Решение от 15.07.2014 по делу № 2-459/2014 от 03.06.2014

                                                                                                                Гражданское дело

№ 2-459/2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15.07.2014 г.                                                                                                                        сл. Большая Мартыновка

Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего: судьи Филатова В.В.,

с участием:

помощника прокурора Мартыновского района Распопова М.А.,

при секретаре: Черкашиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мартыновского района Ростовской области в интересах Хижняковой Ольги Валентиновны к Управлению социальной защиты населения администрации Мартыновского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг,                                             

установил:

Прокурор Мартыновского района Ростовской области в интересах Хижняковой О.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Мартыновского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что прокуратурой района по обращению воспитателя МБДОУ детского сада КВ «Аленушка» Хижняковой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения требований законодательства по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а также пенсионерам из их числа.

В ходе проверки установлено, что ответчик в нарушение положений закона РФ "Об образовании", и областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет Хижняковой О.В. в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику.

В нарушение норм закона УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области расчет выплат Хижняковой О.В. производился из расчета 3 зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи, таким образом, расход денежных средств на оплату коммунальных услуг превышал размер выплачиваемой ей компенсации.

Вместе с тем, действующий порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100 % компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение. Таким образом, действия УСЗН Мартыновского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионера из их числа, незаконны, противоречат не только федеральному законодательству, но и вышеуказанному определению Верховного Суда РФ, нарушают гарантированное федеральным законодательством право вышеназванной категории граждан на 100 процентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и ЖКУ.

С учетом изложенного, просил суд обязать УСЗН администрации Мартыновского района произвести перерасчет размера льгот Хижняковой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Хижняковой О.В. общей площади жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Мартыновского района Распопов М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Хижнякова О.В. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Мартыновского района в судебное заседание не прибыл, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

В возражениях на исковое заявление указал, что Управление социальной защиты населения Администрации Мартыновского района Ростовской области не согласно с исковыми требованиями истица по следующим основаниям: в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Во исполнение указанного Федерального закона в Ростовской области был принят Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, а также медицинским работникам и библиотекарям государственных и муниципальных образовательных учреждений - по оплате жилья, отопления и электроэнергии. Меры социальной поддержки предоставлялись в виде скидки с оплаты ЖКУ. Средства, предусмотренные на эти цели, направлялись УСЗН предприятиям - поставщикам услуг. С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки указанным категориям граждан в соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 274-ЗС (в редакции от 18.09.2006г. № 544-ЗС) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон) предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ежемесячные денежные выплаты гражданам - ЕДВ). Расчет компенсаций осуществляли предприятия - поставщики услуг. Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005г. № 274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации признаны не противоречащими Конституции РФ и Федеральному закону. С ДД.ММ.ГГГГ Областным законом в редакции от 26.11.2008г. № 139-ЗС установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ЕДВ (ежемесячно) в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 статьи 1 Областного закона. Данная компенсация производится гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности. Компенсация гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Данным законом расширен перечень возмещаемых коммунальных услуг, кроме отопления и освещения в стандартах учтены расходы на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, использование газа и электроэнергии на бытовые нужды, включают расходы на капитальный ремонт, вывоз ТБО, содержание лифта. В соответствии со статьей 1.1 Областного закона, государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно - распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с Областным законом для осуществления государственных полномочий. В соответствии со статьей 2.1. Областного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе, возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета. Статьей 3 Областного закона предусмотрено, что пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителей дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, в том числе прибывших из других субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес редакции. Таким образом, правовых оснований для перерасчета размера компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Хижняковой О.В. не имеется. 2. Назначение, расчет и выплата ЕДВ на ЖКУ всем льготным категориям граждан осуществляется в автоматизированном режиме в базе данных, которая единая для всех управлений социальной защиты населения Ростовской области, которая предоставлена министерством труда и социального развития Ростовской области. Порядок предоставления ЕДВ на ЖКУ не предусматривает расчет в ручном режиме для отдельных категорий льготников. Указаний об изменении порядка расчета ЕДВ на ЖКУ для педагогических работников в областной закон в части предоставления расчета не вносились. Расчет выплат педагогическим работникам, в том числе Хижняковой О.В. осуществляется автоматически, путем внесения сотрудниками УСЗН, предоставленных педагогическим работником документов и расчет на выплату им сумм компенсаций формируется автоматически, и от сотрудников УСЗН не зависит. 3. Хижнякова Ольга Валентиновна является педагогическим работником - воспитателем. Совместно с ней зарегистрированы и совместно с ней проживают 4 члена семьи (к льготной категории не относятся). Статьями 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). Назначение мер социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам, осуществляется с учетом прав совместно проживающих с ними членов семьи на меры социальной поддержки по другим основаниям (наличие статуса ветерана труда, инвалида, многодетной семьи и др.), а также с учетом зарегистрированных граждан, не относящихся к льготным категориям, а также граждан, не являющихся членами их семей. Учитывая изложенное, расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику. 4. Расчет компенсационных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Хижняковой О.В. в ДД.ММ.ГГГГ производился в зависимости от количества зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи, в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 534. В пункте 6.7 которого было сказано, что ежемесячные денежные выплаты предоставляются по месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения. Определением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 41-Г11-24 слова «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» признаны недействующими с момента вступления в силу этого определения. Изменения в постановление Администрации Ростовской области от 31.12.2004г. № 534, об исключении из постановления слов «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» внесены постановлением Администрации Ростовской области от 28.07.2011г. № 473, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ после официального опубликования. Учитывая изложенное, расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялся на площадь жилого помещения, приходящуюся Хижняковой О.В. в соответствии с действующим до ДД.ММ.ГГГГ по законодательству, а поэтому оснований обязании УСЗН Администрации Мартыновского района произвести перерасчет размера выплат с ДД.ММ.ГГГГ Хижняковой О.В. - не имеется. Просит отказать в исковых требованиях в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не прибыл, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.

          Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику в период времени ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что истец Хижнякова О.В. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, вместе с ней проживают члены ее семьи: муж - Хижняков Сергей Иванович, дочь - Хижнякова Елена Сергеевна, дочь - Рыбальченко (Хижнякова) Наталья Сергеевна, внук - Хижняков Алексей Сергеевич, о чем суду представлены соответствующие документы.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ г.

До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании".

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ г.), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

Ныне действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Так, в силу статей 1 и 2 Областного закона РО от ДД.ММ.ГГГГ № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" - педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 544-ЗС).

Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от ДД.ММ.ГГГГ № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области"

Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в том, числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том, числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности).

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1106-ЗС)

Таким образом, названный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Из материалов дела следует, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности и имеющим педагогический стаж работы в сельской местности 32 года. Компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывалась только на долю истца.

С учетом анализа вышеприведенных норм права, суд полагает, что истец, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Мартыновского района Ростовской области в полном объеме.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ, п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░ ░░ 100% ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                       ░░░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░

2-459/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хижнякова О.В.
Распопов М.А.
Ответчики
УСЗН администрации Мартыновского района
Другие
Министерство труда и социального развития Ростовской области
Суд
Мартыновский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
martinovsky.ros.sudrf.ru
03.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2014Передача материалов судье
04.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2014Подготовка дела (собеседование)
18.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2014Судебное заседание
15.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2014Дело оформлено
01.10.2014Дело передано в архив
15.07.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее