Дело № 33а-12821/2019; 3а-534/2019
Судья Бузмаков С.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 13 ноября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Никитиной Т.А., Поповой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Рогатневой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края на решение Пермского краевого суда от 21 августа 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Тутынина Виктора Анатольевича, поданное 10 июня 2019 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: магазина продовольственных и непродовольственных товаров, назначение: нежилое, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, общей площадью 1489,1 кв. м, с кадастровым номером **, по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 10 488983,00 (десять миллионов четыреста восемьдесят восемь тысяч девятьсот восемьдесят три) рубля по состоянию на 1 января 2018 г.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости согласно статье 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости».
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя административного истца – Попова О.В., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы,изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Тутынин В.А. обратился с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости: магазина продовольственных и непродовольственных товаров, назначение: нежилое, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, общей площадью 1 489,1 кв.м, с кадастровым номером **, по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 10 488 983 рубля по состоянию на 01.01.2018.
Требования мотивирует тем, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** определена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 и составляет 22 208 705,44 руб. по состоянию на 01.01.2018. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что подтверждается отчётом об оценке, согласно которому рыночная стоимость здания по состоянию на 01.01.2018 составляет 10 488 983 рублей, чем нарушаются его права, поскольку устанавливает обязанность по уплате налога на имущество в необоснованно завышенном размере.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ссылаясь на то, что представленный отчет является недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушением норм, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия оснований к его отмене не усматривает.
Судом первой инстанции установлено, что Тутынин В.А. является собственником здания магазина продовольственных и непродовольственных товаров, назначение: нежилое, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, общей площадью 1 489,1 кв.м, с кадастровым номером **, по адресу: ****, что подтверждается копией выписки из ЕГРН, содержащей сведения об основных характеристиках объекта, в том числе о правообладателе.( л.д.7-9)
Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01.01.2018 установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. Здание с кадастровым номером ** включено в данный Перечень за № 88.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** утверждена на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 и составила 22 208 705,44 рублей по состоянию на 01.01.2018, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.06.2019.
Согласно отчету об оценке от 05.06.2019 № 19/551, составленному ООО «Оценка-Консалтинг» по заявлению Тутынина В.А., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** составляет 10 488 983,00 рублей по состоянию на 01.01.2018.
Изучив представленный отчет об оценке, суд первой инстанции на основе анализа положений ст.ст. 1, 8, 14, 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки №3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, ст.ст.401,402 НК РФ, ст.ст. 247, 248 КАС РФ пришел к выводу о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения. При этом суд исходил из того, что в отчете присутствует описание объекта оценки, проанализированы факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость, рынок объектов недвижимости, обоснован выбор затратного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приведено обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов. Информация, используемая оценщиком в отчете, является достоверной, проверяемой, выполненные в отчете расчеты стоимости объекта оценки соответствуют выбранному подходу и методу.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они последовательны, мотивированны, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Принимая во внимание, что по состоянию на дату оценки были выявлены единичные предложения по продаже единых объектов недвижимости-отдельных стоящих зданий коммерческого назначения с земельными участками, расположенными на территории Пермского края, содержащие общую стоимость за объект недвижимости, рыночной информации для применения сравнительного подхода было недостаточно, на основании п.24 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости ФСО №7» оценщиком обоснованно применен затратный подход. Нарушений при определении класса качества здания магазина не допущено. Оценщиком также правильно применены зонально-экономические коэффициенты для Пермского края при определении рыночной стоимости предмета оценки в размере равном 1( единице), и использованы данные, представленные ООО «Аналитический центр «КД-Консалтинг», при определении экономического ( внешнего) устаревания объекта оценки, расположенного в Октябрьском районе Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленный отчет является недопустимым доказательством, поскольку допускает неоднозначное толкование и вводит в заблуждение, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку доказательствами по делу не подтверждены.
В силу ч.2 ст.47 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст.64 данного Кодекса.
Учитывая, что у суда первой инстанции сомнений в обоснованности результатов оценки не имелось, противоречий в выводах оценщика не установлено, Министерством доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимого имущества является иной, чем отражено в отчете от 5.06.2019 № 19\551, не представлено, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось. Согласно протоколу судебного заседания ходатайства о назначении по делу экспертизы не заявлялось.
Фактически доводы апелляционной жалобы Министерства сводятся к несогласию с установленной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, которые в условиях недоказанности иной кадастровой стоимости, не могут повлиять на законность постановленного решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно, в связи с чем основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Пермского краевого суда от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи