные в акте плановой выездной проверки УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской областях от 01.10.2021г. нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, находящемся по <адрес>, общей площадью 177,0 кв.м, путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, п. 3.2.3- 3.2.10Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002г. , а именно: освободить входы в защитное сооружение гражданской обороны; защитить входы защитного сооружения гражданской обороны от атмосферных осадков и поверхностных вод; осушить защитное сооружение гражданской обороны; обеспечить содержание помещений защитного сооружения гражданской обороны в сухом состоянии.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:     Л.Н. Главатских

Мотивированное решение составлено 11 августа 2022 года.

2-3317/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРАТУРА ГОРОДА КУРГАНА
Ответчики
МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях
Другие
Управление надзорной деятельности и профилактической рабоы ГУ МЧС России по Курганской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Климович Елена Александровна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
09.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2022Передача материалов судье
10.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2022Предварительное судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
11.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2022Дело оформлено
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее