Дело № 12-10/2021
РЕШЕНИЕ
8 февраля 2021 г. пос. Коноша
Судья Коношского районного суда Архангельской области Груздев Л.А.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, действующих на основании доверенности - Стрельченко Н.Н. и Медведевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по жалобе Стрельченко Н.Г. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Стрельченко Н.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией огнестрельного гладкоствольного ружья марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты>.
Стрельченко Н.Г. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просил решение мирового судьи изменить и квалифицировать его действия по ч.1 ст.20.11 КоАП РФ, исключить наказание в виде конфискации огнестрельного гладкоствольного ружья марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты>.
В обосновании жалобы указал, что он согласен с тем, что обладая оружием при наличии разрешения с истекшим сроком действия на его хранение и ношение, фактически нарушил срок продления разрешения на хранение и ношение оружия. Вместе с тем считает, что в его действиях не усматривался умысел на незаконное хранение оружия. Ружье он хранил в личном оружейном сейфе, закрытом на замок и доступном для проверки сотрудникам полиции, соответственно его действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ.
Отмечает, что в диспозиции ч.6 ст.20.8 КоАП РФ, в отличие от ч.1 ст.20.11 КоАП РФ, речь идет о незаконных приобретении, продаже, передаче, хранении, перевозке или ношении гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения. Статьей 22 Закона «Об оружии» предусмотрен запрет хранения и использования найденного или переданного огнестрельного оружия, собственниками которого соответствующие лица не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел. Таким образом, под незаконным хранением оружия понимается владение оружием, незаконно приобретенным, владельцу которого в органах внутренних дел не выдавались разрешение либо лицензия на право хранения и ношения оружия. Это оружие либо зарегистрировано в полиции, но принадлежит другим лицам, либо не зарегистрировано вообще.
Стрельченко Н.Г. считает, что мировой судья неправильно квалифицировал его действия по ч.6 ст.20.8 КоАП РФ, в то время как совершенное им административное правонарушение должно квалифицироваться по ч.1 ст.20.11 КоАП РФ - нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет. Неправильная квалификация правонарушения по ч.6 ст.20.8 КоАП РФ и административное наказание, которое не соответствует тяжести совершенного правонарушения, сопровождается также и неправомерной конфискацией оружия (указанными действиями нельзя лишить законного собственника его имущества), что в совокупности является нарушением его прав, закрепленных, статьей 35 Конституции России.
Стрельченко Н.Г. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал.
Защитники Стрельченко Н.Г. в судебном заседании жалобу поддержали.
Заслушав защитников Стрельченко Н.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.6 ст.20.8 КоАП РФ незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон «Об оружии»), хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается гражданам, получившим разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п.54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п.54 Правил и ст.22 Закона «Об оружии», Стрельченко Н.Г. осуществлял хранение принадлежащего ему огнестрельного гладкоствольного ружья марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты> по месту жительства: <адрес>, на которое срок разрешения РОХа № истек ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство подтверждено собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с которым Стрельченко Н.Г. согласился, копией разрешения РОХа № на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного ружья марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ и действительного до ДД.ММ.ГГГГ, протоколом изъятия огнестрельного оружия и боевых припасов от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела, получившими оценку при рассмотрения дела мировым судьей с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, Стрельченко Н.Г. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.20.8 КоАП РФ.
Установив обстоятельства, подлежащие выяснению в силу ст.26.1 КоАП РФ, мировой судья правильно квалифицировал деяние Стрельченко Н.Г. по составу административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о переквалификации действий Стрельченко Н.Г. на ч.1 ст.20.11 КоАП РФ нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 ст.20.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение.
Частью 6 ст.20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Законом «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу приведенных выше положений ст.22 Закона «Об оружии», хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается гражданам, получившим в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Закона «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, к которому относится гладкоствольное ружье марки «ТОЗ-34Р», выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу п.67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814», не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и при несоблюдении предусмотренных Законом «Об оружии» условий продления таких разрешений, хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 №2557-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка В.Н. на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из материалов дела, действие срока разрешения РОХа № на хранение и ношение Стрельченко Н.Г. огнестрельного гладкоствольного ружья марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты> истек ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» установлено, что в отношении форм разрешительной деятельности, в том числе по выдаче разрешительных документов в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, при наступлении в период действия настоящего постановления срока подтверждения соответствия физического лица обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, принимается решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 месяцев.
Согласно п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Пунктом 15 ч.1 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ определено, что войска национальной гвардии наделены в том числе полномочиями по выдаче гражданам при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского оружия; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского оружия.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440, п.1 распоряжения Росгвардии от 01.08.2020 №1/891-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что подтверждение соответствия физических лиц обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, переносится на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Информацией по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, размещенной на сайте Росгвардии, разъяснено, что распоряжением Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №-Р определяется период подачи заявлений на продление разрешительных документов, срок действия которых заканчивается в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с возможностью рассмотрения за месяц до ДД.ММ.ГГГГ поданных заявлений).
Информацией по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, размещенной на сайте Росгвардии, разъяснено, что в соответствии с распоряжением Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №-Р ДД.ММ.ГГГГ оканчивается срок действия продленных разрешительных документов в т.ч. разрешений серии «РОХа», по которым срок действия оканчивался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выражено напоминание, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии, подача документов на продление разрешительных документов должна быть осуществлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обращено внимание, что если заявления будут поданы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии со ст.20.11 КоАП РФ физические лица подлежат административной ответственности за нарушение сроков перерегистрации оружия в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. В случае, если заявление на перерегистрацию будет подано после ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками Росгвардии будут приниматься меры к изъятию оружия и патронов в отношении владельцев оружия.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Стрельченко Н.Г. обращался за продлением разрешительных документов на хранение и ношение им огнестрельного гладкоствольного ружья марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты> как в период со дня окончания действия срока разрешения РОХа № (ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ, так и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом Стрельченко Н.Г., не обратившись за продлением срока действия разрешения РОХа № в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ), а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, хранил по месту своего жительства огнестрельное гладкоствольное ружье марки «ТОЗ-34Р», калибр <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ незаконно, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 КоАП РФ, и он обоснованно привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой. Действия Стрельченко Н.Г. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства об оружии. Основания для переквалификации его действий на ч.1 ст.20.11 КоАП РФ отсутствуют.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Стрельченко Н.Г. и содержит все необходимые сведения, указанные в ст.28.2 КоАП РФ. Административное правонарушение описано в протоколе в соответствии с диспозицией ч.6 ст.20.8 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена, положения ст.51 Конституции России и 25.1 КоАП РФ Стрельченко Н.Г. разъяснены.
Административное наказание назначено Стрельченко Н.Г. в пределах санкции ч.6 ст.20.8 КоАП РФ и с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ и является минимальным.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьей соблюден. Судебное постановление надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания Стрельченко Н.Г. оставить без изменения, а жалобу Стрельченко Н.Г. без удовлетворения.
Судья Л.А. Груздев