УИД: 62RS0030-01-2020-000735-56
Номер производства 2-54/2021 (2-318/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шацк 12 января 2021 года
Шацкий районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Колмаковой Н.И.
при секретаре судебного заседания Атаевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Блюхер Лидии Васильевны к администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области о признании права собственности на жилой дом в реконструированном виде,
УСТАНОВИЛ:
Истец Блюхер Л.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области о признании права собственности на жилой дом в реконструированном виде.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1378 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем имеются свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2011 №, договор дарения жилого дома от 23.04.2001, выписки из ЕГРН от 21.07.2020. Истец указывает, что при дарении жилого дома его общая площадь составляла 69 кв.м. В 2018 году истцом было осуществлено строительство пристройки к спорному жилому дому. В результате реконструкции общая площадь жилого дома составила 76,9 кв.м. С целью постановки спорного жилого дома на кадастровый учет истец обратилась к кадастровому инженеру Н.Н.В.. Однако, в постановке жилого дома на кадастровый учет истцу было отказано, по причине отсутствия у нее уведомления уполномоченного органа о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома).
17.09.2020 администрацией муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области в адрес истца было направлено письмо об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) на земельном участке, в связи с тем, что объект индивидуального жилищного строительства уже построен. Поскольку признать право собственности на спорный жилой дом во внесудебном порядке не представляется возможным, истец обратилась с настоящим иском в суд.
На основании изложенного истец просит признать за ней право собственности на жилой дом в реконструированном виде, общей площадью 76,9 кв.м., по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1378 кв.м.
Истец Блюхер Л.В., представитель ответчика администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации муниципального образования – Шацкое городское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в судебное заседание не явились, должным образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, представили в суд письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик администрация муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, и третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора администрация муниципального образования – Шацкое городское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, представили в суд заявления, в которых указали, что не возражают против удовлетворения исковых требований.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, доказательства представленные лицами, участвующими в деле в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
К недвижимым вещам согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным паровым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другими лицами. Эти правила осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из указанной нормы следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования. Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.
Положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), при этом не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Блюхер Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1378 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 09.06.2011. На момент приобретения права собственности на указанный земельный участок на нем располагался жилой дом, 1952 года постройки, площадью 69 кв.м., адрес объекта: <адрес>, право собственности истца на жилой дом зарегистрировано 16.05.2001. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалах дела, в том числе выписками из ЕГРН от 21.07.2020, свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2011, договором дарения жилого дома от 23.04.2001, которые никем не оспорены и не законными не признаны.
Судом установлено, что в 2018 году истцом была осуществлена реконструкция указанного жилого дома путем пристройки к нему дополнительного помещения, в результате чего площадь спорного жилого дома стала составлять 76,9 кв.м. В целях легализации (регистрации) и оформления в собственность спорного объекта недвижимости истец обращалась в администрацию муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области. 17.09.2020 администрацией муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области в адрес истца было направлено письмо об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) на земельном участке, в связи с тем, что объект индивидуального жилищного строительства уже построен.
В соответствии с абз. 1п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Законом закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых здание, сооружение или другое строение могут быть признаны самовольной постройкой, в частности, если они возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых согласований, разрешений; 3) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдается на десять лет.
С 04.08.2018 года утратили силу ч.ч. 9 - 9.2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
Согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства (п.п. 1,2 ч. 7 ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ).
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что реконструкция спорного жилого дома путем пристройки к нему дополнительного помещения имеет все установленные ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации признаки самовольной постройки, поскольку была произведена Блюхер Л.В. без получения разрешительных документов, однако осуществление пристройки к спорному жилому дому без разрешительных документов само по себе не является основанием для сноса объекта недвижимости при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно акту от 30.09.2020 обследования комиссией, созданной на основании постановления главы администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области от 11.02.2016 № 31 (в ред. от 14.01.2020) «Об утверждении состава и положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, санитарно-техническим, градостроительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам соответствует, угрозы жизни и здоровью граждан не представляет, и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Проанализировав форму и содержание указанного акта, суд пришел к выводу о том, что данный акт является достоверным и объективным доказательством, поскольку соответствует общим требованиям к его содержанию, составлен уполномоченными специалистами в составе комиссии на основании визуального осмотра. Иных допустимых доказательств, опровергающих выводы, сделанные специалистами комиссии, стороной ответчика не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы заявлено не было, что дает суду основания установить, что реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, либо создание угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорной постройки отсутствуют.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В рассматриваемом споре правовое значение имеет доказывание факта нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создание угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорной постройки. По общему правилу, существенность нарушения градостроительных и строительных норм и правил обусловлена тем, что сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при отсутствии существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, отсутствии доказательств угрозы жизни и здоровью граждан, возведенным объектом, требования истца Блюхер Л.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.,ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Блюхер Лидии Васильевны к администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области о признании права собственности на жилой дом в реконструированном виде, удовлетворить.
Признать за Блюхер Лидией Васильевной право собственности на жилой дом, обшей площадью 76,9 кв.м, по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1378 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Шацкий районный суд Рязанской области.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Н.И. Колмакова