Дело № 2-2947/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 05 ноября 2015 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
председательствующего судьи Макаровой Е.В.,
при секретаре Буряк Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой ФИО40, Оськиной ФИО39 к администрации г. Тамбова и администрации Тамбовской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриева М.Н., Оськина Г.А. обратились в суд с иском к администрации г. Тамбова и администрации Тамбовской области о признании жилого дома аварийным с *** и обязании администрации *** внести предложение о включении жилого *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории *** на 2013 год и до ***, утвержденной постановлением администрации *** от *** ***, а также обязании администрации *** включить жилой *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до ***, утвержденной постановлением администрации *** от *** ***, поскольку указанный дом должен быть расселен в первую очередь, проживание в нем опасно для жизни.
В обоснование исковых требований указали, что согласно акту проверки технического состояния жилого дома от *** данный дом дореволюционной постройки, фундамент ленточный, имеет трещины, в наружных несущих стенах имеются сквозные вертикальные трещины, лаги сгнили, полы имеют прогиб, оконные заполнения поражены гнилью и деформированы. Указанный многоквартирный жилой дом решением Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от *** *** был включен в списки ветхих домов.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23.04.2012 г., вступившим в законную силу 11.07.2012 г., бездействие администрации города Тамбова по непринятию мер к организации обследования многоквартирного *** на предмет его аварийного состояния признано незаконным и на администрацию города Тамбова возложена обязанность в установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" порядке организовать обследование многоквартирного *** на предмет его аварийного состояния.
Во исполнение указного решения суда администрацией города Тамбова было проведены необходимые мероприятия по созданию межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и вынесено постановление от *** *** «О признании жилого *** аварийным и подлежащим сносу».
Многоквартирный жилой дом по *** №*** *** не был включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до ***, утв. постановлением администрации Тамбовской области от *** *** (в редакции от ***), в связи с тем, что в данную программу включены дома, признанные аварийными в установленными законом порядке до *** Истцы не согласны с данной позицией ответчиков, поскольку вопрос о признании многоквартирного дома аварийным ими ставился перед администрацией г. Тамбова с 2009 года, однако, администрация г. Тамбова с 2009 г. незаконно бездействовала, что установлено решением Ленинского районного суда г. Тамбова от ***
Решением Ленинского районного суда *** от *** в удовлетворении исковых требований Дмитриевой ФИО40 и Оськиной ФИО39 к администрации г. Тамбова и администрации Тамбовской области о признании жилого *** аварийным с *** отказано.
Определением Ленинского районного суда *** от *** производство по гражданскому делу по иску Дмитриевой ФИО40 и Оськиной ФИО39 к администрации г. Тамбова и администрации Тамбовской области в части обязания администрации г. Тамбова внести предложение о включении жилого *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013г. № 443, и обязании администрации Тамбовской области включить жилой *** в указанный выше перечень аварийных многоквартирных домов, прекращено на основании абзаца 2 статьи 220 и пункта 1 части 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку данные требования не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от *** решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 26 мая 2015 года отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований Дмитриевой М.Н. и Оськиной Г.А. к администрации г.Тамбова и администрации Тамбовской области о признании жилого *** аварийным с 13 февраля 1987 года. Определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 26 мая 2015 года о прекращении производства по делу на основании абзаца 2 статьи 220 и пункта 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку требования в части возложения обязанности на администрацию г. Тамбова и администрацию *** внести предложения о включении жилого *** в перечень аварийных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы на 2013 год и до 1 сентября 2017 года и включении данного дома в указанную программу также отменено и дело в этой части направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Таким образом, истцы считают, что их права нарушены, просят обязать администрацию г. Тамбова внести предложение о включении жилого *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 г., утвержденной постановлением администрации *** от *** ***, а также просят обязать администрацию Тамбовской области включить жилой *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01.09.2017 г., утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от *** ***, поскольку указанный дом должен быть расселен в первую очередь, проживание в нем опасно для жизни.
В судебном заседании истец Дмитриева М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить, пояснив, что все дома, признанные аварийными в установленном законом порядке до 01.01.2012 года, включены в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 года. *** признан аварийным с 1987 года, следовательно, он также должен быть включен в вышеуказанную адресную программу.
Истец Оськина Г.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем имеется письменное заявление в материалах дела.
Её представитель Осипова И.В. в суде исковые требования считала законными и обоснованными, просила их удовлетворить полностью, пояснив, что официального ответа о том, что *** включен в указанную областную адресную программу, нет.
Представитель ответчика Администрации г. Тамбова Сысоева З.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что администрация г. Тамбова внесла предложение о включении жилого *** в перечень аварийных домов областной целевой программы на 2013 – 2017 гг. в Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области.
Представитель соответчика администрации Тамбовской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется письменное ходатайство в материалах дела.
Представитель третьего лица Финансового управления Тамбовской области Комбарова О.А. просила исковые требования разрешить на усмотрение суда и пояснила, что включение дома в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда происходит поэтапно, необходимо время для согласования перечня домов с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Третьи лица Башкирова Л.А., Шарандина (ФИО45 М.В., Чернякова Л.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Черняковой Э.Н. и Черняковой А.Н, Трепова А.В., Пешкова С.В., Очнева З.В., Остроухова Н.А., Муравьева Н.В., Муравьева А.В., Марченков Д.А., Ляликова В.Н., Ляликова А.А., Борисенков В.И., Волошко О.А., Гордеев М.В., Дмитриева О.И., Лавринова А.Н., Куралесова В.П., Дудина А.А., Долгова Л.В., Титова Л.М., Плахотник Т.Ю., Евсеева А.Ю., Левков В.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают, с ними согласны, о чем имеются заявления в деле.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и третье лицо Марченков Д.А., в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают для граждан условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.
В части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления средств федерального бюджета для переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и согласно постановлению администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. № 443, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного Фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01.09.2017 г.» (далее Программа).
Заказчик Программы - Администрация Тамбовской области, основной разработчик Программы - Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - Управление).
Цели Программы - улучшение условий проживания граждан; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, расположенном на территории Тамбовской области, признанном в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Задачи Программы - формирование жилищного фонда и финансовых ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.
Исполнителями основных мероприятий Программы являются Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области; органы местного самоуправления
Источниками финансирования Программы являются: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд); бюджет области; местный бюджет; внебюджетные источники.
Для формирования Программы муниципальные образования области представляют в управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области заявки на участие в Программе, перечни аварийных многоквартирных домов, документы о признании домов аварийными и подлежащими сносу, информацию о планируемом переселении граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.
Перечни аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, содержат следующую информацию:
адреса аварийных многоквартирных домов;
число граждан, зарегистрированных в жилых помещениях в аварийных многоквартирных домах в качестве постоянно проживающих;
число граждан, планируемых к переселению в рамках данной Программы;
площадь (в квадратных метрах) и количество помещений в таких планируемая площадь к расселению в рамках реализации данной Программы;
виды собственности жилых помещений:
планируемый объем финансирования расходов на переселение граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (суммарно и по каждому дому, по каждому источнику финансирования в отдельности).
Финансирование из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и областного бюджета в рамках Программы осуществляется в виде субсидий на оказание государственной поддержки органам местного самоуправления для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Размер данной субсидии определяется исходя из заявленных органами местного самоуправления объёмов средств на переселение граждан.
Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области осуществляет общее руководство, управление и контроль за реализацией Программы.
Контроль заключается в предоставлении органами местного самоуправления ежеквартальной отчётности по установленной форме о реализации мероприятий программы.
Органы местного самоуправления осуществляют:
контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансирование мероприятий по расселению граждан;
ежемесячно представляют в Управление информацию о ходе реализации Программы и о расходовании средств Фонда, областного бюджета на расселение аварийных жилых домов;
приобретение и (или) строительство жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с законодательством
разработку графиков переселения семей из аварийного жилищного фонда и проверку списков и необходимых документов на граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;
заключение договоров и расселение граждан из аварийного жилья;
снос аварийных многоквартирных жилых домов после завершения их расселения.
Таким образом, полномочия и обязанности администрации Тамбовской области и муниципальных образований в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда чётко распределены и закреплены законодательно Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом №185-ФЗ и Программой по переселению граждан.
Областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. № 443, предусматривает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном законом порядке аварийным.
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир, расположенных в жилом ***, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности и договорами о безвозмездной передаче жилья в собственность.
Жилой *** фактически признан аварийным с ***, что подтверждается решение Исполнительного комитета *** Совета народных депутатов г. Тамбова от *** ***, решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23.04.2012 г. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 26.08.2015 г.
Однако, данный жилой дом не был включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного Фонда, расположенного на территории ***, на 2013 год и до ***.г., поскольку администрация г. Тамбова ошибочно посчитала, что он был признан аварийным на основании постановления администрации *** от *** №.***, то есть после 2012г., не приняв во внимание решение Исполнительного комитета *** Совета народных депутатов г. Тамбова от *** ***, которым жилой *** был включен в списки ветхих домов, и решение Ленинского районного суда *** от ***, вступившее в законную силу ***, которым бездействие администрации города Тамбова по непринятию мер к организации обследования многоквартирного *** на предмет его аварийного состояния признано незаконным.
28.06.2014г. в Федеральный закон от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" внесены изменения. Главой 6.3 Федерального закона предусмотрены особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2012 года.
В соответствии со ст. 20.8 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, выполнившие до 31 декабря 2015года обязательство, предусмотренное пунктом9.10 части1 статьи14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.
Более того, согласно статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона после 1 января 2012года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Положения главы 6.3 указанного Федерального закона, а именно статья 20.8. предусматривает предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012года:
1. Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
2. Субъекты Российской Федерации, выполнившие до 31 декабря 2015года обязательство, предусмотренное пунктом9.10 части1 статьи14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.
3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в отношении мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, распространяются на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей главой.
4. Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части1 настоящей статьи, предоставляется при условии:
1) наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012года;
2) выполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Как указано в статье20.9 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, не включение ответчиками в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 года указанного аварийного жилого ***, фактически признанного таковым с 1987 года, существенно нарушает права истцов и представляет опасность для их жизни.
При таких обстоятельствах исковые требования Дмитриевой и Оськиной к администрации г. Тамбова и администрации Тамбовской области об обязании внести предложение и включить жилой *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 года являются законными и обоснованными, и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дмитриевой ФИО40 и Оськиной ФИО39 удовлетворить.
Обязать администрацию города Тамбова внести предложение о включении жилого *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории *** на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013г. № 443.
Обязать администрацию Тамбовской области включить жилой *** в перечень аварийных многоквартирных домов, переселение граждан из которых осуществляется в соответствии с положениями областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории *** на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013г. № 443.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Макарова
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2015 года
Судья - Е.В. Макарова