Дело № 2-68/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2018 года п. Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Смирных И.Г.
При секретаре Платоновой Н.Г.
С участием помощника прокурора Брединского района Самойловой С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному хозяйственному обществу - общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (МХО ООО «Коммунальщик») о признании действий и бездействия незаконными и о понуждении к исполнению обязанностей,
Установил:
Магнитогорский природоохранный прокурор обратился в суд Брединского района в интересах неопределенного круга лиц к МХО ООО «Коммунальщик» о признании действий и бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанностей, обосновав свои требования тем, что МХО ООО «Коммунальщик» с 2016 года, используя переданные ему Брединским муниципальным районом водопроводные сети, нежилое здание очистных сооружений, насосную станцию первого подъёма, сооружение водозаборное-накопитель, нежилое здание, дозатор хлора, 3 насоса, осуществляет забор воды из Брединского водохранилища на реке Синташты в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций п. Бреды Брединского района в отсутствие договора водопользования, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, рабочей программы производственного контроля качества воды, чем нарушает требования законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также создаёт угрозу причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и нарушает право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании исковые требования были поддержаны помощником прокурора Брединского района Самойловой С.Н.
Представитель ответчика Межмуниципального хозяйственного общества общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (МХО ООО «Коммунальщик») в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен под расписку, об уважительности причин неявки в суд не сообщил.
На основании ст.167ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав
письменные доказательства, представленные суду, полагает иск обоснованным по следующим основаниям:
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 ВК РФ.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
На основании п.1,п.3 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с п. 2.4. "СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
На основании пунктов 4.1,4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как следует из представленных в суд письменных доказательств МХО ООО «Коммунальщик» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС №19 по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером № по адресу: <адрес>, ИНН №, КПП №.
Согласно п.п.3.1, 3.2 Устава МХО ООО «Коммунальщик» целями деятельности общества является оказание услуг водоснабжения, водоотведения, предметом деятельности являются добыча и подача питьевой воды потребителям на территории Брединского района, сбор и очистка воды, распределение воды.
МХО ООО «Коммунальщик» с 12.05.2016 года оказывает услуги водоснабжения, вывоза твердых и жидких коммунальных отходов в п.Бреды.
Как следует из концессионного соглашения от 17.06.2016 года Брединский муниципальный район передал МХО ООО «Коммунальщик» водопроводные сети, нежилое здание очистных сооружений, насосную станцию первого подъёма, сооружение водозаборное-накопитель, нежилое здание, дозатор хлора, 3 насоса. Согласно сведений, представленных ответчиком в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой забор воды осуществляется из Брединского водохранилища на реке Синташты в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций п. Бреды Брединского района.
В 2016 году МХО ООО «Коммунальщик» изъяло из Брединского водохранилища на реке Синташты 824 312 м3 воды, в 2017 году 862 578 м3 воды, в том числе, на свои нужды, бюджетным организациям, населению, небюджетным организациям, индивидуальным предпринимателям.
Место забора воды из указанного водного объекта расположено в <адрес>. Географические координаты места забора (изъятия) воды из Брединского водохранилища на реке Синташты - №
Объём забранной (изъятой) воды из Брединского водохранилища на реке Синташты определяется по показаниям ультразвукового расходомера жидкости двухканального УРЖ2К, который установлен в здании насосной станции. Работниками МХО-ООО «Коммунальщик» в ежедневном режиме ведётся журнал учета объёмов забранной (изъятой) из Брединского водохранилища на реке Синташты воды, в котором отражаются показания водоизмерительного прибора.
Данные обстоятельства с достоверностью следуют из предоставленных в ходе прокурорской проверки сведений самим ответчиком, подтверждаются копиями договоров, заключенных МХО ООО «Коммунальщик» в период 2015-2016-2017 г.г. с населением, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на предоставление услуг по водоснабжению, сведениями Росстата об объеме забранной воды из природных источников, копиями постановлений о привлечении к административной ответственности руководства общества за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а также за использование водного объекта без документов.
На основании пп. 24 п. 11 Положения о Министерстве имущества и природных ресурсов Челябинской области, утверждённого Постановлением Губернатора Челябинской области от 10.12.2014года № 233, основной функцией Министерства является предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Челябинской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 21 Водного кодекса РФ.
На основании п. 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 года №677, Управление выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.
Как установлено в ходе проверки и ответчиком не опровергнуто в ходе судебного разбирательства договор водопользования в отношении указанного водного объекта в целях забора (изъятия) водных ресурсов, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, рабочая программа производственного контроля качества воды у МХО ООО «Коммунальщик» отсутствуют. Анализы проб питьевой воды, предоставляемой населению п. Бреды, проб воды Брединского водохранилища на реке Синташты в течение 2017 года аккредитованной лабораторией не проводились.
Забором воды МХО ООО «Коммунальщик» из Брединского водохранилища на реке Синташты, находящегося в федеральной собственности, в отсутствие договора водопользования нарушает ч. 1 ст. 9, ч. 1, п. 1 ч. 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, а использование воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения п. Бреды Брединского района Челябинской области в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанного водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта не соответствует требованиям ч.3 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ.
В нарушение ст. 11, п. п. 1, 3 ст. 39 ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 МХО ООО «Коммунальщик» не обеспечило разработку рабочей программы производственного контроля качества воды, принятие мер по согласованию указанной программы с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждению в установленном порядке.
Неисполнением ответчиком МХО ООО «Коммунальщик» требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создается угроза причинения вреда здоровью людей, окружающей среде, а также нарушает право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
При определении срока устранения имеющихся нарушений суд исходит из принципов разумности, достаточности для оформления документов, а также степени опасности выявленных нарушений для окружающей среды, неопределённого круга лиц и полагает определить срок для устранения недостатков – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании ст.333.19 НК РФ, ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за требования неимущественного характера в размере 6000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Межмуниципального хозяйственного общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик», связанные с осуществлением забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта - Брединского водохранилища на реке Синташты, находящегося в федеральной собственности, в отсутствие договора водопользования, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии Брединского водохранилища на реке Синташты санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в отсутствие рабочей программы производственного контроля качества воды, согласованной с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском и Варненском районах.
Обязать Межмуниципальное хозяйственное Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о предоставлении водного объекта - Брединского водохранилища на реке Синташты в пользование на основании договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов, в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском и Варненском районах за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта Брединского водохранилища на реке Синташты санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, разработать рабочую программу производственного контроля качества воды, обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском и Варненском районам за согласованием рабочей программы производственного контроля качества воды.
Взыскать с Межмуниципального хозяйственного общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» в доход местного
бюджета государственную пошлину 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Смирных И.Г.