ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пос. Куженер 27 июля 2017 года
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Габитовой Р.Ш.,
при секретаре Виноградовой З.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Пировой Ч.Т.,
УСТАНОВИЛ:
27 июля 2017 года в <данные изъяты> часов в ОП № 5 МО МВД России «Сернурский» сотрудниками Куженерского ОВО Филиала ФГКУ ОВО ВНГ по Республике Марий Эл доставлена гражданка <данные изъяты> Пирова Ч.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации, тем самым нарушила нормы ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания), согласно ст.25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 18 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
27 июля 2017 года начальником МП ОП № 5 (по Куженерскому муниципальному району) МО МВД России «Сернурский» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Пирова Ч.Т. согласилась с административным протоколом и пояснила, что проживает в Республике Марий Эл с гражданином РФ ФИО4, от которого ждет ребенка (<данные изъяты>), и с которым намерена проживать в дальнейшем в Российской Федерации, оформив все необходимые документы.
Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что он проживает в фактических брачных отношениях с Пировой Ч.Т., которая ждет от него ребенка. С Пировой Ч.Т. он намерен проживать в дальнейшем на территории Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст.2 названного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п.п.1 и 2 ст.5 данного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 27 июля года выявлена гражданка <данные изъяты> Пирова Ч.Т., которая с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации, мер к продлению срока миграционного учета не предпринимала.
Указанные обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом полицейского Куженерского ОВО ФИО5, копией паспорта Пировой Ч.Т., содержащего сведения о пересечении ею государственной границы Российской Федерации, копией миграционной карты, объяснениями Пировой Ч.Т., справкой информационной базы данных учета иностранных граждан.
Таким образом, совершенное Пировой Ч.Т. деяния - нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Пировой Ч.Т. с соблюдением требований, установленных ст.28.2 КоАП РФ. Права, предусмотренные ст.ст.24.2, 24.4, 25.1 названного Кодекса, а также положения ст.51 Конституции Российской Федерации, ему разъяснены, что удостоверено его подписью.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека, п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п.2 ст.10 и п.2 ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.3 ст.2 Протокола №4 к ней).
Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990г., в п.1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В ст.9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Таким образом, по смыслу положений международных договоров, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается только в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из материалов дела и объяснений Пировой Ч.Т., свидетеля ФИО4 следует, что ФИО6 проживает в фактических брачных отношениях с гражданином РФ ФИО4
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судья пришел к выводу о том, что административное выдворение за пределы Российской Федерации не является единственно возможным способом достижения целей административного наказания (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ) и не оправдано крайней социальной необходимостью, не отвечает принципу соблюдения баланса публичных и частных интересов и повлечет за собой чрезмерное вмешательство в право на уважение семейной жизни.
С учетом всех обстоятельств дела суд считает возможным применить в отношении Пировой Ч.Т. административное наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ч.1.1 ст.18.8, ст. 29.1 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Пирову Ч.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданку <данные изъяты>, виновной в совершении административного правонарушения по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья Р.Ш. Габитова