Решение по делу № 33-7317/2020 от 10.04.2020

РЎСѓРґСЊСЏ Гиниятуллин И. Р .         УИД 16RS0002-01-2019-000429-03

дело № 2 - 14/2020

дело № 33 - 7317/2020

учёт № 149г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2020 РіРѕРґР°                                 РіРѕСЂРѕРґ Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Габидуллиной А. Г.,

судей Валиевой Л. Ф. и Никулиной О. В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Галеевой Г. Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Аксубаевского района) - Емельянова Андрея Аркадьевича на решение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года, которым постановлено:

заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее – Управление Роспотребнадзора по РТ) в лице территориального отдела в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах удовлетворить.

Признать бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – МБОУ «Старотимошкинская СОШ») при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, организации питания детей незаконным.

Возложить на МБОУ «Старотимошкинская СОШ» и Исполком Аксубаевского района обязанность в срок до 1 сентября 2020 года выполнить требования пунктов 1, 9, 12, 13 предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года, а именно:

- в основном здании предусмотреть туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков;

- предусмотреть гардеробную, оснастить её вешалками для одежды, ячейками для обуви;

- провести ремонт полов в обеденном зале, учебных кабинетах родного языка, математики, географии, иностранного языка;

- обновить ученическую мебель учебных кабинетов, обеденные столы, стулья в пищеблоке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Исполкома Аксубаевского района Емельянова А. А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах обратился в защиту неопределенного круга лиц с заявлением к Исполкому Аксубаевского района, МБОУ «Старотимошкинская СОШ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.

В обоснование требований заявитель указал, что в ходе плановой проверки в МБОУ «Старотимошкинская СОШ» им были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, школе 26 апреля 2019 года было выдано предписание ....-п/в об устранении нарушений. В ходе внеплановой выездной проверки исполнения предписания, проведённой на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по РТ ....-вп/в от 5 сентября 2019 года, выявлено, что пункты предписания со сроком исполнения до 1 сентября 2019 года не выполнены, а именно: в основном здании не предусмотрены туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков (пункт 1); не предусмотрена гардеробная, оснащённая вешалками для одежды, ячейками для обуви (пункт 9); не проведён ремонт полов в обеденном зале, учебных кабинетов родного языка, математики, географии, иностранного языка (пункт 12); не обновлена ученическая мебель учебных кабинетов, обеденные столы, стулья в пищеблоке (пункт 13). По результатам внеплановой проверки в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Перечисленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних воспитанников, создаётся реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства требования заявителем были уточнены: он просил признать бездействие МБОУ «Старотимошкинская СОШ» незаконным и возложить на ответчиков обязанность провести мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства, установленных пунктами 1, 9, 12, 13 предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года в срок до 1 сентября 2020 года.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель заявителя Тимирясов А. С. уточнённые требования поддержал.

Представитель ответчиков Емельянов А. А. требования к МБОУ «Старотимошкинская СОШ» признал, в удовлетворении заявления к Исполкому Аксубаевского района просил отказать.

Суд заявление удовлетворил и постановил решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Исполкома Аксубаевского района просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Исполкому, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права. Апеллянт критикует выводы суда о том, что Исполком Аксубаевского района осуществляет полномочия учредителя школы, в том числе в сфере финансового обеспечения, и считает его ошибочным. Правовое положение Исполкома как казённого учреждения регулируется статьей 16 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Суд принял решение в отсутствие доказательств того, что Исполком является учредителем школы, не указал, какими нормами права он руководствовался при принятии решения, чем нарушил положения статьи 157, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» .... от 19 декабря 2003 года.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Исполкома Аксубаевского района жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года ...., федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Роспотребнадзор и его территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии частью 2 статьи 2 указанного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу статьи 39 этого же Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 24 названного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требованиями статьи 28 указанного Закона установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 51 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что МБДОУ Детский сад «Сказка» является юридическим лицом, целью которого является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведённой с 1 по 26 апреля 2019 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах, в МБОУ «Старотимошкинская СОШ» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. С целью контроля выполнения МБОУ «Старотимошкинская СОШ» предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года Управлением Роспотребнадзора по РТ было издано распоряжение ....-вп/в от 5 сентября 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки. В ходе проведения указанной проверки 4 октября 2019 года установлено, что пункты 1, 9, 12, 13 предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года со сроком исполнения до 1 сентября 2019 года не выполнены, а именно: в основном здании не предусмотрены туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, из расчёта 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; гардеробная не предусмотрена, не оснащена вешалками для одежды, ячейками для обуви; не проведён ремонт полов в обеденном зале, учебных кабинетах родного языка, математики, географии, иностранного языка; не обновлена ученическая мебель в части учебных кабинетов, обеденные столы, стулья в пищеблоке. Поскольку указанные нарушения устранены не были, 4 октября 2019 года выдано повторное предписание о проведении обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства ....-п/в со сроком исполнения до 1 сентября 2020 года.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что МБОУ «Старотимошкинская СОШ» допущено нарушение требований санитарного законодательства, содержащихся в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях; СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Эти выводы суда являются правильными, суд обоснованно пришёл к выводу о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на МБДОУ Детский сад «Сказка», поскольку деятельность организации создаёт реальную угрозу жизни и здоровью детей, посещающих школу, и работников образовательного учреждения. Решение в этой части сторонами не обжалуется.

Принимая решение о возложении обязанности по выполнению требований пунктов 1, 9, 12, 13 предписания ....-п/в от 26 апреля 2019 года и на Исполком Аксубаевского района, суд исходил из того, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МБОУ «Старотимошкинская СОШ» является Муниципальное образование «Аксубаевский муниципальный район», права учредителя осуществляет Муниципальное казённое учреждение (далее – МКУ) «Отдел образования» Исполкома Аксубаевского района. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, признаёт его мотивированным, основанным на правильном применении норм материального права. Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия отмечает, что согласно пункту 2 Постановления Исполкома Аксубаевского муниципального района от 29 мая 2015 года № 206 «О формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Аксубаевского муниципального района» МКУ «Отдел образования» является структурным подразделением Исполкома Аксубаевского района, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных бюджетных или автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности Аксубаевского муниципального района. Вопросы процедуры выделения бюджетных денежных средств на исполнение требований предписания при разрешении настоящего спора не исследовались, предметом иска не являлись.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы представителя Исполкома судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-7317/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа Аксубаевского муниципального района РТ
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Никулина О. В.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
13.04.2020[Гр.] Передача дела судье
20.04.2020[Гр.] Судебное заседание
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее