Каспийский городской суд Республики Дагестан
Судья Яшина Н.С.
Дело №а-838/2024 (2а-4149/2023)
УИД 05RS0№-52
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от <дата> по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдуллаева М.К.,
судей Османова Т.С. и Аноновой Г.М.,
при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рашидовой А.А. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконными постановления Администрации городского округа «<адрес>» № от <дата> и постановления Администрации городского округа «<адрес>» № от <дата>; признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес Рашидовой А.А. подписанного проекта договора аренды земельного участка; возложении обязанности принять решение о предоставлении Рашидовой А.А. в аренду земельный участок и направить подписанный проект договора аренды земельного участка,
по апелляционной жалобе истца Рашидовой А.А. на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., выслушав пояснения представителя истца Рашидовой А.А. по доверенности Р. Э.Р., пояснения представителя истца Рашидовой А.А. и заинтересованного лица Гамзалаевой З.Ю. по доверенности Р. А.Р., просивших решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Рашидова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным постановление Администрация ГО «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков» и постановления № от <дата> «О внесении изменения в постановление Главы городского округа «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков», признании незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>», выразившееся в не направлении ему подписанного проекта договора аренды земельного участка и обязать принять решение о предоставлении ему в аренду земельного участка и направить подписанный проект договора аренды земельного участка.
В обоснование исковых требований указывает, что постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> принято решение о предварительном согласовании предоставления Рашидовой А.А. земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Кемпинг», линия, 11, № «а», кадастровый №, в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.
В последующем постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> в редакции с изменениями, внесенными постановлением № от <дата>, указанный выше акт органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка отменен по причине несоблюдения порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и конкурсных процедур, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решение Администрации ГО «<адрес>» об отмене постановления о предварительном согласовании предоставления Рашидовой А.А. земельного участка является незаконным, необоснованным, а также, ссылаясь на наличие предусмотренных законом оснований для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении Рашидовой А.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 05:48:000007:861 без проведения торгов, административный истец обратился в суд с указанными выше требованиями.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата>, постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Рашидовой А. А. к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконными постановления Администрации городского округа «<адрес>» № от <дата> и постановления Администрации городского округа «<адрес>» № от <дата>; признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес Рашидовой А. А. подписанного проекта договора аренды земельного участка; обязании принять решение о предоставлении Рашидовой А. А. в аренду земельного участка и направить подписанный проект договора аренды земельного участка – отказать».
Представителем административного истца Рашидовой А.А. по доверенности Р. Э.Р. подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, как незаконного, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела и неправильным применением судом норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка должны быть основания указанные в пункте 8 статьи 39.15 или статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которые в свою очередь не приведены в оспариваемом решении и судебном акте.
Как следует из материалов дела, административное дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
Определением от <дата> судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан постановлено:
«Перейти к рассмотрению административного дела по административному исковому заявлению Рашидовой А.А. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным постановление Администрация ГО «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков» и постановления № от <дата> «О внесении изменения в постановление Главы городского округа «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков», признании незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>», выразившееся в не направлении ему подписанного проекта договора аренды земельного участка и обязать принять решение о предоставлении ему в аренду земельного участка и направить подписанный проект договора аренды земельного участка, по правилам гражданского судопроизводства.
Передать настоящее дело на рассмотрение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан».
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В зал заседания суда апелляционной инстанции явились представитель истца Рашидовой А.А. по доверенности Р. Э.Р., представитель истца Рашидовой А.А. и заинтересованного лица Гамзалаевой З.Ю. по доверенности Р. А.Р.
Остальные участники процесса в заседание судебной коллегии не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела заблаговременно и надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 ГПК РФ.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1ст.ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
Принимая во внимание, что участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, ходатайств об его отложении не заявили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей истца и заинтересованного лица, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм закона, в случае выявления несоответствия ранее принятого муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, такой муниципальный правовой акт может быть отменен принявшим его органом местного самоуправления.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 ЗК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Кемпинг», линия 11, № «а», кадастровый №, в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства Рашидовой А.А. (п. 1). На Управление имущественных отношений <адрес> возложена обязанность опубликовать, данное постановление на сайте Администрации ГО «<адрес>» и в газете «Трудовой Каспийск» (п. 2).
В номере газеты «Трудовой Каспийск» от <дата> (стр. 9) опубликовано информационное сообщение Управления имущественных отношений <адрес> о возможности предоставления гражданам в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Кемпинг», линия, 11, № «а», кадастровый №, для индивидуального жилищного строительства.
<дата> на сайте Администрации ГО «<адрес>» (www.kaspiysk.org) опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно правовому заключению № от <дата> специалистами МКУ «Правовое управление» выявлено нарушение установленного ст. 39.18 ЗК РФ порядка рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, допущенное при принятии постановления Администрации ГО «<адрес>» № от <дата>.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> (п. 1.5) отменено постановление Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> о предварительном согласовании предоставления Рашидовой А.А. земельного участка с кадастровым номером 05:48:000007:861.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> внесены изменения в Постановление Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> в части уточнения оснований для принятия постановления. Первый абзац (преамбула) изменяемого постановления изложен в следующей редакции:
«В соответствии с Федеральным законом от <дата> № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимая во внимание нарушение требований ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении конкурсных процедур и установленного порядка при разрешении заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, руководствуясь Уставом, администрация городского округа «<адрес>» постановляет: отменить постановление Администрации городского округа «<адрес>» от <дата> № о предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Отказывая в удовлетворении исковых требований Рашидовой А.А., суд первой инстанции суд признал обоснованными принятые в порядке самоконтроля оспариваемые решения Администрации ГО «<адрес>», выраженные в постановлениях № от <дата>, № от <дата>, об отмене ранее приятого муниципального правового акта в связи с его несоответствием требованиям закона.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как установлено пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
По смыслу п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Требования к содержанию извещения о предоставлении земельного участка установлены п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 1);
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 2).
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с п. 6 ст. 39.17 ЗК РФ проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
На основании п. 13 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно ч.6 ст.39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст.39.17 ЗК РФ.
Таким образом, исходя из указанных выше положений закона следует, что в случае не поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, на Администрацию ГО «<адрес>» возложена обязанность о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст.39.17 ЗК РФ.
При этом, в силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, заключению договора аренды земельного участка должны предшествовать подача заявления о предоставлении земельного участка, опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, обеспечение иным гражданам возможности подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого участка в течение тридцати дней со дня опубликования извещения (подп. 1 п. 1, п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
В отсутствие заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления конкурирующих заявлений уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов и о проведении соответствующего аукциона (п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрацией ГО «<адрес>» извещение о предоставлении земельного участка, в том числе с кадастровым номером 05:48:000007:861, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, МКР «Кемпинг», линия 11, № «а», <дата> было опубликовано в газете «Трудовой Каспийск», а также размещено на официальном сайте администрации ГО «<адрес>».
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от <дата> № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», предварительно согласовано предоставление в аренду Рашидовой А.А. сроком на 20 лет земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000007:861, под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, МКР «Кемпинг», линия 11.
Как также следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков», пунктом №.7. отменено постановление администрации ГО «<адрес>» от <дата> № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».
В последующем Администрацией ГО «<адрес>» принято постановление № от <дата> «О внесении изменения в постановление Главы городского округа «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков», согласно которому внесены изменения в постановление Главы городского округа «<адрес>» от <дата> № № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков», изложив первый абзац (преамбулу) в следующей редакции: «В соответствии с Федеральным законом от <дата> № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимая во внимание нарушение требований ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении конкурсных процедур и установленного порядка при разрешении заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, руководствуясь Уставом, администрация городского округа «<адрес>, постановляет: отменить постановление Администрации городского округа «<адрес>» от <дата> № о предварительном согласовании предоставления земельного участка».
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций, содержать в себе ссылки на обязательные нормы и правила, которые были нарушены при вынесении постановления от <дата> № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Действительно, из материалов дела усматривается, что выраженное в постановлении Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> решение о предварительном согласовании предоставления Рашидовой А.А. земельного участка с кадастровым номером 05:48:000007:861 принято с нарушением срока, установленного статьей 39.18 ЗК РФ, а именно до опубликования органом местного самоуправления извещения о предоставлении указанного земельного участка и до истечения 30-дневного срока для подачи заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды данного земельного участка.
Однако, после определения участка, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление о его предоставлении, орган местного самоуправления в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, как указано выше, обеспечивает информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. Между тем, по смыслу данного законоположения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок вытекающих из содержания пп. 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также интересов общества и отдельных граждан.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе и возможных претендентов на земельный участок.
Соответственно, при обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении земельного участка, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им этого же земельного участка, даже зная о наличии других претендентов.
При этом, действующее земельное законодательство не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право истца на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, как и обязанность ответчика направить в адрес Рашидовой А.А. подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:48:0000007:861 наступают при наступлении условий, предусмотренных пп. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, а именно при отсутствии заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды указанного земельного участка при одновременном отсутствии необходимости уточнения границ земельного участка. При наличии необходимости уточнения границ земельного участка органом местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пп. 2 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ), которое является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
Определением Каспийского городского суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Гамзалаева З. Ю., поскольку согласно вступившему в законную силу решением Каспийского городского суда от <дата> по ее иску на Администрацию ГО «<адрес>» возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мкр Кемпинг, линия 11, <адрес>, на кадастровом плане территории. При обращении в Администрацию <адрес> с целью исполнения решения суда ей было отказано, ссылаясь на пресечение границ образуемого земельного участка путем перераспределения с земельными участками с кадастровыми номерами: 05:48:000007:861 и 05:48:000009:747.
Вместе с тем, как подтвердил в суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Гамзалаевой З.Ю. по доверенности Р. А.Р., его доверитель не претендует на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000007:861, расположенный по адресу: <адрес>, МКР Кемпинг, линия 11, <адрес>, поскольку ей согласован земельный участок по другому адресу.
Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что основания для признания оспариваемого истцом постановления ответчика незаконным, у суда первой инстанции имелись.
Суд апелляционной инстанции также руководствуется положениями ст. ст. 39.6, 39.14, 39.16, 39.17 ЗК РФ, нормами Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата> №-О-О о недопустимости произвольного характера решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов и исходит из того, что несмотря на то, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, однако отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Между тем, издание ответчиком решения о предварительном согласовании предоставления Рашидовой А.А. земельного участка с кадастровым номером 05:48:000007:861 ранее срока, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ, не повлекло нарушения прав иных граждан, предусмотренных статьей 19 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Так, согласно материалам дела других заявлений о предоставлении спорного земельного участка не поступило, заявление истца является единственным.
При этом, судебной коллегией принимается также во внимание и то, что само оспариваемое истцом постановление было принято ответчиком по истечении более одного месяца со дня опубликования в газете и на официальном сайте Администрации ГО «<адрес>» информации о возможности предоставления в аренду данного земельного участка с кадастровым номером 05:48:000007:861, и в отношении которого, как установлено, за указанный период времени, как указано выше, других каких-либо заявлений от граждан не поступало.
Учитывая в совокупности обстоятельства по делу, с учетом приведенного правового регулирования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для вынесения оспариваемого истцом постановления у администрации города не имелось.
Соглашается судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о признании незаконным постановление Администрации ГО «<адрес>» от <дата> № «О внесении изменения в постановление Главы городского округа «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков», поскольку указанным постановлением внесены изменения в Постановление Администрации ГО «<адрес>» от <дата> № «Об отмене постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков» и первый абзац (преамбула) изложен в иной редакции.
Подлежат также удовлетворению заявленные истцом требования о признании незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>» выразившегося в не направлении подписанного проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:48:000007:861, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, МКР «Кемпинг», линия 11, № «а», под строительство индивидуального жилого дома и возложении на Администрацию ГО «<адрес>» обязанность принять решение о предоставлении в аренду данного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и направить Ращидовой А.А. подписанный проект договора его аренды, поскольку суд апелляционной инстанции исходит из того, что признание незаконным и отмена постановлений Администрации ГО «город «Каспийск» в части касающейся прав и законных интересов Рашидовой А.А. (пункт 1.7. постановления), является основанием для направления ему подписанного проекта договора аренды земельного участка.
При изложенных обстоятельствах решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Рашидовой А. А..
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Рашидовой А. А. удовлетворить.
Признать незаконными постановление Администрации городского округа «<адрес>» № от <дата> и Постановление Администрации городского округа «<адрес>» № от <дата> об отмене постановления Администрации ГО «<адрес>» № от <дата> о предварительном согласовании предоставления Рашидовой А.А. земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Кемпинг», линия, 11, № «а», кадастровый №, в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.
Признать незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении, в адрес Рашидовой А. А. подписанного проекта договора аренды земельного участка.
Возложить на Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность принять решение о предоставлении Рашидовой А. А. в аренду земельный участок площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Кемпинг», линия, 11, № «а», кадастровый №, в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства и направить подписанный проект договора аренды земельного участка.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Председательствующий М.К. Абдуллаев
Судьи Т.С. Османов
Г.М. Антонова
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.