РЎСѓРґСЊСЏ Гиниятуллин Р. Р . РЈРР” 16RS0002-01-2019-000429-03
дело № 2 - 14/2020
дело № 33 - 7317/2020
учёт № 149г
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
28 мая 2020 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А. Г.,
судей Валиевой Л. Ф. и Никулиной О. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Галеевой Г. Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной Рћ. Р’. гражданское дело РїРѕ апелляционной жалобе представителя ответчика - Рсполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Рсполком Аксубаевского района) - Емельянова Андрея Аркадьевича РЅР° решение Аксубаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 30 января 2020 РіРѕРґР°, которым постановлено:
заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее – Управление Роспотребнадзора по РТ) в лице территориального отдела в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах удовлетворить.
Признать бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – МБОУ «Старотимошкинская СОШ») при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, организации питания детей незаконным.
Возложить РЅР° МБОУ «Старотимошкинская РЎРћРЁВ» Рё Рсполком Аксубаевского района обязанность РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 сентября 2020 РіРѕРґР° выполнить требования пунктов 1, 9, 12, 13 предписания ....-Рї/РІ РѕС‚ 26 апреля 2019 РіРѕРґР°, Р° именно:
- в основном здании предусмотреть туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков;
- предусмотреть гардеробную, оснастить её вешалками для одежды, ячейками для обуви;
- провести ремонт полов в обеденном зале, учебных кабинетах родного языка, математики, географии, иностранного языка;
- обновить ученическую мебель учебных кабинетов, обеденные столы, стулья в пищеблоке.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав представителя Рсполкома Аксубаевского района Емельянова Рђ. Рђ., судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РїРѕ Р Рў РІ Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах обратился РІ защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ заявлением Рє Рсполкому Аксубаевского района, МБОУ «Старотимошкинская РЎРћРЁВ» Рѕ признании бездействия незаконным Рё возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.
В обоснование требований заявитель указал, что в ходе плановой проверки в МБОУ «Старотимошкинская СОШ» им были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, школе 26 апреля 2019 года было выдано предписание ....-п/в об устранении нарушений. В ходе внеплановой выездной проверки исполнения предписания, проведённой на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по РТ ....-вп/в от 5 сентября 2019 года, выявлено, что пункты предписания со сроком исполнения до 1 сентября 2019 года не выполнены, а именно: в основном здании не предусмотрены туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков (пункт 1); не предусмотрена гардеробная, оснащённая вешалками для одежды, ячейками для обуви (пункт 9); не проведён ремонт полов в обеденном зале, учебных кабинетов родного языка, математики, географии, иностранного языка (пункт 12); не обновлена ученическая мебель учебных кабинетов, обеденные столы, стулья в пищеблоке (пункт 13). По результатам внеплановой проверки в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Перечисленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних воспитанников, создаётся реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства требования заявителем были уточнены: он просил признать бездействие МБОУ «Старотимошкинская СОШ» незаконным и возложить на ответчиков обязанность провести мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства, установленных пунктами 1, 9, 12, 13 предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года в срок до 1 сентября 2020 года.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель заявителя Тимирясов А. С. уточнённые требования поддержал.
Представитель ответчиков Емельянов Рђ. Рђ. требования Рє МБОУ «Старотимошкинская РЎРћРЁВ» признал, РІ удовлетворении заявления Рє Рсполкому Аксубаевского района РїСЂРѕСЃРёР» отказать.
Суд заявление удовлетворил и постановил решение в приведённой выше формулировке.
Р’ апелляционной жалобе представитель Рсполкома Аксубаевского района РїСЂРѕСЃРёС‚ решение отменить Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении требований Рє Рсполкому, указывая РЅР° нарушение СЃСѓРґРѕРј РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права. Апеллянт критикует выводы СЃСѓРґР° Рѕ том, что Рсполком Аксубаевского района осуществляет полномочия учредителя школы, РІ том числе РІ сфере финансового обеспечения, Рё считает его ошибочным. Правовое положение Рсполкома как казённого учреждения регулируется статьей 16 Бюджетного Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РЎСѓРґ РїСЂРёРЅСЏР» решение РІ отсутствие доказательств того, что Рсполком является учредителем школы, РЅРµ указал, какими нормами права РѕРЅ руководствовался РїСЂРё принятии решения, чем нарушил положения статьи 157, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – ГПК Р Р¤) Рё разъяснений, данных РІ Постановлении Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О судебном решении» .... РѕС‚ 19 декабря 2003 РіРѕРґР°.
Р’ судебном заседании апелляционной инстанции представитель Рсполкома Аксубаевского района жалобу поддержал РїРѕ изложенным РІ ней доводам.
Рные участвующие РІ деле лица РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещались СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом Рѕ времени Рё месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года ...., федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Роспотребнадзор и его территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии частью 2 статьи 2 указанного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 39 этого же Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 24 названного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требованиями статьи 28 указанного Закона установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что МБДОУ Детский сад «Сказка» является юридическим лицом, целью которого является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведённой с 1 по 26 апреля 2019 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах, в МБОУ «Старотимошкинская СОШ» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. С целью контроля выполнения МБОУ «Старотимошкинская СОШ» предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года Управлением Роспотребнадзора по РТ было издано распоряжение ....-вп/в от 5 сентября 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки. В ходе проведения указанной проверки 4 октября 2019 года установлено, что пункты 1, 9, 12, 13 предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года со сроком исполнения до 1 сентября 2019 года не выполнены, а именно: в основном здании не предусмотрены туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, из расчёта 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; гардеробная не предусмотрена, не оснащена вешалками для одежды, ячейками для обуви; не проведён ремонт полов в обеденном зале, учебных кабинетах родного языка, математики, географии, иностранного языка; не обновлена ученическая мебель в части учебных кабинетов, обеденные столы, стулья в пищеблоке. Поскольку указанные нарушения устранены не были, 4 октября 2019 года выдано повторное предписание о проведении обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства ....-п/в со сроком исполнения до 1 сентября 2020 года.
Принимая решение РѕР± удовлетворении исковых требований, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что МБОУ «Старотимошкинская РЎРћРЁВ» допущено нарушение требований санитарного законодательства, содержащихся РІ СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє организации питания обучающихся РІ общеобразовательных учреждениях начального Рё среднего профессионального образования»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє условиям Рё организации обучения РІ образовательных учреждениях; СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє организациям общественного питания, изготовлению Рё оборотоспособности РІ РЅРёС… пищевых продуктов Рё продовольственного сырья»; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования Рє персональным электронно-вычислительным машинам Рё организации работы». Рти выводы СЃСѓРґР° являются правильными, СЃСѓРґ обоснованно пришёл Рє выводу Рѕ возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РЅР° МБДОУ Детский сад «Сказка», поскольку деятельность организации создаёт реальную СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ детей, посещающих школу, Рё работников образовательного учреждения. Решение РІ этой части сторонами РЅРµ обжалуется.
Принимая решение Рѕ возложении обязанности РїРѕ выполнению требований пунктов 1, 9, 12, 13 предписания ....-Рї/РІ РѕС‚ 26 апреля 2019 РіРѕРґР° Рё РЅР° Рсполком Аксубаевского района, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что согласно выписке РёР· Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МБОУ «Старотимошкинская РЎРћРЁВ» является Муниципальное образование «Аксубаевский муниципальный район», права учредителя осуществляет Муниципальное казённое учреждение (далее – РњРљРЈ) «Отдел образования» Рсполкома Аксубаевского района. Судебная коллегия соглашается СЃ таким выводом СЃСѓРґР° первой инстанции, признаёт его мотивированным, основанным РЅР° правильном применении РЅРѕСЂРј материального права. Отклоняя РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, судебная коллегия отмечает, что согласно пункту 2 Постановления Рсполкома Аксубаевского муниципального района РѕС‚ 29 мая 2015 РіРѕРґР° в„– 206 «О формировании, ведении Рё утверждении ведомственных перечней муниципальных услуг Рё работ, оказываемых Рё выполняемых муниципальными учреждениями Аксубаевского муниципального района» РњРљРЈ «Отдел образования» является структурным подразделением Рсполкома Аксубаевского района, осуществляющим функции Рё полномочия учредителя муниципальных бюджетных или автономных учреждений, созданных РЅР° базе имущества, находящегося РІ собственности Аксубаевского муниципального района. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ процедуры выделения бюджетных денежных средств РЅР° исполнение требований предписания РїСЂРё разрешении настоящего СЃРїРѕСЂР° РЅРµ исследовались, предметом РёСЃРєР° РЅРµ являлись.
Таким образом, решение СЃСѓРґР° следует признать законным Рё обоснованным, оснований для его отмены РїРѕ доводам апелляционной жалобы представителя Рсполкома судебная коллегия РЅРµ находит.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Аксубаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 30 января 2020 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рсполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё