88-2157/2024 (2-137/2023)
27RS0005-01-2022-002553-35
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 марта 2024 года г.Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой А.И.,
судей Бузьской Е.В., Панфиловой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ткачевой Елены Александровны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северный округ» о возложении обязанности предоставить технические условия для перехода на понижающий тариф по электроэнергии,
по кассационной жалобе Ткачевой Елены Александровны на решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Ткачева Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО УК «Северный округ» о предоставлении технических условий для перехода на пониженный тариф по электроэнергии в связи с отказом от газобаллонной установки и установкой электроплиты.
В обоснование требований указано, что Ткачева Е.А. и ее сын Ткачев В.С. являются собственниками по ? доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ООО УК «Северный округ» на основании договора управления многоквартирным домом оказывает услуги по управлению и работы по содержанию и ремонту указанного многоквартирного дома по адресу: <адрес>. 27 декабря 2019 года ответчиком отказано в удовлетворении заявления Ткачевой Е.А. о предоставлении технических условий для перехода на пониженный тариф по электроэнергии в связи с отказом от газобаллонной установки и установкой электроплиты.
Полагая отказ ООО УК «Северный округ» незаконным, Ткачева Е.А. просила суд возложить на ООО УК «Северный округ» обязанность предоставить технические условия для перехода на пониженный тариф по электроэнергии в связи с отказом от газобаллонной установки и установкой электроплиты.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Ткачев B.C., ПАО «ДЭК», Комитет администрации г. Хабаровска по управлению Краснофлотским районом.
Решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Ткачевой Е.А. отказано.
В кассационной жалобе Ткачева Е.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, просит отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела. Указывает, что судами нижестоящих инстанций не учтен факт того, что жилой <адрес> в <адрес> не был газифицирован, доставка сжиженного газа в баллонах не осуществляется, ввиду чего истцом была установлена электроплита, при этом ответчик необоснованно не предоставляет технические условия для перехода на пониженный тариф по электроэнергии в связи с отказом от газобалонной установки.
В письменных возражения представитель ООО УК «Северный округ» полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ткачева Е.А. и ее сын Ткачев В.С. являются собственниками по ? доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Северный округ».
1 октября 2013 года между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (РСО) и ООО УК «Северный округ» заключен договор энергоснабжения № 1-Г, предметом которого является продажа электрической энергии (мощности), оказание услуг по передаче электрической энергии, в том числе через привлеченных третьих лиц.
Согласно техническому паспорту на <адрес> в <адрес> по состоянию на 28 апреля 1994 года, акту осеннего осмотра общего имущества МКД № по <адрес> от 19 сентября 2019 года, акту технического состояния общего имущества МКД № по <адрес>, в указанном доме газ предоставляется в баллонах.
25 декабря 2019 года Ткачева Е.А. обратилась в ООО УК «Северный округ» с просьбой предоставить технические условия в связи с отказом от газобаллонной установки и установкой варочной электрической панели, указав, что вся проводка в квартире ею заменена.
Согласно справке от 16 ноября 2022 года ООО «Газэнергосеть Хабаровск» по адресу: <адрес> лицевой счет отсутствует, доставка сжиженного газа в баллонах не осуществляется.
Из заключения ООО «ЭНЕРГО-ДВ» от 11 января 2023 года следует, что техническое состояние электрооборудования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> соответствует требованиям действующих нормативно-технических документов и правилам техники безопасности.
Согласно «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6 (действовавших в спорный период на дату установки истцом электрический плиты и утративших силу в связи с изданием Приказа Минэнерго от 12 августа 2022 года N 811), пункта 1.7.1 «Правил и норм эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 следует, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя, в том числе, установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Стационарные электрические плиты для пищеприготовления могут быть установлены в жилых помещениях, как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений, при этом понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при соблюдении порядка переоборудования жилого помещения, в то время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.
Согласно пункту 1.3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (действовавших в спорный период) новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в этих Правилах и других нормативных документах. До начала монтажа или реконструкции электроустановок согласно пункту 1.3.2 указанных Правил необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. Подача напряжения на электроустановки в соответствии с пунктом 1.3.11 данных Правил производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, осуществляется по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей (абзац 3 пункта 38 Правил № 354).
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пище приготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Таким образом, правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом является оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614 (ред. от 29 июля 2020 года) «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Технические условия - это нормативный документ, в котором собраны все требования для присоединения к сетям электроэнергии и увеличения мощности.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила), действие названных Правил распространяется, в том числе и на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (пункт 2 (1) Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.
Таким образом, подключение к существующим инженерным сетям многоквартирного жилого дома должно производиться в том числе в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также следует, что дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом (при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома. Оборудованием стационарными электроплитами дома является установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий. При этом указанное оборудование должно быть установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома.
Порядок проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме установлен нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3.7.9 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Постановлением Госстроя России 1 января 2004 года, переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления.
Частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, которые собственник помещения должен предоставить для рассмотрения его заявления о переустройстве и (или) перепланировке. В их числе - проект переустройства и перепланировки помещения, а также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если планируемые работы приведут к уменьшению размера общего имущества). При этом если ряд документов предоставлен не был, то уполномоченный орган самостоятельно их запрашивает по собственной инициативе (части 2, 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из анализа положений статей 26 и 29 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченного органа для принятия решения о согласовании проведения переустройства (перепланировки) помещения осуществляются с целью установления соответствия работ, связанных с проведением переустройства (перепланировки) помещения, установленным требованиям и обеспечения соблюдения прав и законных интересов иных собственников помещений в многоквартирном доме. При этом из приведенных положений законодательства не следует, что начало проведения таких работ влияет на обязанность уполномоченного органа рассмотреть по существу поданное заявление и принять решение о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки в зависимости от того, соответствуют ли работы проекту переустройства и перепланировки, установленным требованиям законодательства, а часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает обращение лица с иском о сохранении помещения в многоквартирном доме в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, который подлежит удовлетворению, если таким сохранением не нарушаются права и законные интересы граждан, либо не создается угроза их жизни или здоровью.
Отказывая в удовлетворении требований Ткачевой Е.А., суд первой инстанции руководствовался приведенным правовым регулированием, положениями статей 25, 26, 29, 157, 161 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», исходил из того, что правовых оснований для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии не имеется, поскольку Ткачевой Е.А. самостоятельно произведена замена газовой плиты на электрическую без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, с заявлением о внесении изменений в технический паспорт квартиры истец обратилась только в апреле 2023 года, при этом доказательств наличия правоустанавливающих документов по переустройству в жилом помещении истца на момент ее обращения к ответчику в 2019 году не представлено.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание, что установка в квартире истца электрической варочной поверхности в ходе переустройства осуществлена при несоблюдении предусмотренного законом порядка ее установки, в том числе не получении технических условий, выдаваемых или согласованных сетевой организацией и содержащих величину максимальной мощности, достаточную для использования стационарной электроплиты, акта о технологическом присоединении, содержащего величину максимальной мощности, достаточную для использования стационарной электроплиты, технического паспорта жилого помещения, содержащего сведения о наличии напольной (стационарной) электроплиты и (или) справки о видах инженерного благоустройства жилого помещения, полагает правильными выводы судов нижестоящих инстанций об отказе в исковых требованиях Ткачевой Е.А. о возложении обязанности выдать технические условия, заявленных к управляющей организации - Управляющая компания «Северный округ».
Кассационная жалоба Ткачевой Е.А. не содержит ссылок на новые, не установленные судами двух инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии, выводов судов не опровергают.
Приведенная в кассационной жалобе иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено заявленное требование, не может являться поводом для отмены оспариваемых судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке, а заявитель не лишена возможности защиты своих прав иным способом и при соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, а также путем обращении в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о согласовании переустройства, предоставив необходимые документы в соответствии с требованиями жилищного законодательства, а при наличии спора - в суд в порядке искового производства.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ткачевой Елены Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи