Дело № 12-320/2017
Судья Порфирьева А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
10 ноября 2017 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника – адвоката Иванова Ю.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбакова Вячеслава Борисовича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 ноября 2017 года Рыбаков В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком пятнадцать суток.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Рыбакова В.Б. – адвокат Иванов Ю.А. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу по мотивам отсутствия доказательств об организации и проведении Рыбаковым В.Б. публичного мероприятия. В жалобе также указывается на необоснованное признание в действиях Рыбакова В.Д. отягчающего обстоятельства в виде неоднократного совершения однородных административных правонарушений.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, заслушав защитника – адвоката Иванова Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие Рыбакова извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы и не ходатайствовавшего об участии в судебном заседании, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 данной статьи митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
Согласно статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Статьей 7 Закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 (ред. от 15.11.2013) определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, к числу которых площадь Республики г. Чебоксары не отнесена.
Как следует из представленных материалов дела и фактических обстоятельств дела, Рыбаков В.Б., ранее привлекавшийся вступившими в законную силу постановлениями судей Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2017 года, от 12 мая 2017 года (с учетом изменений, внесенных решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 июля 2017 года), от 10 июля 2017 года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, 7 октября 2017 года около 16 часов, находясь на площади Республики возле <адрес>, находясь совместно с другими участниками оппозиционно – настроенных граждан, которые были заранее извещены о месте и времени проведения несогласованного в установленном порядке митинга посредством размещения в сети интернет видеороликов и собрались организованной группой в количестве не менее 50-60 человек с использованием наглядной агитации в виде воздушных шаров с символикой <данные изъяты>, где Рыбаков В.Б., достоверно зная о несогласовании с администрацией города Чебоксары места и времени публичного мероприятия, организовал и провел несанкционированный митинг с призывами к голосованию на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году за лидера оппозиционного движения ФИО.
Действия Рыбакова В.Б. как лица, являвшегося одним из организаторов проводившегося несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в форме митинга, по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вышеприведенные обстоятельства и вина Рыбакова В.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 5 ноября 2017 года, рапортами сотрудников полиции ФИО1, письменными объяснениями ФИО2., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, сведениями администрации <адрес> о несогласовании публичного мероприятия, скриншотами содержания страниц <данные изъяты> <данные изъяты> Штаб Навального в Чебоксарах» и других в социальных сетях и размещенных на ней видеороликах, копиями судебных актов, постановлении следователя от 30 октября 2017 года об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Рыбакова В.Б. состава преступления, предусмотренного статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и другими доказательствами.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Доводы жалобы о недоказанности организации и проведении Рыбаковым В.Б. публичного мероприятия в форме митинга являются несостоятельными, поскольку опровергаются совокупностью представленных доказательств.
Так, из представленных органом внутренних дел видеозаписей, исследованных вышестоящим судом, следует, что Рыбаков В.Б., находясь в центре внимания оппозиционно-настроенных граждан, собравшихся возле <адрес> и использующих наглядную агитацию в виде воздушных шаров с символикой <данные изъяты> критиковал действующую власть, при этом под видеозапись сотрудников полиции выкрикивал лозунг <данные изъяты> а затем обращается к лицу, на странице в социальной сети которого размещены обращения о проведении <данные изъяты> 7 октября 2017 года, в том числе <данные изъяты>, охарактеризовать ФИО. После движения указанной группы граждан Рыбаков В.Б. символически взмахивает руками выкрикивает обращение к окружающим. Находясь на площади Республики, Рыбаков В.Б. обращается к участникам мероприятия и разъясняет способе ухода с места событий.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует, что в данном конкретном случае имело место публичное мероприятие в форме митинга, определенное Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", при этом характер установленных действии Рыбакова В.Б. свидетельствуют о том, что они были совершены в целях подготовки и проведения данного публичного мероприятия.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно квалифицировал действия Рыбакова В.Б. как организатора публичного мероприятии, что вытекает из положений пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с избирательным законодательством избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации не началась и проведенное мероприятие не являлось агитацией, не имеют существенного значения по настоящему делу и не являются основанием для освобождения Рыбакова В.Б. от административной ответственности.
Не является таковым и выводы следователя в постановлении от 30 октября 2017 года об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Рыбакова В.Б. состава преступления, предусмотренного статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, о том, что для целей привлечения к уголовной ответственности нарушение Рыбаковым В.Б. установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия не может рассматриваться как представляющее криминальную общественную опасность.
Срок давности привлечения Рыбакова В.Б. к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание в виде административного ареста соответствует характеру совершенного Рыбаковым В.Б. административного правонарушения, и назначено с учетом его личности.
Вместе с тем с выводами судьи о наличии в действиях Рыбакова В.Б. отягчающего обстоятельства по мотивам неоднократного совершения им аналогичных административных правонарушений в течение года согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством, отягчающими административную ответственность.
Между тем повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, и поэтому повторность совершения однородного правонарушения не может дополнительно учитываться в качестве отягчающего обстоятельства при назначении Рыбакову В.Б. наказания.
По изложенным основаниям постановление судьи подлежит изменению со снижением назначенного административного наказания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбакова Вячеслава Борисовича изменить.
Исключить из постановления указание о наличии в действиях Рыбакова В.Б. отягчающего обстоятельства в виде неоднократного совершения аналогичных правонарушений в течение года.
Снизить назначенное Рыбакову Вячеславу Борисовичу административное наказание до тринадцати суток административного ареста.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 ноября 2017 года в отношении Рыбакова В.Б. оставить без изменения, а жалобу защитника – адвоката Иванова Ю.А. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев