Решение по делу № 33а-5858/2021 от 24.12.2021

Судья Малова Н.Л. Дело № 33а-5858/2021

№ 2а-534/2021

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 24 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Сметаниной О.Н., Елсукова А.Л.,

при секретаре

Ермаковой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации МО «Город Киров» на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 24 декабря 2021 года по административному исковому заявлению М. к администрации города Кирова, и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. об оспаривании решения, возложении обязанности, которым постановлено:

Административный иск М. к администрация города Кирова, и.о. заместителя главы администрации П. об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием, организацией и проведением публичного мероприятия удовлетворить.

Признать решение администрации г. Кирова, выраженное в ответе и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. от 21.12.2021 исх. , незаконным.

Возложить обязанность на администрацию г. Кирова не препятствовать в проведении публичного мероприятия 25.12.2021, заявленного М. в уведомлении от 21.12.2021.

Взыскать с администрации города Кирова за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» в пользу М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение суда в части признания решения администрации г. Кирова, выраженное в ответе и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. от 21.12.2021 исх. , незаконным, возложения на администрацию г. Кирова обязанности не препятствовать в проведении публичного мероприятия 25.12.2021, заявленного М. в уведомлении от 21.12.2021, подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стёксова В.И., судебная коллегия

установила:

М. С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Кирова, и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. о признании решения незаконным, обязании не препятствовать в проведении публичного мероприятия. Свои требования обосновывала тем, что 21.12.2021 уведомила администрацию г. Кирова о проведении публичного мероприятия в форме пикета, запланированного на 25.12.2021 с 12.00 до 13.00 часов по адресу: <адрес> количеством участников 10 человек. Цель митинга – выступить в защиту Общества «Мемориал». 21.12.2021 ей получено письмо администрации г. Кирова за об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, в связи с выполнением на <адрес> строительных работ по новогоднему оформлению, а также со ссылкой на постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П, и предложено провести публичное мероприятие после отмены ограничительных мер, подав новое уведомление. Административный истец полагала оспариваемое решение незаконным, нарушающим ее конституционные права. Просила признать решение администрации г. Кирова от 21.12.2021 незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и нарушающим права и законные интересы административного истца, обязать администрацию г. Кирова немедленно устранить указанные нарушения, и не мешать проведению публичного мероприятия 25.12.2021; возложить оплату государственной пошлины в размере 300 руб. на администрацию г. Кирова.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Кирова С. просит решение суда отменить, признать оспариваемое решение незаконным. В обоснование указала, что что судом неправильно применены нормы материального права, не применены нормы Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, полагает, что праву организатора публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия противостоит право иных лиц на охрану здоровья и право на проведение публичного мероприятия не может умалять право граждан на охрану здоровья, а санитарно-эпидемиологическая обстановка в Кировской области не позволяет проведение публичных массовых мероприятий в местах массового посещения. Кроме того, в день проведения планируемого мероприятия на театральной площади будут проводиться строительные работы по установке новогоднего ледового городка с использованием специализированной техники, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым решением, невозможности проведения публичного мероприятия после отмены ограничительных мер.

В судебное заседание М., и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Согласно телефонограмме от 24.12.2021 М. просила дело рассмотреть в свое отсутствие.

До начала судебного заседания от и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Кирова – С., поддержавшую требования и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как усматривается из материалов дела и установлено районным судом, 21.12.2021 в администрацию г. Кирова М. подано уведомление о проведении 25.12.2021 с 12.00 час. до 13.00 час. на <адрес> публичного мероприятия в форме пикета в целях выступить в защиту Общества «Мемориал». Количество участников публичного мероприятия – 10 человек. В уведомлении указано, что в ходе публичного мероприятия не планируется использовать звукоусиливающую аппаратуру. Обеспечение безопасности, порядка и медицинская помощь участникам мероприятия будут проводиться силами и средствами организатора. Рекомендации Роспотребнадзора также соблюдены.

21.12.2021 администрацией г. Кирова в лице и.о. заместителя главы администрации П. заявителю дан ответ о невозможности проведения указанного публичного мероприятия в связи с проведением строительных работ по новогоднему оформлению <адрес>, и до отмены ограничений, установленных указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 и постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П. Заявитель проинформирован об административной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия.

М., полагая оспариваемое решение администрации г. Кирова незаконными, ввиду произвольного пространственно-территориального ограничения права на свободу мирных собраний, обратилась в суд с настоящим административным иском.

Разрешая требования административного истца и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа в проведении публичного мероприятия не имелось. Доказательств того, что уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, а также в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом или законом Кировской области проведение публичного мероприятия запрещается, отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается со сделанными выводами, полагая их основанными на фактических обстоятельствах дела и законе.

Оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом в лице уполномоченного должностного лица. Соответствующие выводы подробно аргументированы в решении судом первой инстанции.

На федеральном уровне обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регулируется положениями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

На региональном уровне вышеуказанное право регулируется нормами Закона Кировской области от 02.04.2021 № 461-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Кировской области».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1).

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Проведение публичного мероприятия возможно в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Отказывая М. в согласовании проведения пикета 25.12.2021, и.о. заместителя главы администрация г. Кирова П. в качестве одного из оснований указал на невозможность его проведения в связи с тем, что на <адрес>, в том числе на площади у памятника Л., будут проводиться строительные работы по новогоднему оформлению <адрес>.

Между тем, в оспариваемом решении не приведено обстоятельств, свидетельствующих об очевидной невозможности проведения спорного мероприятия в заявленном административным истцом месте. Предложение административного ответчика о проведении заявленного административным истцом публичного мероприятия после окончания режима повышенной готовности не является достаточным для признания законным ответа администрации г. Кирова, поскольку он должным образом не мотивирован, доказательств, подтверждающих наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, в том числе о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.

Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 в связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории области введен режим повышенной готовности.

25.03.2020 Правительством Кировской области принято постановление № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» подпунктом 1.2.1 которого на территории Кировской области до отмены режима повышенной готовности, введенного указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44, приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных мероприятий (акций) с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, предусматривающих очное присутствие граждан, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, за исключением перечисленных в подпункте 1.2.1.3.

Вместе с тем, постановлениями Правительства Кировской области от 01.04.2021 № 154-П, от 25.05.2021 № 263-П в постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П внесены изменения, расширяющие перечень допускаемых мероприятий (акций) с очным присутствием граждан. Из вносимых изменений следует, что Правительство Кировской области значительно увеличило перечень мероприятий, в том числе в закрытых помещениях, проведение которых стало возможно при выполнении ряда условий (подпункты 1.2.1.3.1, 1.2.1.3.14, 1.2.1.3.15, 1.2.1.3.16, 1.2.1.3.17), в частности, разрешено проведение мероприятий, предусмотренных программой праздничных мероприятий, посвящённых Дню России и 647-летию города Кирова; осуществление деятельности по организации на крытых катках массового (свободного) катания на коньках; осуществление деятельности ночных клубов (дискотек), танцплощадок, развлекательных центров при соблюдении масочного режима и социального дистанцирования.

По настоящему делу административными ответчиками не приведено оснований, исключающих проведение публичного мероприятия в форме пикета на открытом воздухе гражданами в количестве 10 человек при соблюдении возможности социального дистанцирования в заявленном месте, не обоснована наибольшая эпидимиологическая опасность для населения данного мероприятия в сравнении с мероприятиями, перечисленными в подпунктах 1.2.1.3.1, 1.2.1.3.14, 1.2.1.3.15, 1.2.1.3.16, 1.2.1.3.17 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П.

Согласительных процедур между организатором публичного мероприятия М. и администрацией г. Кирова, направленных на изменение места и иных условий проведения публичного мероприятия, проведено не было.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления от 17.05.2021 № 19-П, предполагается, что реагирование со стороны публичной власти на организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований должно быть нейтральным и, во всяком случае, - независимо от политических, культурных и иных взглядов их инициаторов и участников - нацеленным на обеспечение условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно признан незаконным и нарушающим конституционные права административного истца направленный и.о. заместителя главы администрации г. Кирова П. отказ от 21.12.2021 в проведении М. пикета 25.12.2021. Выводы районного суда согласуются с приведенными выше законоположениями.

Указание в жалобе на проведение строительных работ на <адрес>, в том числе у памятника Л., по ее новогоднему оформлению со ссылкой на письмо департамента городского хозяйства администрации г. Кирова от 07.12.2021 , не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку в данном письме указана только дата начала проведения работ.

Сведений о том, какие именно работы будут проводиться в день, планируемый М. для проведения публичного мероприятия, в материалах дела не содержится.

Как верно отмечено судом первой инстанции, наличие муниципального контракта о проведении строительных работ, само по себе не исключает проведения публичного мероприятия, заявленного административным истцом.

Кроме того, согласно подпункту 1.4 пункта 1 муниципального контракта от 19.12.2021 работы по монтажу, оформлению объектов на <адрес> должны быть выполнены в срок до 25.12.2021 (л.д. 42).

Таким образом, направленный администрацией г. Кирова ответ на уведомление М. о проведении пикета по своему содержанию влечет нарушение конституционных прав граждан свободно выражать и формировать мнения, проводить публичные мероприятия.

В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют приведенные в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно возложена обязанность по возмещению судебных расходов на администрацию города Кирова, так как последняя является административным ответчиком, чей ответ на уведомление оспаривается Мариной С.А.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Город Киров» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение судебной коллегии составлено 27 декабря 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5858/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Марина Светлана Анатольевна
Ответчики
и.о. заместителя главы администрации города Кирова Пленков Евгений Геннадьевич
Администрация города Кирова
Суд
Кировский областной суд
Судья
Стексов Владимир Иванович
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
24.12.2021Передача дела судье
24.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Передано в экспедицию
24.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее