Решение по делу № 2-4493/2024 от 05.06.2024

Дело № 2-4493/2024 16 сентября 2024 года

УИД: 29RS0023-01-2023-008107-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Дружинина И.А.

при секретаре Черноковой Т.Ю.,

с участием прокурора Воробьева К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Пуст <данные изъяты> к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, встречному иску администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Пуст <данные изъяты> об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,

установил:

Пуст <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 5-7).

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>

Заключением межведомственной комиссии от05 ноября 2013 года № 43 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 20 сентября 2023 года № 1080-рз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером .....

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Истцом выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для истца было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>

24 ноября 2023 года истец получила от Администрации Северодвинска проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 120/2023, предполагающий изъятие жилого помещения истца с предоставлением взамен другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>. При этом данным соглашением на истца возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки.

Истец не согласна возмещать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями, в связи с чем, подготовила протокол разногласий к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предполагающий исключение из него пунктов о необходимости компенсировать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями. Кроме того, изменены отдельные пункты соглашения, которые, по мнению истца, сформулированы не корректно либо не полно.

Подписанное со стороны истца соглашение с учетом данного протокола разногласий направлено в Администрацию Северодвинска.

Администрация Северодвинска соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом подготовленного истцом протокола разногласий не подписала, что послужило основанием для обращения Пуст О.Е. в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, истец просила суд определить условия соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом подготовленного истцом протокола разногласий.

Администрация Северодвинска обратилась в суд со встречным иском к Пуст <данные изъяты> изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 126-128).

Ссылаясь на обстоятельства, аналогичные тем, которые изложены в первоначальном иске, Администрация Северодвинска просила суд изъять принадлежащие Пуст <данные изъяты>. 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>, путем предоставления Пуст <данные изъяты>. взамен изымаемого жилого помещения в собственность другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>, а также взыскать с Пуст <данные изъяты> разницу в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки.

Истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Пуст <данные изъяты>. в судебное заседание не явилась. Извещалась судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении. Конверт с судебным извещением вернулся в адрес суда в связи с истечением срока хранения судебной корреспонденции в организации почтовой связи (л.д. 153).

Представитель Пуст <данные изъяты>. по доверенности Барабаш <данные изъяты>. в судебном заседании поддержал требования первоначального иска, просил суд иск удовлетворить. Полагал, что требования встречного иска удовлетворению не подлежат, поскольку они не направлены на зачет первоначального иска.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Администрации Северодвинска, третьего лица КУМИ Администрации Северодвинска по доверенности Ананьина В.С. в судебном заседании не согласилась с заявленными Пуст <данные изъяты>. требованиями, просила суд в удовлетворении первоначального иска отказать. Пояснила, что предоставление в собственность жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в их стоимости, действующим законодательством не предусмотрено. Настаивала на удовлетворении встречных исковых требований.

Третьи лица Управление Росреестра по АО и НАО, ППК «Фонд развития территорий», Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что встречные исковые требования в части изъятия спорного жилого помещения для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Пуст <данные изъяты>. является собственником 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес>

Заключением межведомственной комиссии от05 ноября 2013 года № 43 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 20 сентября 2023 года № 1080-рз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером .....

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Пуст <данные изъяты> выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для Пуст О.Е. было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>

24 ноября 2023 года Пуст <данные изъяты>. получила от Администрации Северодвинска проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 120/2023, предполагающий изъятие жилого помещения истца с предоставлением взамен другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес> При этом данным соглашением на истца возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки.

Пуст <данные изъяты>. подготовила протокол разногласий к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предполагающий исключение из него пунктов о необходимости компенсировать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями. Кроме того, Пуст <данные изъяты> изменены отдельные пункты соглашения.

Подписанное со стороны Пуст <данные изъяты>. соглашение с учетом данного протокола разногласий направлено в Администрацию Северодвинска.

Администрация Северодвинска соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом подготовленного Пуст <данные изъяты>. протокола разногласий не подписала.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем суд признает их установленными.

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вместе с тем, при решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом VI адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Согласно разделу VII указанной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что срок реализации адресной программы Архангельской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отношении многоквартирного дома, в котором располагается принадлежащее Пуст <данные изъяты>. жилое помещение истек, учитывая, что Пуст <данные изъяты> был избран способ восстановления своих нарушенных жилищных права путем предоставления ей иного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, суд приходит к выводу о том, что на Администрации Северодвинска лежит обязанность предоставить Пуст <данные изъяты>. в собственность запланированное для нее жилое помещение без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.

В этой связи, суд приходит к выводу о необходимости исключения из соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в редакции Администрации Северодвинска пункта 1.3 раздела 1, пункта 2.1.1, пункта 2.3 раздела 2, раздела 3, предполагающих необходимости компенсации Пуст <данные изъяты>. разницы в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.

В удовлетворении исковых требований Пуст <данные изъяты>. об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем принятия оставшихся пунктов соглашения в ее редакции, исключения оставшихся пунктов соглашения в редакции Администрации Северодвинска, суд отказывает, поскольку наличие данных пунктов в соглашении, а также их редакция права и законные интересы истца не нарушает.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его статьи 32.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Согласно части 6 статьи 31 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Поскольку судом урегулированы разногласия между сторонами по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, при этом Пуст <данные изъяты>. согласна на предоставление ей предлагаемого Администрацией Северодвинска жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости изъятия для муниципальных нужд принадлежащего Пуст <данные изъяты>. жилого помещения, путем предоставления ей другого жилого помещения.

Встречные исковые требования Администрации Северодвинска о взыскании с Пуст <данные изъяты> разницы в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с Администрации Северодвинска в пользу Пуст <данные изъяты> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с Пуст <данные изъяты>. в доход бюджета городского округа Архангельской области «Северодвинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Путем зачета однородных требований суд полагает возможным освободить стороны от возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пуст <данные изъяты> (паспорт серии .....) к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (ИНН 2902018137) об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить частично.

Исключить пункт 1.3 раздела 1, пункт 2.1.1, пункт 2.3 раздела 2, раздел 3 проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в редакции администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск».

В удовлетворении исковых требований Пуст <данные изъяты> к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем принятия остальных пунктов проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в редакции Пуст <данные изъяты>, исключения оставшихся пунктов проекта соглашения в редакции администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» отказать.

Встречные исковые требования администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Пуст <данные изъяты> об изъятии недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить частично.

Изъять у Пуст <данные изъяты> для муниципальных нужд 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес>, путем предоставления Пуст <данные изъяты> взамен изымаемого жилого помещения в собственность другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Полярная, дом 37, квартира 64, без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.

Прекратить право собственности Пуст <данные изъяты> на 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес> 5, после предоставления администрацией городского округа Архангельской области «Северодвинск» в собственность другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес>

В удовлетворении исковых требований администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Пуст <данные изъяты> о взыскании разницы в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Дружинин

Мотивированное решение по делу изготовлено 20 сентября 2024 года.

Дело № 2-4493/2024 16 сентября 2024 года

УИД: 29RS0023-01-2023-008107-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Дружинина И.А.

при секретаре Черноковой Т.Ю.,

с участием прокурора Воробьева К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Пуст <данные изъяты> к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, встречному иску администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Пуст <данные изъяты> об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,

установил:

Пуст <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 5-7).

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>

Заключением межведомственной комиссии от05 ноября 2013 года № 43 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 20 сентября 2023 года № 1080-рз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером .....

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Истцом выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для истца было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>

24 ноября 2023 года истец получила от Администрации Северодвинска проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 120/2023, предполагающий изъятие жилого помещения истца с предоставлением взамен другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>. При этом данным соглашением на истца возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки.

Истец не согласна возмещать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями, в связи с чем, подготовила протокол разногласий к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предполагающий исключение из него пунктов о необходимости компенсировать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями. Кроме того, изменены отдельные пункты соглашения, которые, по мнению истца, сформулированы не корректно либо не полно.

Подписанное со стороны истца соглашение с учетом данного протокола разногласий направлено в Администрацию Северодвинска.

Администрация Северодвинска соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом подготовленного истцом протокола разногласий не подписала, что послужило основанием для обращения Пуст О.Е. в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, истец просила суд определить условия соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом подготовленного истцом протокола разногласий.

Администрация Северодвинска обратилась в суд со встречным иском к Пуст <данные изъяты> изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 126-128).

Ссылаясь на обстоятельства, аналогичные тем, которые изложены в первоначальном иске, Администрация Северодвинска просила суд изъять принадлежащие Пуст <данные изъяты>. 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>, путем предоставления Пуст <данные изъяты>. взамен изымаемого жилого помещения в собственность другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>, а также взыскать с Пуст <данные изъяты> разницу в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки.

Истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Пуст <данные изъяты>. в судебное заседание не явилась. Извещалась судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении. Конверт с судебным извещением вернулся в адрес суда в связи с истечением срока хранения судебной корреспонденции в организации почтовой связи (л.д. 153).

Представитель Пуст <данные изъяты>. по доверенности Барабаш <данные изъяты>. в судебном заседании поддержал требования первоначального иска, просил суд иск удовлетворить. Полагал, что требования встречного иска удовлетворению не подлежат, поскольку они не направлены на зачет первоначального иска.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Администрации Северодвинска, третьего лица КУМИ Администрации Северодвинска по доверенности Ананьина В.С. в судебном заседании не согласилась с заявленными Пуст <данные изъяты>. требованиями, просила суд в удовлетворении первоначального иска отказать. Пояснила, что предоставление в собственность жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в их стоимости, действующим законодательством не предусмотрено. Настаивала на удовлетворении встречных исковых требований.

Третьи лица Управление Росреестра по АО и НАО, ППК «Фонд развития территорий», Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что встречные исковые требования в части изъятия спорного жилого помещения для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Пуст <данные изъяты>. является собственником 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес>

Заключением межведомственной комиссии от05 ноября 2013 года № 43 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 20 сентября 2023 года № 1080-рз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером .....

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Пуст <данные изъяты> выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для Пуст О.Е. было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>

24 ноября 2023 года Пуст <данные изъяты>. получила от Администрации Северодвинска проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 120/2023, предполагающий изъятие жилого помещения истца с предоставлением взамен другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес> При этом данным соглашением на истца возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки.

Пуст <данные изъяты>. подготовила протокол разногласий к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предполагающий исключение из него пунктов о необходимости компенсировать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями. Кроме того, Пуст <данные изъяты> изменены отдельные пункты соглашения.

Подписанное со стороны Пуст <данные изъяты>. соглашение с учетом данного протокола разногласий направлено в Администрацию Северодвинска.

Администрация Северодвинска соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с учетом подготовленного Пуст <данные изъяты>. протокола разногласий не подписала.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем суд признает их установленными.

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вместе с тем, при решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом VI адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Согласно разделу VII указанной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что срок реализации адресной программы Архангельской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отношении многоквартирного дома, в котором располагается принадлежащее Пуст <данные изъяты>. жилое помещение истек, учитывая, что Пуст <данные изъяты> был избран способ восстановления своих нарушенных жилищных права путем предоставления ей иного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, суд приходит к выводу о том, что на Администрации Северодвинска лежит обязанность предоставить Пуст <данные изъяты>. в собственность запланированное для нее жилое помещение без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.

В этой связи, суд приходит к выводу о необходимости исключения из соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в редакции Администрации Северодвинска пункта 1.3 раздела 1, пункта 2.1.1, пункта 2.3 раздела 2, раздела 3, предполагающих необходимости компенсации Пуст <данные изъяты>. разницы в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.

В удовлетворении исковых требований Пуст <данные изъяты>. об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем принятия оставшихся пунктов соглашения в ее редакции, исключения оставшихся пунктов соглашения в редакции Администрации Северодвинска, суд отказывает, поскольку наличие данных пунктов в соглашении, а также их редакция права и законные интересы истца не нарушает.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его статьи 32.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Согласно части 6 статьи 31 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Поскольку судом урегулированы разногласия между сторонами по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, при этом Пуст <данные изъяты>. согласна на предоставление ей предлагаемого Администрацией Северодвинска жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости изъятия для муниципальных нужд принадлежащего Пуст <данные изъяты>. жилого помещения, путем предоставления ей другого жилого помещения.

Встречные исковые требования Администрации Северодвинска о взыскании с Пуст <данные изъяты> разницы в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с Администрации Северодвинска в пользу Пуст <данные изъяты> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с Пуст <данные изъяты>. в доход бюджета городского округа Архангельской области «Северодвинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Путем зачета однородных требований суд полагает возможным освободить стороны от возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пуст <данные изъяты> (паспорт серии .....) к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (ИНН 2902018137) об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить частично.

Исключить пункт 1.3 раздела 1, пункт 2.1.1, пункт 2.3 раздела 2, раздел 3 проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в редакции администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск».

В удовлетворении исковых требований Пуст <данные изъяты> к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» об урегулировании разногласий по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем принятия остальных пунктов проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в редакции Пуст <данные изъяты>, исключения оставшихся пунктов проекта соглашения в редакции администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» отказать.

Встречные исковые требования администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Пуст <данные изъяты> об изъятии недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить частично.

Изъять у Пуст <данные изъяты> для муниципальных нужд 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес>, путем предоставления Пуст <данные изъяты> взамен изымаемого жилого помещения в собственность другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Полярная, дом 37, квартира 64, без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.

Прекратить право собственности Пуст <данные изъяты> на 167/294 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес> 5, после предоставления администрацией городского округа Архангельской области «Северодвинск» в собственность другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес>

В удовлетворении исковых требований администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Пуст <данные изъяты> о взыскании разницы в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 2522399 рублей 43 копейки отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Дружинин

Мотивированное решение по делу изготовлено 20 сентября 2024 года.

2-4493/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пуст Ольга Евгеньевна
Ответчики
Администрация Северодвинска
Другие
ППК «Фонд развития территорий»
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Дружинин И.А.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
05.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.06.2024Передача материалов судье
05.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.08.2024Предварительное судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее