№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"28" октября 2021 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Отузяне Д.А.,
с участием :
представителя истца Савиной А.А.,
представителя ответчика Бударина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю к Ковалевской Анне Владимировне о признании договора социального найма недействительным и по встречному иску Ковалевской Анны Владимировны к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю обратилось в суд с иском к Ковалевской А.В. о признании договора социального найма недействительной сделкой, в обоснование исковых требований указав, что в производстве Пятигорского городского суда Ставропольского края находилось гражданское дело № 2-1746/2017 по иску Ковалевской А.В. к Северо-Кавказскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - СКРЦ МЧС России) о признании решения жилищной комиссии незаконным и его отмене, обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю (далее - Главное управление) не привлекалось в качестве соответчика или третьего лица в данном судебном разбирательстве.
Об имеющемся решении суда Главному управлению стало известно после получения постановления о возбуждении исполнительного производства от 24.07.2018 №-ИП, уже в момент, когда решение вступило в законную силу и истекли сроки для обжалования.
Вышеуказанное решение суда принято с существенными нарушениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - ППВС РФ от 02.07.2009 № 14), нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Кроме того в силу пункта 23 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации с требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Ковалевская А.В. обратилась в Северо-Кавказский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России с заявлением от 01.12.2014 о признании её нуждающейся в служебном жилом помещении, предоставляемом в соответствии со статьей 104 ЖК РФ.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Северо- Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения сотрудников МЧС России от 19.12.2014 № 53 Ответчица была принята на учет подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями с составом семьи 1 человек.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Северо- Кавказского регионального центра МЧС России от 25.09.2015 № 1 Ковалевской А.В. распределена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, на время действия трудового контракта.
Между Ответчицей и Северо-Кавказским региональным центром МЧС России был заключен договор найма служебного жилого помещения от 25.09.2015 г. №42.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 30.11.2015 № 3 решено снять Ковалевскую А.В. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях, в связи с обеспечением служебным жилым помещением.
14.11.2016 г. от Ковалевской А.В. поступило заявление на имя председателя жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Молчанова В.В. о предоставлении ей по договору социального найма жилого помещения, находящегося в оперативном управлении у СКРЦ МЧС России, расположенного по адресу: <адрес>.
05.12.2016 г. выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Северо- Кавказского регионального центра МЧС России № 15 Ковалевской А.В. отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Данная выписка была направлена Ковалевской А.В. письмом от 07.12.2016.
Северо-Кавказским региональным центром МЧС России сроки, предусмотренные ЖК РФ не нарушены.
После введения в действие ЖК РФ от 29.12.2004, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п.п. 15, п. 9, раздела IV Положения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, МЧС России в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, следовательно, жилищного фонда социального использования в структуре МЧС России нет и не может быть.
Действующее законодательство по общему правилу не содержит и не содержало положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования, равно как и не предусматривает признания за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения права пользования им на условиях социального найма, волеизъявление собственника жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных не принималось.
На основании разъяснений Верховного Суда РФ, требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); б) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Спорная квартира по адресу: <адрес>, была отнесена к служебному жилому фонду на основании приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России № 82 от 26.03.2014 и приказа Южного регионального центра МЧС России № 546 от 23.11.2017.
Вышеуказанные приказы оспаривались в Промышленном районном суде города Ставрополя (дело № 2а-2849/19), Ставропольском краевом суде (дело № 33а- 347/2020), Октябрьском районном суде г. Ростов-на-Дону (дело № 2а-1111/2019) и в Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда (дело № 33а-10322/2019). Решениями указанных судов приказы не отменены и действуют в полном объеме.
Ненадлежащее (искажённое, неполное либо несвоевременное) осуществление уполномоченными органами государственного учёта специализированного жилищного фонда (служебных квартир) не может и не должно изменять вид этого жилищного фонда без соответствующего решения его собственника либо иного уполномоченного органа.
После отнесения квартир к категории служебной Приказом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 26 марта 2014 года № 82 решение об изменении служебного статуса указанных в приложении квартир, не принималось.
Кроме того, ст.4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений. Оценивая конституционность данного запрета, Конституционный Суд РФ неоднократно выражал правовую позицию, согласно которой отнесение жилых помещений к специализированному, в частности, к служебному, жилищному фонду правомерно отнесено к полномочиям соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления и направлено в том числе на стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании. При этом органы государственной власти или местного самоуправления должны исходить из необходимости сохранения в государственном или муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений (Постановления от 16.05.2000г. №8-П, от 02.02.2002г. № 7-П, от 30.03.2012г. № 9- П и др.)
В силу положений ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исходя из вышеизложенного, Главное управление считает, что у Ковалевской А.В. отсутствуют основания, послужившие для заключения между ней и Главным управлением указанной сделки по социальному найму спорной квартиры, а поэтому необходимо признать недействительной сделкой договор социального найма жилого помещения № 254 от 20.08.2018 с применением последствий недействительности сделки.
Главным управлением в адрес Ковалевской А.В. было направлено письмо от 07.06.2021 № ИВ-197-3895 с требованием о расторжении договора социального найма № 254 от 20.08.2018 в срок до 15.06.2021.
Ответчиком данное письмо проигнорировано, в адрес Главного управления не поступало подписанное соглашение о расторжении договора социального найма.
На основании вышеизложенного, просит суд признать недействительной сделку о заключении договора социального найма № 254 от 20.08.2018 между Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю и Ковалевской А.В.
В свою очередь Ковалевская А.В. обратилась в суд с встречным иском к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в котором указала, что 20.08.2018 года между ней и ГУ МЧС России по СК был заключен договор социального найма № 254 на основании решения Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26.05.2017 года по делу № 2-1391/2017, вступившего в законную силу.
Ковалевская А.В. направила заявление на председателя жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК о приватизации жилого помещения, переданного ей по договору социального найма.
На заседании жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК было принято решение об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: СК, <адрес>; в с связи с отсутствием полномочий у жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК по распоряжению и отчуждению федерального имущества, отображенное в протоколе заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК от 22.05.2020 № 5-20.
Согласно пп. 10 п. 9 раздела IV Положения «О Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утверждённого Указом Президента РФ от 11.06.2004 № 868, МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом.
02.10.2019 г. в п. 2 приказа МЧС России от 12.01.2012 № 6 были внесены изменения, в частности, было установлено, что учет спасателей МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищной комиссией, создаваемой в Главном управлении МЧС России по Ставропольскому краю для учета спасателей МЧС России, работающих в учреждениях и организациях МЧС России, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Следовательно, вопрос, с которым обратилась истица, входит в сферу их компетенции, так как решение об отказе всё же было принято и запротоколировано.
Ковалевская А.В. считает решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК, отраженное в протоколе от 22.05.2020 № 5-20, незаконным и нарушающим её права.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, что подтверждается множественной судебной практикой.
В ст. 12 ГК РФ указаны способы защиты гражданских прав, одним из которых является признание права.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Жилое помещение было предоставлено Ковалевской А.В. на основании договора социального найма жилого помещения от 20.08.2018 № 254.
В силу статьи 30 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «»Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.
В настоящее время истица право на однократную приватизацию жилого помещения не реализовала, что подтверждается материалами учётного дела Ковалевской А.В., в связи с чем истица полагает, что за ней необходимо признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенного по адресу: СК, <адрес>.
Указанное жилое помещение находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Ставропольскому краю.
На основании вышеизложенного, просит суд признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, отображенное в протоколе от 22.05.2020 № 5-20, незаконным; признать право собственности в порядке приватизации за Ковалевской Анной Владимировной на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: СК, <адрес>; прекратить право собственности Российской Федерации, право оперативного управления ГУ МЧС России по <адрес> на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: СК, <адрес>.
Представитель истца - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю по доверенности Савина А.А. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, в удовлетворении встречного иска отказать, кроме того, пояснила, что Главное управление не располагает сведениями о наличии приказа Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 393 от 23.11.2018 г., которым спорное жилое помещение отнесено к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Ответчик/истец по встречному иску Ковалевская А.В. в судебное заседание не явилась, её интересы по доверенности представляет Бударин А.В., который в удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по СК просил отказать, применить сроки исковой давности, встречные исковые требования поддержал по изложенным в встречном иске основаниям.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества в СК) в судебное заседание не явился, в суд поступили письменные возражения руководителя Территориального управления Ковалева А.С., в которых он просит отказать в удовлетворении встречного иска Ковалевской А.В., полагая, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст.6 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального управления.
Выслушав пояснения сторон, изучив заключение прокурора, в котором он полагает исковые требования ГУ МЧС России по СК не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п.1 ч,1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Положениями ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92- 98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.