Дело № 2а-354/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Октябрьский 14 октября 2019 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Алиева Н.М.,
представителя ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» Прожериной Э.А.,
представителя заинтересованного лица администрации МО «Ростовско-Минское» Борисова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным иском.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в д. Выселок Горский МО «Ростовско – Минское» Устьянского района Архангельской области, ... установлен бесхозяйный источник водоснабжения- шахтный колодец общего пользования, иных общедоступных источников водоснабжения в радиусе 100-200 м. не имеется. Шахтный колодец, которым пользуются жители деревни, не включен в реестр муниципальной собственности, иной собственник не имеется, на балансе какой-либо организации не состоит, т.е. является бесхозяйным. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В силу ч.3, 4 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ, с 1 января 2015 г. отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района. Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный колодец, установления его владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу в случае выявления неисправности колодца и возникновения чрезвычайной ситуации, связанной загрязнением подземных вод различного рода опасными веществами, и, как следствие, угрозу причинения вреда здоровью граждан, использующих воду в питьевых целях, поскольку статус колодца в качестве бесхозяйного затрудняет его безопасное содержание.
В связи с чем истец просит признать бездействие администрации МО «Устьянский муниципальный район» незаконным и возложить на администрацию МО «Устьянский муниципальный район» обязанность в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, шахтного колодца, расположенного по адресу: ....
В судебном заседании помощник прокурора Алиев Н.М. административные исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» Прожерина Э.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что колодец относится к хлебопекарне, проданной со всеми хозяйственными постройками в 1980-х годах ФИО1 Колодец расположен на территории МО «Ростовско-Минское», администрация которого вправе самостоятельно обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, шахтного колодца.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Ростовско – Минское» Борисов А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что спорный колодец является пристройкой к хлебопекарне, которая длительный период не эксплуатируется, была продана ФИО1 на вывоз, но он здание не разобрал и до настоящего времени жители деревни пользуются колодцем.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 22 КАС РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Административное исковое заявление межрайонного прокурора подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ объектами гражданских прав являются движимые и недвижимые вещи.
В п. 1 ст. 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п.п. 2, 4 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно п.4 ч.1, ч.3, 4 ст.14, ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ч.1.1 ст.10 Устава МО «Устьянский муниципальный район» к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Устьянского муниципального района, решаются органами местного самоуправления Устьянского муниципального района, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.
Части 3, 4 в ст. 14 введены Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ.
Законом Архангельской области от 20.06.2014 N 157-9-ОЗ "О внесении дополнения в областной закон "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" действующим до 31 декабря 2015 г., за сельскими поселениями Архангельской области были закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22 - 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 36 - 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, вопросы водоснабжения населения, водоотведения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов с 01 января 2016 года, до этого указанный вопрос относился к полномочиям сельских поселений.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч. 9 ст. 7 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Устьянского района на основании обращения главы администрации МО «Ростовско – Минское» по факту водоснабжения в д. Выселок Горский была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на территории МО «Ростовско- Минское» в ... имеется источник нецентрализованного водоснабжения- шахтный колодец общего пользования.
Указанный шахтный колодец находится в деревянной пристройке к дому (бывшая хлебопекарня). Пристройка имеет значительный износ, колодец представляет собой деревянную шахту, есть ворот с прикрепленным к нему ведром, которые также имеют значительный износ. Колодец находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, он общедоступен, используются жителями деревни для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Иных общедоступных источников водоснабжения в радиусе 100-200 м. от указанного колодца не имеется.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, в том числе: обращением жителей д. Выселок Горский главе администрации МО «Ростовско – Минское» от 10 июня 2019 г., информацией главы администрации МО «Ростовско- Минское» от 1 августа 2019 г., от 22 августа 2019 г., актом осмотра от 26 августа 2019 г., фототаблицей к нему.
Из пояснений свидетеля ФИО2 следует, что хлебопекарня ранее принадлежала Устьянскому райпотребсоюзу, которое было признано банкротом в 2001 году. Здание пекарни уже не эксплуатировалось в 1970-х годах, и в дальнейшем было продано ФИО1, документы отсутствуют.
В соответствии со ст. 99 ГК РСФСР кооперативные организации могли владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом на праве собственности, предназначенном для уставной деятельности.
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО от 11 сентября 2019 г. следует, что в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный колодец.
Из ответа главы администрации МО «Ростовско- Минское» от 16 августа 2019 г. следует, что все источники питьевого водоснабжения населения, находящиеся на территории МО «Ростовско- Минское» переданы в МО «Устьянский муниципальный район».
По уведомлению КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 10 сентября 2019 г. шахтный колодец в реестре муниципальной собственности МО «Устьянский муниципальный район» отсутствует.
Также в материалы дела представлена информация председателя правления Потребительского общества «Устьянское» от 11 сентября 2019 г., согласно которой ПО «Устьянское» не обладает какими – либо правоустанавливающими документами на колодец, на учете и балансе он не числится. ПО «Устьянское» не является правоприемником Устьянского районного потребительского общества и не обладает какими – либо документами, позволяющими определить собственника объекта.
Из справки администрации МО «Ростовско – Минское» от 30 сентября 2019 г. следует, что бывшая хлебопекарня расположена по адресу: ....
Установлено, что технической документации на здание хлебопекарни не имеется, также как и информации о том, когда осуществлялось строительство.
Из положений ст. 135 Гражданского кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом", следует, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное; различного рода хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.п.) являются подсобными строениями.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 года N 37, на земельном участке здания подразделяются на основные и служебные. Основным называется здание, которое среди других на земельном участке является главенствующим по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению. Служебным называется строение, которое по отношению к основному зданию имеет второстепенное значение на земельном участке. К числу служебных строений относятся сараи, гаражи (индивидуального пользования), навесы, дворовые погреба и т.п.
Измеряются и заносятся в абрис все строения постоянного типа, связанные с землей фундаментами или столбами, а именно: основные здания и пристройки к ним; строения служебного назначения: сараи, конюшни, навесы, ледники, погреба и др.; сооружения: ограды, заборы, колодцы, мусорные ямы, тротуары, замощения, фонтаны и пр. Не подлежат съемке строения переносные, временного характера (п. 2.9 Инструкции)
Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу, в частности объяснения сторон, свидетеля, письменные документы, приходит к выводу, что спорный колодец представляет собой хозяйственную постройку, и должен рассматриваться как принадлежность к главной вещи - жилому дому.
Вопреки доводам истца спорный колодец не является самостоятельным объектом недвижимости, в качестве такого не подвергнут кадастровому учету и регистрации.
В связи с выше изложенным требования прокурора суд считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Судья С.Н. Шерягина
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2019.