№12-122/2021 УИД 25RS0008-01-2021-001212-53
РЕШЕНИЕ
г. Дальнереченск 02 августа 2021 года
Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Покулевская И.В.,
с участием защитника ФИО2,
участкового лесничего Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского филиала КГКУ «Приморское лесничество» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Форестгранд» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края №л от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края №л от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Форестгранд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, по факту нарушения в квартале № выделе № Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского лесничества пп. «г» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года №474. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на указанное постановление законный представитель ООО «Форестгранд» просила его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылалась, что действующими в настоящее время Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614, допускается очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков путем укладки порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы, шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания. Законный представитель указала, что из постановления не ясно, какие нормы были нарушены юридическим лицом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «Форестгранд» не прибыл, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Защитник ФИО2 в судебном заседании настаивал на доводах жалобы, дополнив, что ООО «Форестгранд» не вело лесозаготовительную деятельность, рубки осуществлял подрядчик – ООО «Крона». Полагал, что основанием для прекращения производства по делу являются положения п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку указанные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении Правила заготовки древесины были отменены, с ДД.ММ.ГГГГ не действуют.
Инспектор ФИО3 с жалобой не согласился, указав, что при осмотре лесосеки им были выявлены нарушения Правил заготовки древесины, указанные в акте осмотра и протоколе об административном правонарушении. Ему известно, что лесозаготовительные работы производились ООО «Крона», указанная деятельность ООО «Форестгранд» не осуществлялась.
Выслушав защитника, инспектора, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил заготовки древесины в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пп. «г» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года №474, действующих на момент осмотра лесосеки, при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО «Дальнереченсклес» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В лесной участок входят кварталы № (за исключением выделов №), № (за исключением выдела №), № Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского лесничества.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дальнереченсклес» права арендатора указанного лесного участка по названному договору уступило ООО «Форестгранд».
30.06.2020 года участковым лесничим Пожигинского участкового лесничества в присутствии представителя ООО «Форестгранд» был проведен осмотр лесосеки в квартале № выделе №, в ходе которого установлено нарушение пп. «г» п. 12 названных Правил заготовки древесины в объеме 20,23 м3.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Обстоятельства объективной стороны административного правонарушения подтверждаются актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, при составлении которого участвовал представитель юридического лица, договором аренды лесного участка для заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением об уступке от ДД.ММ.ГГГГ и лесной декларацией.
В соответствии с пп. «б» п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Оценивая доводы законного представителя ООО «Форестгранд» о применении указанного положения, судья приходит к выводу, что они опровергаются актом осмотра лесосеки и протоколом об административном правонарушении, из которых следует, что имело место оставление завала, порубочных остатков и отходов древесины, сдвинутых на стену леса, а не древесины, уложенной в кучи либо валы при проведении очистки мест рубок.
Вопреки доводам законного представителя ООО «Форестгранд» как в акте смотра лесосеки, так и в протоколе об административном правонарушении указано о нарушении пп. «г» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года №474, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения установлено составленными процессуальными документами – № выдел № квартала Пожигинского участкового лесничества, что опровергает доводы законного представителя юридического лица.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Указанные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены не были.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Форестгранд» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении названного обстоятельства отягчающим учтены факты привлечения ООО «Форестгранд» к ответственности постановлениями, вынесенными в октябре 2020 года, то есть после совершения административного правонарушения. Сведений о привлечении юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные главой 8 КоАП РФ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в деле не содержится.
Таким образом, указанное обстоятельство не может быть признано отягчающим административную ответственность ООО «Форестгранд».
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 года №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Как следует из положений ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 года №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли указанные нормативные правовые акты с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Согласно ч.ч. 4, 5 Федерального закона от 31.07.2020 года №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения ч.ч. 1, 2 и 3 названной статьи не применяются.
С 1 января 2021 года в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 года, за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 названной статьи.
Положения Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, нарушение которых вменяется ООО «Форестгранд», утверждены Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года №474, то есть до 01.01.2020 года.
Данный нормативный правовой акт утратил силу с 01.01.2021 года, поскольку были введены в действие Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 01.12.2020 года №993, действующие с 01.01.2021 года.
В перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 года №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года №2467, не включены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года №474.
Таким образом, при привлечении ООО «Форестгранд» к административной ответственности совершенное деяние не могло быть оценено на предмет соблюдения названных Правила заготовки древесины.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу законного представителя ООО «Форестгранд» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края №л от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края №л от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Форестгранд» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Форестгранд» прекратить на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Приморский краевой суд.
Судья И.В. Покулевская