Судья Конышева И.Н. Дело № 33-6195/2022
(№ 2-1-68/2022)
64RS0003-01-2022-000018-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Негласона А.А., Александровой К.А.,
при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ильина Владимира Васильевича к Министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Аркадакская районная больница», Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о возложении обязанности организовать транспортировку больного к месту лечения и обратно, возмещении расходов, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Ильина Владимира Васильевича на решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 19 мая 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя истца Кузьминой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ильин В.В. обратился с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Аркадакская районная больница» (далее – ГУЗ СО «Аркадакская районная больница», Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о возложении обязанности организовать транспортировку больного к месту лечения и обратно, возмещении расходов, компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что является инвалидом I группы. С 12 мая 2017 года до 28 марта 2018 года он находился на амбулаторном лечении гемодиализе в ООО «Нефрологический центр» филиале г. Балашов. Лечение, проводимое в названном центре, ему не подошло и он с письменного заявления стал проходить гемодиализ три раза в неделю в ООО «Фрезениус Нефрокеа» в г. Саратове. Обратившись в ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» с заявлением о выделении специализированного транспорта для его доставки к месту проведения гемодиализа в г. Саратов и обратно три раза в неделю он получил отказ. Транспортировка его в г. Саратов не осуществляется, он вынужден добираться самостоятельно, ввиду чего с 28 марта 2018 года по настоящее время он затратил на проезд 748 846 руб.
Полагая, что отказ в предоставлении автотранспорта для доставки к месту прохождения диализа незаконен, обратился в суд, который просил взыскать в счет возмещения затрат на проезд к месту лечения 748 846 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., а также возложить на ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» обязанность предоставить ему услугу по транспортировке в г. Саратов в ООО «Фрезениус Нефрокеа» три раза в неделю.
Решением Аркадакского районного суда Саратовской области от 19 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ильин В.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В доводах жалобы ссылается на обстоятельства аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того указывает, что судом первой инстанции была дана ненадлежащая оценка заключению судебно-медицинской экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (ст. 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (ст. 41 ч. 1).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ильин В.В. является инвалидом I группы по общему заболеванию бессрочно. С 12 мая 2017 года Ильин В.В. по медицинским показаниям находился на амбулаторном программном гемодиализе в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова.
26 февраля 2018 года по собственной инициативе Ильин В.В., полагая, что у него имеется аллергическая реакция на медицинскую процедуру, проводимую в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова, написал заявление о прохождении программного гемодиализа в ООО «Фрезениус Нефрокеа», расположенного в г. Саратове.
03 декабря 2018 года Ильин В.В. обратился в ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» с заявлением о выделении специализированного транспорта для его доставки к месту проведения гемодиализа в г. Саратов и обратно три раза в неделю.
В своем ответе на обращение Ильина В.В., ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» предложила последнему транспортную доставку в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова на медицинском транспорте три раза в неделю, указывая, что именно там приказом Министерства здравоохранения Саратовской области определено проходить процедуру гемодиализа пациентам Аркадакского района, страдающим почечной недостаточностью.
Заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 0051/2022 от 12 марта 2022 года нарушений порядка проведения гемодиализа, стандартов, установленных санитарных и иных норм, при проведении Ильину В.В. программного гемодиализа в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашов и в ООО «Фрезениус Нефрокеа» г. Саратова, не установлено. Из заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы также следует, что проведение программного гемодиализа Ильину В.В. в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашов не сопровождалось развитием неблагоприятных последствий. Проявление нарастающего субъективного ощущения кожного зуда у пациента отмечено в медицинской документации ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашов, каких-либо объективных кожных проявлений (высыпания, покраснения и т.п.) у Ильина В.В. в медицинской документации не описано. Жалобы пациента на кожный зуд зафиксированы на фоне имеющейся у него полиорганной патологии (рак кожи, ХБП, уремия, и др.), а также на фоне получения лекарственных средств различных групп, при постоянной корректировке назначенного лечения. Проведение программного гемодиализа Ильину В.В. в ООО «Фрезениус Нефрокеа» г. Саратова сопровождалось уменьшением субъективных ощущений кожного зуда. В этой связи целесообразно продолжить проведение программного гемодиализа Ильину В.В., с учетом имеющейся у него патологии, по жизненным показаниям в ООО «Фрезениус Нефрокеа».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы, которым нарушений порядка проведения гемодиализа, стандартов, установленных санитарных и иных норм, при проведении Ильину В.В. программного гемодиализа в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашов не установлено, исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено прохождение заместительной почечной терапии методом гемодиализа по месту жительства (в пределах одного населенного пункта с местом получения медицинской помощи), в непосредственной близости от места жительства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» постановлением Правительства Саратовской области от
26 декабря 2017 года № 692-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1271н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Согласно п. 14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 26 декабря 2017 года № 692-П, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 06 апреля 2010 года № 373 «Об организации медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью» на руководителей органов управления и учреждений здравоохранения области возложена обязанность обеспечить систематическое лечение больных с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, в том числе с впервые выявленной терминальной стадией хронической почечной недостаточности, в условиях отделений терапии или реанимации (с учетом медицинских показаний) по месту жительства.
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденным приказом Минздрава России от 18 января 2012 года № 17н, на основании постановления Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 386-П «Вопросы министерства здравоохранения Саратовской области», в целях совершенствования медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью приказом Минздрава Саратовской области от 11 сентября 2018 года № 162-п «Об организации медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью на территории Саратовской области» утверждена Примерная схема маршрутизации и Порядок направления на заместительную почечную терапию в амбулаторные диализные центры, при этом при направлении в амбулаторный диализный центр учитывается место жительства пациента, транспортная доступность диализного центра, заявление пациента.
Так, согласно п. 1.3 Порядка на руководителей медицинских организаций области, подведомственных министерству здравоохранения области возложена обязанность обеспечить симптоматическое лечение больных с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, в том числе с впервые выявленной терминальной стадией хронической почечной недостаточности, в условиях отделений терапии или реанимации (с учетом медицинских показаний) по месту жительства.
Приказом Минздрава Саратовской области от 07 декабря 2018 года № 202-п внесены изменения в приложение № 7 приказа Минздрава Саратовской области от 11 сентября 2018 года № 162-п «Об организации медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью на территории Саратовской области», согласно которого заместительная почечная терапия пациентов Аркадакского района проводится в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова. Таким образом, с 07 декабря 2018 года на ГУЗ СО «Аркадакская районная больница» возложена обязанность по транспортировке больных, нуждающихся в гемодиализе, от места жительства до ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова и обратно.
Поскольку Ильин В.В. зарегистрирован и проживает по адресу:
Саратовская область, Аркадакский район, с. Красное знамя, ул. 8 Марта, д. 1, кв. 6, то ему рекомендовано проходить процедуру гемодиализа в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова.
Таким образом, требования Ильина В.В. о возложении обязанности по транспортировки к месту проведения гемодиализа, находящемся вне места его жительства не подлежали удовлетворению, как же как и требования по возмещению расходов на проезд к месту лечения в г. Саратов и обратно, компенсации морального вреда.
Доказательств невозможности получения Ильиным В.В. качественной медицинской помощи в ООО «Нефрологический центр» филиал г. Балашова представлено не было.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25 октября
2016 года № 2298 отметил, что право граждан на выбор врача и медицинской организации в порядке и с учетом особенностей, определенных соответствующим нормативно-правовым регулированием может быть объективно ограничено, в том числе в силу территориального местоположения, загруженности, назначения, отсутствия необходимых ресурсов и объемов целевого бюджетного финансирования соответствующего медицинского учреждения. Указанные обстоятельства, влияющие на качество и принципиальную возможность оказания гражданам надлежащей медицинской помощи, подлежат обязательному учету при разрешении вопроса о возможности выбора гражданином конкретного медицинского учреждения. В противном случае, в отсутствие у медицинского учреждения объективной возможности для обслуживания всех выбравших его лиц, возникала бы угроза оказания гражданам медицинских услуг ненадлежащего качества.
Таким образом, право истца на самостоятельный выбор медицинского учреждения, не возлагает обязанностей на ответчиков по его бесплатной транспортировке в выбранное медицинское учреждение вне пределов его места жительства.
Указанные истцом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ и нашедших отражение в мотивировочной части решения. В апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина Владимира Васильевича – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: