Решение по делу № 33а-1318/2022 от 14.01.2022

УИД: 34RS0005-01-2021-003676-64 №2а-2438/2021

Судья Рогозина В.А. Дело №33а-1318/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2022 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Поликарпова В.В.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Волгограда

на решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 11 октября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда об оспаривании бездействия.

Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ по устранению повреждений дорожного покрытия на внутриквартальных проездах между многоквартирными домами № 66 и № 66 «а» по ул. им. Генерала Штеменко, дома № 27 по ул. Поддубного г. Волгограда, местном проезде общего пользования напротив здания ГУЗ «Поликлиника № 2» по адресу: г. Волгоград, ул. Металлургов, д. № 8; по устройству тротуара (пешеходной дорожки) по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинская до ул. Алехина. Обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать выполнение работ

На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение 1 (одного) года 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по устранению повреждений дорожного покрытия на внутриквартальных проездах между многоквартирными домами № 66 и № 66 «а» по ул. им. Генерала Штеменко, дома № 27 по ул., Поддубного г. Волгограда, местном проезде общего пользования напротив здания ГУЗ «Поликлиника № 2» по адресу: г. Волгоград, ул. Металлургов, д. № 8.; по устройству тротуара (пешеходной дорожки) по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинская до ул. Алехина.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка состояния улично-дорожной сети Краснооктябрьского района г. Волгограда, соблюдения требований законодательства безопасности дорожного движения, в ходе которой установлены нарушения содержания улично-дорожной сети Краснооктябрьского района г. Волгограда. Постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 № 2143 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда (далее - Перечень). Согласно рассматриваемому Перечню, участки автомобильных дорог по ул. им. Менделеева (от ул. им. маршала Еременко до III Продольной магистрали), по пр-ту Металлургов, по ул. Лермонтова (от ул. им. маршала Еременко до границы Центрального района), а также по ул. Поддубного и ул. им. Штеменко (от пр-кта им. В.И. Ленина до ул. им. маршала Еременко) отнесены к категориям дорог общего пользования. Ремонт и содержание автомобильных дорог относится к дорожной деятельности (п. 6 ст. 3 Закона № 257) и осуществляется в отношении дорог местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257). В ходе проверки, проведенной прокуратурой района 29.06.2021 с участием государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду Улимова А.М., установлено, что на всем протяжении внутриквартального проезда вдоль дома № 27 по ул. им. Поддубного, путепровода по ул. Менделеева, напротив дома № 8 по пр-ту Металлургов (территория, прилегающая к ГУЗ «Поликлиника № 2»), внутриквартальных проездов вдоль домов № 66 и 66 «а» по ул. Штеменко имеются повреждения дорожного покрытия, вопреки требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Территория внутриквартальных проездов по ул. им. Поддубного, д. 27, а также вдоль домов № 66 и № 66 «а» по ул. Штеменко относится к категории земель общего пользования, что подтверждается материалами проверки. Согласно требованиям п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах с твердым покрытием. Между тем в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильной дороге по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинской до ул. Алехина тротуары (пешеходные дорожки) отсутствуют. Результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что вышеприведенные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения на территории Краснооктябрьского района администрацией Волгограда соблюдаются ненадлежащим образом. 12.04.2021 прокуратурой района в адрес департамента городского хозяйства администрации г. Волгограда направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, из поступившего ответа от 26.04.2021 следует, что выявленные нарушения законодательства не устранены.

Просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда выразившееся в уклонении от принятия мер по устранению повреждений дорожного покрытия на протяжении внутриквартальных проездов вдоль домов № 66 и № 66 «а» по ул. им. Генерала Штеменко, внутриквартального проезда вдоль дома № 27 по ул. Поддубного, путепровода по ул. Менделеева, автомобильной дороги по ул. Металлургов д. 8 (территория, прилегающая к ГУЗ «Поликлиника № 2»); устройству тротуара (пешеходной дорожки) по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинская до ул. Алехина. Обязать администрацию Волгограда организовать выполнение работ по: устранению повреждений дорожного покрытия на протяжении внутриквартальных проездов вдоль домов № 66 и № 66 «а» по ул. им. Генерала Штеменко, внутриквартального проезда вдоль д. 27 по ул. Поддубного, путепровода по ул. Менделеева, автомобильной дороги по ул. Металлургов д. 8 (территория, прилегающая к ГУЗ «Поликлиника № 2»); устройству тротуара (пешеходной дорожки) по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинская до ул. Алехина.

В ходе рассмотрения дела прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда уточнил исковые требования и просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер по устранению повреждений дорожного покрытия на внутриквартальных проездах между многоквартирными домами № 66 и № 66 «а» по ул. им. Генерала Штеменко, дома № 27 по ул. Поддубного г. Волгограда, местном проезде общего пользования напротив здания ГУЗ «Поликлиника № 2» по адресу: г. Волгоград, ул. Металлургов, д. № 8; устройству тротуара (пешеходной дорожки) по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинская до ул. Алехина. Обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать выполнение работ по устранению повреждений дорожного покрытия на внутриквартальных проездах между многоквартирными домами № 66 и № 66 «а» по ул. им. Генерала Штеменко, дома № 27 по ул., Поддубного г. Волгограда, местном проезде общего пользования напротив здания ГУЗ «Поликлиника № 2» по адресу: г. Волгоград, ул. Металлургов, д. № 8.; устройству тротуара (пешеходной дорожки) по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинская до ул. Алехина.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Волгограда ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционных жалоб указывают на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на неразумность установленного срока проведения ремонтных работ, без учета нормативного регулирования порядка и сроков их выполнения.

Выслушав прокурора Тельбухова Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа помимо прочего относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст.3).

Статья 3 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дает следующие понятия:

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных порог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

-дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п.4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения).

Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п. 6 ч. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 № 2143 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда. Согласно рассматриваемому Перечню, участки автомобильных дорог по ул. им. Менделеева (от ул. им. маршала Еременко до III Продольной магистрали), по пр-ту Металлургов, по ул. Лермонтова (от ул. им. маршала Еременко до границы Центрального района), а также по ул. Поддубного и ул. им. Штеменко (от пр-кта им. В.И. Ленина до ул. им. маршала Еременко) отнесены к категориям дорог общего пользования.

Территория внутриквартальных проездов по ул. им. Поддубного, д. 27, а также вдоль домов № 66 и № 66 «а» по ул. Штеменко также относится к категории земель общего пользования.

Исходя из анализа приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления, в данном случае в отношении спорных автомобильных дорог и объектов их обустройства, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград – на административного ответчика администрацию Волгограда. Распределение соответствующих функций между структурными подразделениями администрации не освобождает последнюю от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.

Между тем, как следует из материалов дела, данная обязанность органом местного самоуправления городского округа в полном объеме не исполняется.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района 29 июня 2021 с участием государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду Улимова А.М., установлено, что на всем протяжении внутриквартального проезда вдоль дома № 27 по ул. им. Поддубного, путепровода по ул. Менделеева, напротив дома № 8 по пр-ту Металлургов (территория, прилегающая к ГУЗ «Поликлиника № 2»), внутриквартальных проездов вдоль домов № 66 и 66 «а» по ул. Штеменко имеются повреждения дорожного покрытия, вопреки требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

В ходе проверки выявлены нарушения, указанные в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, которые подтверждаются приложенной к акту фототаблицей.

Установлено, что на участке: г. Волгоград, внутриквартальный проезд вдоль дома № 27 по ул. им. Поддубного, ул. им. Менделеева (путепровод), пр-кт Металлургов (местный проезд) напротив дома № 8, внутриквартальные проезды вдоль домов №№ 66, 66а по ул. им. генерала Штеменко, ул. им. Лермонтова выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда:

- на всем протяжении внутриквартального проезда вдоль дома № 27 по ул. им. Поддубного имеются повреждения дорожного покрытия в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- на путепроводе по ул. им. Менделеева имеются повреждения дорожного покрытия в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- напротив дома № 8 по пр-кту Металлургов (местный проезд) имеются повреждения дорожного покрытия в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении внутриквартальных проездов вдоль домов №№ 66, 66а по ул. им. по ул. им. генерала Штеменко имеются повреждения дорожного покрытия в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- на автомобильной дороге по ул. им. Лермонтова в границах от ул. Кубинской до ул. Алехина тротуары (пешеходные дорожки) отсутствуют в нарушение пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Замеры осуществлялись рулеткой измерительной металлической UM5M. № 22003-07, заводской номер 17, свидетельство о поверке № 798570 -36-0830/1120. Действительно до 09 ноября 2021 года. Рейкой дорожной универсальной, РДУ-КОНДОР. № 50111-18, заводской номер 7739, свидетельство о поверке № 786912 -36-0777/0920. Действительно до 29 сентября 2021 года.

12 апреля 2021 года прокуратурой района в адрес департамента городского хозяйства администрации г. Волгограда направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, из поступившего ответа от 26 апреля 2021 года следует, что выявленные нарушения законодательства не устранены.

Разрешая заявленные требования прокурора об оспаривании бездействия администрации Волгограда по неприведению в соответствие с установленными требованиями законодательства названных автомобильных дорог и элементов их обустройства, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, суд пришел к выводу о том, что указанные дороги, состояние которых не соответствует установленным нормативам и не обеспечивает безопасность дорожного движения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения города Волгограда, ремонт и содержание которых должно осуществляться органом местного самоуправление городского округа г. Волгограда в соответствии с законодательством, техническими стандартами и регламентами в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционных жалоб о том, что администрация Волгограда не осуществляет содержание дорог местного значения не основаны на вышеприведенных нормах права, регламентирующих обязанность органа местного самоуправления в рамках осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности принимать меры по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Ссылка в апелляционных жалобах на неразумность установленного судом срока исполнения обязанности подлежит отклонению.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере охраны жизни, здоровья и имущества граждан, безопасности дорожного движения, а также принципов разумности и справедливости. Срок исполнения возложенной на администрацию Волгограда обязанности является достаточным как для проведения необходимых для этого процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, так и законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 358 КАС РФ.

Судом верно установлены юридически значимые обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права не нарушены. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных по существу выводов суда и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации Волгограда – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/

33а-1318/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
ГУЗ Поликлиника № 2
Департамент городского хозяйства г. Волгограда
ООО СИГМА-ЮГ
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
17.01.2022Передача дела судье
16.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Передано в экспедицию
16.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее