Дело № 2- 276/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
20 ноября 2017 года
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Суховой О.И.,
с участием истца Соколова А.В.,
представителя ответчица Полякова Р.М.
при секретаре Ганичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гор. Пошехонье Ярославской области
гражданское дело по иску Соколова Александра Вячеславовича к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинское Ярославской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) №1288 от 29 сентября 2017 года Соколову А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимого специального стажа работы. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не включены период работы с 05 сентября 1983 года по 30 декабря 1994 года в должности шофера автомашины ЗИЛ-157 на вывозке леса Пошехонского межколхозного лесхоза, с 11 ноября 1997 года по 29 декабря 2000 года в должности водителя на вывозке леса ЛТОО «Пошехонское», поскольку не подтвержден льготный характер работы.
Соколов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное), в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконным отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию с 26 июня 2017 года.
В обоснование иска указал, что в указанные периоды работал водителем автомобиля по вывозке леса, что подтверждается записью в трудовой книжке, выработал требуемый специальный стаж и имеет право на досрочное назначение страховой пенсии как работник, занятый на лесозаготовках. В настоящее время организация деятельность не осуществляет, документы в архив ею не сдавались и были утрачены.
В судебном заседании истец Соколов А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что работал в лесхозе водителем автомобиля с прицепом, вывозил лес из делянки на территорию предприятия, ежедневно делал по 3-4 рейса. Эту работу выполнял постоянно в течение всего рабочего дня.
Представитель ответчика по доверенности Поляков Р.М. иск не признал, ссылаясь на то, что имеющиеся документы не позволяют установить занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не содержат информации о льготном стаже
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Данный пункт полностью воспроизводит подпункт 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 №273, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе имеют водители автомобилей на вывозке леса.
Согласно примечанию к данному Списку, указанный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Единый технологический процесс заготовки леса включает подготовку к валке леса, непосредственно саму валку леса, его трелевку (подвозку и вывозку) с лесосек к промежуточным складам, его вывозку на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю. Технологический процесс лесозаготовки заканчивается вывозкой леса по лесовозным дорогам на нижние склады, откуда производится его отправка потребителю.
До 01.01.1992 года при досрочном назначении трудовой пенсии по старости действовал Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, согласно которому правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда пользовались шоферы лесовозных автомобилей.
Постановлением Минтруда РФ от 01.04.2003 № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 г. № 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 от 22 августа 1956 года № 1173.
Тем самым законодатель предусмотрел право на досрочную пенсию по старости водителей автомобилей по вывозке леса, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 июня 2017 года Соколов А.В., 26 июня 1962 года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с выработкой необходимого стажа в качестве водителя по вывозке леса.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области от 29 сентября 2017 года № 1288 Соколову А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа.
С данным решением согласиться нельзя исходя из следующего.
Согласно записям в трудовой книжке Соколов А.В. с 05 сентября 1983 года по 30 декабря 1994 года работал в Пошехонском межколхозном лесхозе шофером на автомобиле ЗИЛ-157 на вывозке леса ( в связи с реорганизацией с 01.06.1993 г.- ЛТОО «Пошехонское»), с 11 ноября 1997 года по 29 декабря 2000 года в должности водителя на вывозке леса в ЛТОО «Пошехоснкое» (в связи с реорганизацией с 01.07.1999- СЛХ ООО «Пошехонский сельлес»). Доказательств изменения трудовой функции истца в указанные периоды в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланка трудовых книжек и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При этом дополнительного подтверждения периодов работы, подлежащих включению в специальный трудовой стаж, иными документами, в том числе первичными, не требуется.
Из учредительных документов СЛХ ООО «Пошехонский сельлес» ( ранее ЛТОО «Пошехонское», Пошехонский межколхозный лесхоз) следует, что предметом деятельности предприятия являются лесохозяйственные, лесовосстановительные и иные работы по ведению лесного хозяйства, переработка и реализация древесины и изделий из неё, производство столярных работ.
СЛХ ООО «Пошехонский сельлес» 21 июля 2017 года прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, о чем внесены сведения в единый государственный реестр юридических лиц.
В архивный отдел администрации Пошехонского муниципального района документы постоянного хранения (правоустанавливающие документы, приказы по основной деятельности, годовые отчеты и т.д.), документы по личному составу (приказы по личному составу, лицевые счета, ведомости, табеля учета рабочего времени, карточки формы Т-2) ЛТОО «Пошехонское» ( СЛХ ООО «Пошехонский сельлес») на хранение не сдавались.
Таким образом, документов, подтверждающих характер выполняемых истцом работ, не имеется.
Из показаний свидетелей, совместно работавших с истцом в спорные периоды в Пошехонском межколхозном лесхозе, после реорганизации в ЛТОО «Пошехонское», а затем в СЛХ ООО «Пошехонский сельлес», ФИО. И ФИО - водителями по вывозке леса, ФИО. - трактористом трелевочного трактора, ФИО.- вальщиком леса следует, что основным видом деятельности организации являлась заготовка и переработка древесины. В лесхозе было сформировано 4 бригады по заготовке древесины, за каждой бригадой был закреплен лесовоз. Соколов А.В. работал водителем лесовоза, вывозил из делянки лес на территорию предприятия, где были размещены 2 пилорамы, древесину перерабатывали на тес, из него собирали щитовые домики, колотили ящики, щиты, изготавливали различный пиломатериал. Работы выполнялись в течение всего рабочего дня и полной недели, простоев не было.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда нет оснований, они не являются заинтересованным в исходе дела лицами, хорошо знают истца, на протяжении длительного времени работали вместе на одном предприятии, периоды их трудовой деятельности подтверждены записями в трудовых книжках.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что ФИО. и ФИО., совместно работавшим с истцом в спорные периоды времени на вышеназванном предприятии водителями автомобиля на вывозке леса пенсионным органом была назначена досрочная трудовая пенсия, первому в 2001 году, второму- в 2002 году, и решением Пошехонского районного суда Ярославской области от 12.10.2011 ФИО как трактористу трелевочного трактора, решением от 07.03.2012 года ФИО. как вальщику леса.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что в оспариваемые периоды истец не менее 80% рабочего времени работал в составе бригады по заготовке леса в качестве водителя лесовоза по вывозке леса и был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок, поскольку предприятие, в котором работал истец, являлось предприятием лесного хозяйства, занималось заготовкой, вывозкой леса с лесосек и переработкой древесины в едином технологическом процессе, что дает истцу право на пенсию по старости на льготных условиях.
Отсутствие документов, определяющих льготный характер работы истца, не может ущемлять конституционное право истца на получение льготной пенсии, поскольку совокупность исследованных судом доказательств позволяет с достоверностью установить факт работы истца в указанных им условиях.
Доказательств обратного ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Отсутствие в индивидуальных сведениях истца кода льготной работы с учетом которого определяется его право на досрочную страховую пенсию, не может являться препятствием для реализации им пенсионных прав.
При указанных обстоятельствах, право у Соколова А.В. на досрочную страховую пенсию, с учетом включения в льготный стаж спорных периодов работы в качестве водителя на вывозке леса, возникло с момента достижения им возраста 55 лет – с 26 июня 2017 года.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайнное) от 29.09.2017 № 1288 об отказе в назначении Соколову А.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске Ярославской области (межрайнное) включить в специальный стаж Соколова Александра Вячеславовича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 05 сентября 1983 года по 30 декабря 1994 года в должности шофера автомашины ЗИЛ-157 на вывозке леса Пошехонского межколхозного лесхоза, с 11 ноября 1997 года по 29 декабря 2000 года в должности водителя на вывозке леса ЛТОО «Пошехонское» и назначить Соколову Александру Вячеславовичу досрочную страховую пенсию с 26 июня 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: