Решение по делу № 33а-5410/2018 от 25.04.2018

Судья Кочегарова Д.Ф.

N 33-5410

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,

судей Овчинниковой Н.А., Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Болевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 июня 2018г. дело по апелляционной жалобе Катьковой Татьяны Михайловны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 06 марта 2018 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Катьковой Татьяны Михайловны к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным решение от 01.11.2017 № ** об отказе в признании Катьковой Татьяны Михайловны, подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации; возложении обязанности о признании Катьковой Татьяны Михайловны, подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации – отказать в полном объеме.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения административного истца Катьковой Т.М. и её представителя, поддержавших апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Кулешову А.Н., полагавших апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Катькова Т.М. обратилась с административным иском, просила признать решение ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.11.2017
** об отказе в признании Катьковой Т.М. подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации, незаконным; возложить на ответчика обязанность признать Катькову Т.М. подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации.

Указала, что её отец - С., ** года рождения, решением Свердловского районного суда г. Перми от 05.05.2014 признан репрессированным. На основании решения выдана справка о реабилитации отца. В соответствии с положениями Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» она обратилась в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о реабилитации. На заявление получен ответ из ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.11.2017 № ** с отказом в реабилитации. Считает данный отказ незаконным. Ответчик в нарушении установленных норм права осуществляет переоценку установленных решением обстоятельств, применения в отношении ее отца политических репрессий. Судом установлен факт применения политических репрессий в отношении отца истца, решение вступило в законную силу. В момент применения политических репрессий в отношении отца, истец была малолетним ребенком. Местом ее проживания было место жительства отца, иного места жительства она не могла иметь в силу закона. Ее нахождение совместно с отцом в момент применения политических репрессий подтверждается похозяйственными книгами, свидетельством о рождении, справкой администрации Осинцевского сельского поселения № 788 от 27.11.2017. В отношении ее отца и его семьи в административном порядке применена высылка и в дальнейшем отцу и членам его семьи был запрещен самовольный выезд с места проживания, не выдавался паспорт. На момент применения в отношении отца ограничений прав по политическим мотивам истец была малолетним ребенком, в отношении нее также применяются данные ограничения, что является обстоятельством применения в отношении истца политических репрессий. Таким образом, истец относится к категории лиц, кто в детском возрасте находилась вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении и имеет право на признание ее репрессированной с последующей реабилитацией. Действовавшее в период применения репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применения репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако, по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий к родителям они не достигли возраста, позволяющего юридически привлечь их к ответственности, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации. Такие дети, насильственно или вынуждено помещенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселения, то есть в условия явного лишения прав и свобод, в силу ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими последствиями.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Катькова Т.М., приводит аналогичные доводы.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушением норм материального права (п.п. 3, 4
ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

Разрешая спор, суд не нашел оснований к удовлетворению заявленных требований, поскольку пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих факт нахождения семьи Катьковой Т.М. в местах лишения свободы, ссылке, высылке либо на спецпоселении.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела данной категории суд может принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

В статье 1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

На основании ст. 1.1 указанного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки (ст.7 указанного Закона).

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.11.12 N 2003-О, сама по себе статья 1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не препятствует признанию политической репрессией установление для граждан - финнов по национальности, депортированных во время Великой Отечественной войны из города Ленинграда и Ленинградской области без помещения на спецпоселение, запрета вернуться к прежнему месту жительства для постоянного проживания, а потому не исключает признание лиц, относящихся к данной категории, жертвами политических репрессий.

В этом же Определении Конституционным Судом Российской Федерации установлено следующее.

Действовавшими в период Великой Отечественной войны нормативными правовыми актами СССР предусматривалась обязательная эвакуация немецкого и финского населения из города Ленинграда и некоторых районов Ленинградской области (постановления Военного Совета Ленинградского фронта от 26 августа 1941 года N 196 с/с, от 9 марта 1942 года N 00714 и от 20 марта 1942 года N 00714-а, приняты в соответствии с пунктом 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года "О военном положении").

Данная мера была обусловлена объективной необходимостью обеспечения обороны страны в период Великой Отечественной войны. Однако после окончания войны рядом неопубликованных подзаконных актов и соответствующей правоприменительной практикой был установлен ничем не мотивированный запрет возвращения финнов (ингерманландцев) к местам их прежнего проживания.

Так, распоряжением Совета народных комиссаров от 19 сентября 1945 года N 13925рс Великолукскому, Калининскому, Новгородскому, Псковскому и Ярославскому облисполкомам было позволено выдавать разрешения на выезд к местам прежнего жительства и для воссоединения с семьями (за исключением города Ленинграда и районов приграничной полосы) русским, карельским и другим гражданам (не ингерманландцам), а также ингерманландским семьям военнослужащих - участников Отечественной войны, переселенным из Финляндии в перечисленные области в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 19 ноября 1944 года N ГОКО-6973 "О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения". Распоряжением Совета Министров СССР от 7 мая 1947 года N 5211рс лицам финской национальности, удаленным из города Ленинграда и Ленинградской области во время Великой Отечественной войны в порядке принудительной эвакуации, а также ингерманландцам, репатриируемым из Финляндии, за исключением лиц финской национальности и ингерманландцев - участников Отечественной войны, имеющих Правительственные награды, и членов их семей, было запрещено проживание в Ленинградской области.

В соответствии с этим Распоряжением и принятым в его исполнение приказом Министра внутренних дел СССР от 21 мая 1947 года N 00544 "О мероприятиях по удалению из гор. Ленинграда и Ленинградской области лиц финской национальности и ингерманландцев, репатриированных из Финляндии" данной категории граждан выдавались паспорта с ограничением (запретом) проживания в режимных местностях 1 категории, запретных зонах и пограничной полосе Союза ССР, а в случае их возвращения к местам прежнего жительства они подлежали удалению в порядке паспортного режима из Ленинграда и Ленинградской области, а в дальнейшем Переселенческим Управлением при Совете Министров РСФСР давались указания переселенческим отделам в районах, куда лица финской и немецкой национальности были эвакуированы во время Великой Отечественной войны, о недопустимости направления этих лиц - находящихся в спецэвакуации - в порядке реэвакуации в места прежнего места жительства (город Ленинград и Ленинградскую область).

Согласно пункту 34 Положения о паспортах, утвержденному постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 сентября 1940 года N 1667, проживание в режимных местностях лиц, не подлежащих прописке в данной местности, после того, как органами РК Милиции у них отобрана подписка о выезде, влекло за собой уголовную ответственность по части II статьи 192-а УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик (до двух лет лишения свободы).

Ограничения на проживание финнов на территории Ленинграда и Ленинградской области были сняты приказом Комитета государственной безопасности СССР от 24 апреля 1956 года.

Анализ законодательства, действовавшего в послевоенный период (1945 - 1956 гг.), показывает, таким образом, что в отношении российских финнов, эвакуированных и депортированных из города Ленинграда и Ленинградской области во время Великой Отечественной войны, подзаконными актами и правоприменительной практикой было установлено не обусловленное целями обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничение свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в виде запрета возвратиться с целью постоянного проживания к месту прежнего расселения.

Из материалов дела следует, что Катькова Т.М., ** года рождения, является дочерью С. (л.д. 12, 13, 14).

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 05.05.2014 по заявлению Катьковой Т.М. установлен факт применения политических репрессий в отношении С., связанных с увольнением в запас по национальному признаку из рядов Красной Армии в 1941 году и этапированием в Кишерть и мобилизацией в Трудовую Армию (л.д. 8-10).

Решение вступило в законную силу 17.10.2014.

Этим же решением суда, на основании письма ГКУ «Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге», установлено, что спецэвакуация финнов из Парголовского района Ленинсградской области по национальному признаку была проведена 26-28 марта 1942 года.

Во время Великой Отечественной Войны отец заявителя (Катьковой Т.М.) уволен в запас по национальным признакам и был лишен права вернуться на постоянное место жительства в Ленинградскую область, поскольку в отношении финнов введено ограничение проживания в городе Ленинграде и Ленинградской области.

При этом в Великую Отечественную Войну и после ее окончания было введено ограничение паспортного режима, запрещающее прописку и проживание в Ленинграде и в Ленинградской области. Ограничение паспортного режима, введенное для финнов Ленинградской области, было признано политической репрессией. После окончания войны финны стали репрессироваться по национальному признаку в административном порядке органами исполнительной власти.

Согласно справке ГУ МВД России по Пермскому краю от 23.07.2014, установлен факт применения политических репрессий в отношении С.., связанных с увольнением в запас по национальному признаку из рядов Красной Армии в 1941 году и этапированием в Кишерть и мобилизацией в Трудовую Армию.

На основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1
«О реабилитации жертв политических репрессий» С. реабилитирован (л.д. 27).

Пункт "в" статьи 3 названного Закона предусматривает, что подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод.

18.10.2017 в ГУ МВД России по Пермскому краю поступило заявление Катьковой Т.М. о реабилитации (л.д. 30).

01.11.2017 письмом ГУ МВД России по Пермскому краю Катьковой Т.М. отказано в выдаче справки о личной реабилитации (л.д. 7).

Исходя из приведенных норм закона, значимым для разрешения настоящего спора является установление факта нахождения Катьковой Т.М. вместе с репрессированным отцом С. в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

Как указано выше, С. был этапирован в Кишерть, в связи с чем, в том числе, он был впоследствии реабилитирован.

Этапирование по своей сути является мерой принуждения в виде выселения из места проживания, которое в силу указания ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается политической репрессией.

В результате выселения в 1942 г. С. из места проживания (Ленинградской области) и его этапирования в Кишерть, Кишерть по сути стала для С. местом высылки и оставалась высылкой до 24.04.1956 года, то есть до того момента, когда российским финнам был снят запрет вернуться к прежнему месту жительства для постоянного проживания.

Катькова Т.М. родилась в 1950 году в селении **** Кишерсткого района (л.д. 12) и, согласно справки администрации Осиневского сельского поселения Кишерствого района Пермского края от 27.11.2017, проживала и состояла на регистрационном учете вместе с отцом и другими членами семьи, что следует из похозяйственней книги 1952-1954 г. Мечинского сельского совета Кишертского района Пермской области
(л.д. 15).

Таким образом, с момента рождения Катькова Т.М. находилась вместе со своим репрессированным отцом в месте высылки, куда её отец был этапирован без права вернуться к прежнему месту жительства до 1956 года.

Таким образом, выводы ГУ МВД России по Пермскому краю, изложенные в оспариваемом отказе о том, что в месте высылки вместе с репрессированными родителями Катькова Т.М. не находилась, не соответствуют действительности.

Признавая отказ ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.11.2017 г. обоснованным, суд первой инстанции изложенные выше фактические обстоятельства дела не учел.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Поскольку в данном случае административным ответчиком нарушено право истца на принятие решения по её заявлению по основаниям, предусмотренным законом, соразмерным способом защиты нарушенного права будет возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Катьковой Т.М. с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем апелляционной определении.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском не могут быть приняты во внимание. В обоснование доводов ответчик ссылается на то, что ранее Катькова Т.М. уже обращалась за справкой о своей реабилитации, отказ в выдаче справки получила в 2014 году.

Судебная коллегия считает, что срок на подачу иска не пропущен, поскольку предметом оспаривания по настоящему делу является другой отказ органа власти - от 01.11.2017 г. В суд иск подан 06.12.2017 года, то есть в пределах 3-х месячного срока установленного в ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 06 марта 2018 г. отменить.

Принять новое решение. Административное исковое заявление Катьковой Татьяны Михайловны удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.11.2017 № ** об отказе в признании Катьковой Т.М. подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации.

Возложить на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Катьковой Т.М. от 18.10.2017 г.

Председательствующий -

Судьи -


33а-5410/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Катькова Татьяна Михайловна
Ответчики
ГУ МВД РФ по ПЕрмскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
04.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее