(Дело № 2 – 2626/2023)
УИД: 59RS0027-01-2023-002722-03
Судья Коцур Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 30.01.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А.,
и судей Шабалиной И.А., Петуховой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №**/2023 по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах Щепиной Надежды Тимофеевны, Щепина Андрея Геннадьевича, Щепина Сергея Геннадьевича к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение,
по апелляционной жалобе Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 24.10.2023,
УСТАНОВИЛА:
Кунгурский городской прокурор, действующий в интересах Щепиной Н.Т., Щепина А.Г., Щепина С.Г. обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края с требованием о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 32,7 кв.м, в границах города Кунгура Пермского края, соответствующее санитарным и техническим требованиям, взамен аварийного помещения расположенного по адресу: ****.
В обоснование требований указав, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Щепиной Н.Т. в ходе которой установлено, что Щепина Н.Т. является нанимателем квартиры № ** в доме № ** по ул. **** в г. Кунгуре Пермского края, общей площадью 32,7 кв.м, в которую в качестве членов семьи вселены Щепин А.Г., Щепин С.Г. Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в отношении многоквартирного жилого дома по ул. **** в г. Кунгуре, выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу. Заключение основано на результатах исследования конструкций многоквартирного дома, которые показали, что по состоянию на 2020, 2021 гг. техническое состояние здания в целом аварийное. Постановлением администрации г. Кунгура от 16.08.2021 № 804-171-01-09 многоквартирный жилой дом по ул. **** в г. Кунгуре признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения - 01.01.2027, срок сноса дома - 01.01.2028. В соответствии с техническим заключением ТЗ-02-10/01-2023 по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания (время проведения работ с 25.09.2023 по 02.10.2023), дом представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в том числе по причине возможности его обрушения, в силу чего требуется расселение в связи с потерей несущей способности конструктивных элементов многоквартирного жилого дома. В действующую региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда, дом не включен. Мероприятия по расселению дома финансированием не обеспечены.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 24.10.2023 на администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края возложена обязанность предоставить вне очереди Щепиной Надежде Тимофеевне, Щепину Андрею Геннадьевичу, Щепину Сергею Геннадьевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 32,7 кв.м, в границах города Кунгура Пермского края, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
Ответчик Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края с постановленным решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в требованиях отказать.
В обоснование требований указав, что с вынесенным решением не согласна, считает доводы решения необоснованными, несостоятельными и противоречащими нормам материального и процессуального права.
Из возражения Кунгурского городской прокуратуры на апелляционную жалобу следует, что принятое судом решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Представитель истца – прокурор Пермской краевой прокуратуры в судебном заседании поддержала письменные возражения прокурора. Пояснив, что угроза жизни и здоровья подтверждается материалами дела, доводы апелляционной жалобы необоснованные, при этом, указала о необходимости изменения решения суда в части размера общей площади предоставляемого жилого помещения, так как не учтены вспомогательные помещения жилого дома коридорного типа.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.
Согласно пунктов 2, 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В пункте 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния гражданам, проживающим в данном доме, предоставляются жилые помещения в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный дом № ** по ул. **** г. Кунгура признан аварийным и подлежащим сносу постановлением № 804-171-01-09 от 16.08.2021 на основании заключения межведомственной комиссии № 193 от 20.07.2021, установлен срок по отселению из дома до 01.01.2027 и сносу жилого дома в срок до 01.01.2028.
По договору социального найма жилого помещения № ** от 11.09.2019 нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ****, является Щепина Н.Т., членами семьи нанимателя являются Щепин А.Г., Щепин С.Г.
На основании достоверных доказательств установлено, что дом представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в том числе по причине возможности его обрушения, в силу чего требуется расселение в связи с потерей несущей способности конструктивных элементов дома.
Щепина Н.Т. и члены его семьи малоимущими не признаны, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят, иных жилых помещений в собственности Щепина Н.Т., Щепин С.Г. не имеют.
Согласно выписке из ЕГРН Щепину А.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом, который находится в другом населенном пункте, по адресу: ****, который сгорел, что подтверждено письмом МЧС России.
Разрешая исковые требования с учетом представленных доказательств суд, достоверно установив, что многоквартирный жилой дом по адресу: ****, находится в аварийном состоянии, создает опасность для жизни и здоровья, руководствуясь нормами жилищного законодательства, пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С выводами суда о наличии правовых оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время решения немедленном сносе дома администрацией не принято, процедура изъятия земельного участка и жилых помещений не производится, граждане, проживающие в доме не выселяются, не свидетельствуют о необходимости принятия иного решения, поскольку реализация прав истцов, занимающих жилое помещение по договору социального найма, при установленных по делу обстоятельствах, не может быть поставлена в зависимость от реализации мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признав дом аварийным, органами местного самоуправления не производятся действия по фактическому расселению аварийного дома, не разрешен вопрос об изъятии земельного участка под многоквартирным домом, в том числе, ввиду отсутствия действий по сносу дома со стороны собственников, вместе с тем, как собственники помещений, так и лица, занимающие жилые помещения по договору социального найма не могут повлиять на выполнение органами местного самоуправления возложенных на них функций в рамках исполнения процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для вывода о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, со ссылкой на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15.08.2023 во внимание не принимаются, поскольку указанное апелляционное определение отменено Седьмым кассационным судом, о чем имеются сведения на сайте указанного суда. При этом, в материалы данного дела представлено техническое заключение № ТЗ-02-10/01-2023 выполненное ООО «Строительная компания «ГарантСтрой» из которого следует, что с момента технического обследования и выполнения технического отчета по оценке технического состояния общего имущества многоквартирного дома № 060-2019-КО-000150-20-20-ТО от 16.05.2021 выполненного ООО «ВерхнекамПроект» общее техническое состояние обследуемого дома ухудшилось. Дом представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в том числе по причине возможности его обрушения, в силу чего требуется расселение в связи с потерей несущей способности конструктивных элементов многоквартирного дома, доказательств, что администрацией с 2021 года проводились какие-либо ремонтные либо противоаварийные работы указанные в заключении специализированной организации ООО «ВерхнекамПроект» и направленные на поддержание состояния здания не представлено, напротив, установлено что состояние здания ухудшилось, согласно справкам специалистов Инспекции государственного и жилищного надзора по Пермскому краю от 01.09.2023 и 19.09.2023 состояние строительных конструкций дома угрожает обрушением конструктивных элементов и не обеспечивает граждан. В связи с изложенным, довод жалобы об отсутствии оснований для вывода о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан опровергается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не признаны малоимущими, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят отмену решения не влекут в силу следующего.
По смыслу норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений, а фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
В данном случае достоверно установлена объективная опасность и фактическая невозможность для дальнейшего проживания Щепиной Н.Т., Щепина А.Г., Щепина С.Г. в аварийном жилом доме при наличии угрозы для жизни и здоровья в связи с реальной возможностью обрушения несущих конструкций дома. Фактически аварийное жилое помещение является единственным местом жительства истцов в данном населенном пункте, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и стороной ответчика надлежащими доказательствами не опровергнуто. При этом, наличие в собственности Щепина А.Г. сгоревшего дома расположенного в ином населенном пункте не лишает истцов права на получение жилого помещения взамен аварийного по договору социального найма.
Иное толкование делает невозможным реализацию защиты прав Семакиных, имеющих право по договору социального найма занимать жилое помещение, которое отвечает требованиям законодательства по критериям безопасности и пригодности для проживания, соответствующего санитарным и техническим требованиям.
Из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что истец в очереди на улучшение жилищных условий не состоит судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, не влияющие на законность постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не обращались за маневренным жилым помещением не являются основанием к отмене решения суда, поскольку право Щепиных на обращение за маневренным жилым помещением до расселения само по себе не умаляет их прав на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, отвечающего требованиям безопасности и не зависит от реализации такого права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что доводы решения являются необоснованными, несостоятельными неубедительны, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, апелляционная жалоба Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края подлежит оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению, поскольку судом не принято во внимание, что жилое помещение, которое занимают Щепины, находится в здании бывшего общежития коридорного типа и при предоставлении иного жилого помещения по договору социального найма применительно к принципу равнозначности предоставления учету подлежит также и площадь соответствующей части общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты (квартиры), расположенной в бывшем общежитии, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в таком жилом доме по договору социального найма. В таком случае, необходимо применение в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации по аналогии положений статей 15, 16, 42 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания положений названных статей Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры (общежития) подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку жилое помещение, занимаемое Щепиными находится в бывшем общежитии коридорного типа, то данное жилое помещение представляет собой часть жилого дома, предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме.
Непосредственно в жилом помещении, которое занимают Щепины (две комнаты общей жилой площадью 32,7 кв.м.), отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Вместе с тем, в общежитиях, домах коридорного типа, коммунальных квартирах кроме жилых комнат, имеются вспомогательные помещения (коридоры на этаже, где расположена комната, а также могут находиться другие вспомогательные помещения, например, туалеты, душевые, кладовые, кухни, постирочные и т.п.), без использования которых пользование комнатной, как жилым помещением, невозможно. Сумма площади комнаты и площадей вспомогательных помещений в части, пропорциональных площади комнаты (комнат), будет образовывать общую площадь помещения, занимаемую гражданами.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания по адресу: **** следует, что на 1 этаже общая площадь вспомогательных помещений № 7-18 составляет 107 кв.м. (кухни, туалеты, коридоры, умывальник, ванная, кладовки), общая площадь жилых помещений на этаже составляет 268,1 кв.м. (кв. № 1 -37,3 кв.м., кв. № 2 – 30,7 кв.м., кв. № 4 – 39,7 кв.м., кв. № 5 – 32,7 кв.м., кв. № 7 -50,2 кв.м., кв. № 9 – 14,6 кв.м., кв.10 – 15,8 кв.м., кв. № 11 – 19,9 кв.м., кв. № 12 – 27,2 кв.м.
Соответственно к жилой площади Щепиных 32,7 кв.м. следует прибавить площадь вспомогательных помещений приходящихся на долю комнат в размере 12,84 кв.м. Расчет: 32,7/268,1 = 0,12; 107х 0,12 = 12,84; 32,7 + 112,84 = 45,54 кв.м.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части размера общей площади предоставляемого жилого помещения с 32,7 кв.м. на 44,54 кв.м.
Руководствуясь статьями 199, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунгурского городского суда Пермского края от 24.10.2023 изменить в части размера общей площади предоставляемого жилого помещения.
Изложить резолютивную часть решения следующим образом:
Возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ОГРН **, ИНН **) обязанность предоставить вне очереди Щепиной Надежде Тимофеевне (ИНН **), Щепину Андрею Геннадьевичу (ИНН **), Щепину Сергею Геннадьевичу (ИНН **) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 45,54 кв.м, в границах города Кунгура Пермского края, соответствующее санитарным и техническим требованиям взамен аварийного жилого помещения.
Апелляционную жалобу Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.01.2024