Решение по делу № 3-265/2015 от 16.12.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2015 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Лапшиной О.С.,

с участием прокурора Козловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-265/15 по заявлению Горченкова Владислава Алексеевича, Гончаровой Светланы Михайловны, Симонян Анаиды Григорьевны об оспаривании пункта 7 статьи 3 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» в редакции Закона Московской области от 23 июля 2014 года № 100/2014-ОЗ

установил:

Горченков В.А., Гончарова С.М. и Симонян А.Г. обратились в Московский областной суд обратились в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 7 статьи 3 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» (далее - Закон № 84/2010-ОЗ) в редакции Закона Московской области от 23 июля 2014 года № 100/2014 -ОЗ (далее - Закон № 100/2014-ФЗ).

Закон Московской области № 84/2010-ОЗ официально опубликован в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» №124 от 14 июля 2010 года. Закон Московской области от 23 июля 2014 года № 100/2014-ОЗ, внесший в Закон № 84/2010-ОЗ изменения, опубликован в том же издании 1 августа 2014 года.

Обосновывая свои требования, заявители указывают, что Закон Московской области № 84/2010-ОЗ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона от 23 июля 2014 года № 100/2014-ОЗ, предусматривал, что формирование и ведение Реестра пострадавших соинвесторов, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, относилось к компетенции органов местного самоуправления (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона № 84/2010-ОЗ). На основании данного положения Закона они - заявители постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 12 апреля 2012 года № 584 были включены в Реестр пострадавших соинвесторов по проблемному объекту строительства - жилой дом, расположенный по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, 2-1 Мичуринский тупик.

После внесения 23 июля 2014 года в Закон Московской области № 84/2010-ОЗ Законом № 100/2014-ОЗ изменений, полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение Реестра таких граждан отнесено к компетенции центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного Правительством Московской области (п. 7 ст. 3 Закона № 84/2014 - ОЗ в действующей редакции).

Заявители полагают, что оспариваемый пункт 7 статьи 3 Закона № 84/2014 в действующей редакции является неопределенным по своему содержанию, поскольку не содержит дополнительных указаний по поводу судьбы прежних реестров пострадавших соинвесторов, которые вели органы местного самоуправления, а также нарушает их (заявителей) конституционные права и законные интересы.

Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования заявители просят признать недействующим пункт 7 статьи 3 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ в редакции Закона Московской области от 23 июня 2014 года (л.д. 102-105).

Заявители Горченков В.А. и Гончарова С.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Заявитель Симонян А.Г., а также представитель всех заявителей - Горченкова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представители Московской областной Думы - Васюкова Н.В., Губернатора Московской области и Правительства Московской области - Русских Е.Е., а также Министерства строительного комплекса Московской области - Кисляков А.С. требования заявителей не признали и пояснили, что Закон Московской области № 84/2010-ОЗ от 1 июля 2010 года принят в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, оспариваемый заявителями пункт 7 статьи 3 данного Закона в действующей редакции по своему содержанию является определенным, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы Горченкова В.А., Гончаровой С.М. и Симонян А.Г.

Представителями Губернатора Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 160-164, 210-213).

Администрации городского округа Химки Московской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечила явку в суд своего представителя.

Выслушав заявителя Симонян А.Г., представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворения заявления отказать, суд приходит к следующему.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовых акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Предметом регулирования Закона Московской области № 84/2010-ОЗ, является определение основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ст. 1 Закона).

В целях защиты прав указанных граждан, данным Законом предусмотрено формирование и ведение Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Закон Московской области № 84/2010-ОЗ в редакции, действовавшей до 1 августа 2014 года, предусматривал, что Реестр пострадавших соинвесторов формировали и вели органы местного самоуправления (п. 5 ст. 4). Данная норма областным законодателем была принята в порядке осуществления собственного (опережающего) правового регулирования, поскольку федеральное законодательство не регулировало порядок формирования и ведения подобных реестров.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 414-ФЗ в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ были внесены изменения, согласно которым в данном Законе было установлено, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (п. 7 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ). В соответствии с п. 1 и 2 ст. 23 данного Федерального закона государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный контроль (надзор) в данной области осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).

В настоящее время уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 392), а контролирующим органом - Министерство строительного комплекса Московской области (п. 15 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 3 октября 2013 года № 786/44).

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены и правила ведения реестра таких граждан утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 октября 2013 года № 403.

После внесения указанных изменений в федеральное законодательство Законом Московской области от 23 июля 2014 года № 100/2014-ОЗ в Закон Московской области № 84/2010-ОЗ также были внесены соответствующие изменения, в том числе в оспариваемый заявителями п. 7 ст. 3 данного Закона.

Пункт 7 статьи 3 Закона Московской области № 84/2010-ОЗ в действующей редакции предусматривает, что центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области в соответствии с установленными на основании законодательства Российской Федерации критериями и правилами признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет Реестр таких граждан.

Таким образом, оспариваемая заявителями норма была принята в связи с необходимостью приведения положений Закона Московской области № 84/2010-ОЗ в соответствие с федеральным законодательством и полностью ему соответствует.

Суд не усматривает какой-либо неопределенности в данной норме, содержание которой является ясным, определенным, не допускающим ее неоднозначного толкования. Реализации права заявителей на включение в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с правилами установленными уполномоченными органом, оспариваемое положение Закона №84/2010-ОЗ не препятствует.


Фактически требования заявителей сводятся к требованию о дополнении оспариваемой нормы указанием на то как следует поступать с реестрами пострадавших соинвесторов, которые вели до изменения законодательства органы местного самоуправления. Между тем, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять содержание издаваемых ими актов и возлагать на органы государственной власти обязанность по дополнению (изменению) принятых ими нормативных правовых актов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма Закона Московской области № 84/2010-ОЗ в действующей редакции принята компетентным органом, в полном соответствии с федеральным законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителей.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Горченкова Владислава Алексеевича, Гончаровой Светланы Михайловны, Симонян Анаиды Григорьевны о признании недействующим пункта 7 статьи 3 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» в редакции Закона Московской области от 23 июля 2014 года № 100/2014-ОЗ оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.


3-265/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горченков Владислав Алексеевич
Симонян Анаида Григорьевна
Гончарова Светлана Михайловна
Другие
Администрация городского округа Химки МО
Губернатор МО
Министерство строительного комплекса МО
Правительство МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
16.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2014Передача материалов судье
22.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2015Подготовка дела (собеседование)
20.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2015Предварительное судебное заседание
09.04.2015Судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
15.06.2015Судебное заседание
13.08.2015Судебное заседание
18.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее