Дело № 12-1498/2023
(в районном суде № 5-1659/2023) судья Мезенцева Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Карамовой М.Р., рассмотрев 18 декабря 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении
Кодирова Зиёдулло Тоировича, <дата> года рождения, уроженца <...> гражданина Республики Таджикистан, проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2023 года Кодиров З.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан № 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Указанным постановлением вина Кодирова З.Т. установлена в следующем: 30.11.2023 в 15 часов 15 минут, по адресу: г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 39, выявлен гражданин Республики Таджикистан Кодиров З.Т. Посредством ППО «Территория» были выявлены признаки нарушения административного законодательства в сфере миграции. Проверкой по базе данных ППО «Территория» установлено, что гражданин Республики Таджикистан Кодиров З.Т. прибыл на территорию РФ 04.06.2022. Так же установлено, что гражданину Республики Таджикистан Кодирову З.Т. 22.07.2022 был выдан патент №... сроком действия до 22.07.2023. Также Кодирову З.Т. 21.07.2023 было отказано в выдаче вида на жительство. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно ч. 5 ст. 13.3 «Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получении визы, на основании патента» и ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в установленный законом срок Кодиров З.Т. не подал документы для переоформления патента, территорию РФ не покинул. Таким образом, с 04.08.2023 гражданин Республики Таджикистан Кодиров З.Т. уклоняется от выезда с территории РФ, чем нарушил п.2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то есть совершил административное правонарушение в городе федерального значения – Санкт-Петербурге, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Таким образом, Кодиров З.Т. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник Кодирова З.Т. Новиков И.Н. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда, в обоснование жалобы указав на наличие существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Кроме того, в ходе рассмотрения дела Кодирову З.Т. не было разъяснено право на привлечение к участию в деле защитника, судьей районного суда не проверена законность совершения сотрудниками полиции в отношении Кодирова З.Т. процессуальных действий. Также судьей не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в частности, наличие жены и ребенка, желание получить вид на жительство в Российской Федерации, а также характер трудовой деятельности.
Кодиров З.Т. в Санкт-Петербургский городской суд не доставлен, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил расписку о нежелании участвовать в судебном заседании, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Кодирова З.Т. Новиков И.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, в дополнение указав на то, что судьей районного суда не были выяснены причины непродления Кодировым З.Т. патента, защитник просил изменить форму административного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга исследованы представленные по делу доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, и обоснованно установлены обстоятельства вмененного Кодирову З.Т. административного правонарушения.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с абз. 5 п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ в случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Кодиров З.Т. прибыл на территорию Российской Федерации 4 июня 2022 года, 22 июля 2022 года оформил патент серии №... сроком действия по 22 июля 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков… у него (в отношении его) принято… заявление о выдаче вида на жительство.
В материалах дела имеются сведения об отказе в выдаче Кодирову З.Т. 31 июля 2023 года вида на жительства.
После истечения срока временного пребывания 1 августа 2023 года территорию Российской Федерации не покинул, на момент выявления 30 ноября 2023 года в городе Санкт-Петербурге находился на территории Российской Федерации незаконно в нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Сведения о том, что срок пребывания Кодирова З.Т. на территории Российской Федерации был продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, в материалах дела отсутствуют, заявителем жалобы не представлены.
Следовательно, неосуществление Кодировым З.Т. выезда из Российской Федерации после истечения законного срока пребывания на территории Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Кодирова З.Т., образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и совершенные в городе федерального значения Санкт-Петербурге, правильно квалифицированы по части 3.1 статьи 18.8 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также переводчика с таджикского языка, предупрежденного об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Участие переводчика также обеспечено при рассмотрении дела судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга.
В ходе составления процессуальных документов должностными лицами полиции, в ходе рассмотрения дела судьей С�������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????��??????????�?�?�??Й?��?Й?????????J?J?J?????????????J?J?J???????????????J?J?J????Й?Й??????????�?�?�??Й?Й?????????J?J?J????Й?Й?????????J?J?J?
Вместе с тем, соответствующее ходатайство Кодировым З.Т. не было заявлено, в связи с чем довод о нарушении права иностранного гражданина на защиту подлежит отклонению как несостоятельный.
Постановление судьи районного суда вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено по результатам рассмотрения дела в полном соответствии с положениями главы 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляющий один год, судьей районного суда не нарушен.
Административное наказание Кодирову З.Т. назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и общественной опасности совершенного им правонарушения, данных о его личности. Вывод судьи о необходимости назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является обоснованным и не противоречит принципу соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Необходимость назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации мотивирована судьей районного суда. Оснований не согласиться с изложенными в обжалуемом постановлении выводами в данной части не усматривается.
При назначении административного наказания судьей районного суда учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, признание вины.
Санкцией части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено только совместное назначение основного наказания в виде административного штрафа и дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Обстоятельства, в силу которых Кодирову З.Т. не может быть назначено дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 3 статьи 3.3 данного Кодекса), из материалов дела не усматриваются.
В рассматриваемом случае назначение Кодирову З.Т. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность, предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
При этом каких-либо доказательств в обоснование доводов жалобы о наличии у Кодирова З.Т. жены и несовершеннолетнего ребенка в материалы дела не представлено.
В соответствии с положениями статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (часть 1).
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации (часть 4).
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (часть 5).
Согласно части 6 вышеприведенной статьи, административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга при назначении Кодирову З.Т. формы административного выдворения в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации установлено отсутствие у иностранного гражданина легального источника дохода, и с целью охраны прав и свобод граждан избрана форма дополнительного административного наказания в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Каких-либо нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов по настоящему делу, а также при рассмотрении дела в отношении Кодирова З.Т в Смольнинском районном суде Санкт-Петербург, не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доставлением является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Поскольку Кодиров З.Т. задержан и доставлен в отдел полиции в целях составления протокола об административном правонарушении, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого могло быть назначено административное наказание в виде административного выдворения, решение о применении указанных мер обеспечения производства по делу является законным и обоснованным. Протоколы применения мер обеспечения производства по делу составлены в соответствии с требованиями закона.
Применение указанных мер обеспечения производства по делу явилось соразмерным, разумным и необходимым при изложенных обстоятельствах для достижения целей, предписанных Конституцией Российской Федерации.
Законность действий сотрудников полиции при применении мер обеспечения по настоящему делу об административном правонарушении сомнений не вызывает.
Доводы рассматриваемой жалобы сводятся к несогласию с назначенным судьей районного суда наказанием, которое в ходе рассмотрения жалобы проверено, оснований для отмены и изменения не установлено.
Таким образом, жалоба не содержит правовых оснований для отмены либо изменения вынесенного судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга постановления.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кодирова Зиёдулло Тоировича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Исаева А.В.