Решение по делу № 2-33/2018 от 04.12.2017

Дело № 2-33/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 февраля 2018 года.

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.С.,

при секретаре Шмыриной Н.М.,

с участием истца Гуляевой Л.Г.,

представителя истца Евдокимовой Н.В.,

ответчика Ермаковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению Гуляевой Людмилы Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Верещагинском районе о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Гуляева Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фона РФ в Верещагинском районе о включении в стаж для назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее работы с 18.02.1991-31.12.1991, 01.01.1992-28.02.1992, 01.03.1992-31.03.1992, 01.04.1992-30.04.1992, 01.05.1992-31.05.1992, 01.06.1992-31.07.1992, 01.08.1992-31.12.1992, 01.01.1993-31.03.1993, 01.04.1993-30.06.1993, 01.07.1993-31.07.1993, 01.08.1993-30.06.1994, 01.07.1994-31.10.1994, 01.11.1994-31.12.1994, 01.01.1995-31.05.1995, 01.06.1995-30.06.1995, 01.07.1995-30.11.1995, 01.12.1995-31.12.1995, 01.01.1996-31.01.1996, 01.02.1996-31.05.1996, 01.06.1996-20.02.1997, 25.02.2002-29.03.2002, 15.05.2012-08.06.2012, назначить пенсию с 31.01.2017, взыскать госпошлину за рассмотрение дела в размере 300 рублей.

В судебном заседании Гуляева Л.Г. показала, что 18.02.1991 года она была принята в профилакторий профсоюза Верещагинской трикотажной фабрики на должность медсестры ванно-грязевого отделения, где проработала до 20.02.1997, кроме того по совместительству работала на 0,5 ставки в качестве санитарки ванно-грязевого отделения. В ее обязанности входил контроль за проведением ванно-грязевых процедур, наблюдение за самочувствием больного и оказание необходимой медицинской помощи. Она сама готовила растворы для ванн и грязевые аппликации. Грязь для процедур завозили из п.Суксун, бром для ванн из Краснокамска. Период ее работы в профилактории ответчиком был исключен из стажа, для подсчета лечебной деятельности. Кроме того, пенсионный фонд исключил из её специального стажа период повышения квалификации, когда она работала в Верещагинской районной больнице. Считает, что её медицинский стаж, составляет 30 лет и просит удовлетворить её исковые требования в полном объеме.

Представитель истца Евдокимова Н.В. требования своего доверителя поддержала в полном объеме. В период работы истцы в профилактории Верещагинской трикотажной фабрики действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитывалась работа в лечебно-профилактическом учреждении всех типов и наименований в должности медицинской сестры. Также ответчик, незаконно исключил из специального стажа истицы период нахождения на курсах повышения квалификации. В эти периоды за истицей сохранялась заработная плата и место работы, кроме того повышение квалификации является обязанностью истицы. Просит удовлетворить исковые требования своей доверительницы в полном объеме.

Представитель ответчика Ермакова Е.С. исковые требования не признала, пояснила, что истице правомерно было отказано в назначении пенсии, так как она не выработала требуемого законом специального стажа. При решении вопроса о назначении пенсии истицы пенсионный фонд руководствовался Федеральным законом №400-ФЗ, Постановлениями Правительств РФ №665 от 16.07.2014, №1066 от 22.09.1999, №781 от 29.10.2002, №516 от 11.07.2002. По факту работы истицы в Верещагинском производственном трикотажном объединении была проведена документальная проверка, документов, о том, что истица работала в медицинской санитарной части, нет. Из документов следует, что истица работала в профилактории, в учреждении, не предусмотренном Списком. Кроме того, начисление заработной платы производилась не ежемесячно. Вынесенное ими решение, по вопросу назначения пенсии истицы, было проверено вышестоящим органом пенсионного фонда, и было признано правомерным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетели ФИО1 показала, что она была направлена на работу в грязевое отделение профилактория трикотажной фабрики по распределению медучилища, где ей необходимо было отработать три года, после окончания учебного заведения. Профилакторий изначально находился в <данные изъяты>, когда на территорию Верещагинского района разместили воинскую часть, профилакторий из <данные изъяты> переехал на территорию фабрики и разместился в двухэтажном здании. Потом от грязей у нее появилась болезнь рук и ее перевели в качестве процедурной медсестры, она ставила уколы, выдавала таблетки. На ее место в качестве медсестры грязе-водолечебницы была принята истица. Она делала сероводородные и бромные ванны, отпускала грязевые процедуры по назначению врача. У них был установлен норматив - 24 человека за день. Они работали с 11 часов 30 минут до 19 часов. Им производилась доплата за вредность 15% и предоставляли дополнительные дни к отпуску. Начисление зарплаты производилось из фонда социального страхования профкомом, доплату осуществляла фабрика. Они подчинялись главному врачу.

Свидетель ФИО2 показала, что она работала вместе с истицей в профилактории, выполняла обязанности кладовщика, также она по совместительству работала санитаркой медсанчасти. Истица работала на грязевых ваннах. Истица сама нагребала грязь, возила ее на тележке, больных заворачивала в грязь, потом все убирала и сушила, делала растворы для ванн, делала йодобромные, водородные и солевые ванны. Медсанчасть фабрики и профилакторий профкома были самостоятельными подразделениями, их объединяло только то, что главный врач руководил тем и другим подразделением. Она как кладовщик также осуществляла работу на два подразделения, делала заявки на медикаменты и выдавала их, согласно указаний главного врача. Когда фабрика стала банкротиться работников фабрики и работников медсанчасти отправляли без содержания, или оплачивали, за простой Профилакторий во время простоя фабрики не работал, только когда в помещение не подавали тепловую энергию.

Свидетель ФИО3 показала, что она работала бухгалтером профкома, профилакторий относился к профкому. Профком, являлся самостоятельным органом, со своим балансом и со своей бухгалтерией. Возглавлял профилакторий главный врач, у них был свой бухгалтер. После смерти бухгалтера профилактория, она по совместительству вела бухгалтерию профилактория. После того как на фабрике началось банкротство работникам фабрики перестали выдавать путевки, профилакторий обслуживал работников других предприятий, которые получали их из фонда соцстраха.

Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, обозрев книги расчетов с рабочими и служащими по профилакторию Верещагинского ПТО, книги по начислению и удержанию заплаты Верещагинской трикотажной фабрики, приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании 31.01.2017 Гуляева Л.Г. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Верещагинском районе с заявлением о начислении ей пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» (Л.Д.10).

03.01.2017 решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Верещагинском районе Пермского края истице было отказано в назначении пенсии, из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет. Согласно решению к протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №86-14/1.1 491-55/1.1, в специальный стаж не были включены периоды с 24.10.1985 по 25.10.1985, с 28.10.1985 по 28.10.1985, с 26.12.2007 по 29.12.2007, т.к. истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы, 18.02.1991 по 31.12.1991, с 01.03.1992 по 31.03.1992, с 01.05.1992 по 31.05.1992, с 01.08.1992 по 31.12.1992, с 01.04.1993 по 30.06.1993, с 01.08.1993 по 30.06.1994, с 01.11.1994 по 31.12.1994, с 01.06.1995 по 30.06.1995, с 01.12.1995 по 31.12.1995, с 01.02.1996 по 31.05.1996, т.к. истица работала в структурном подразделении, не поименованном Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с 01.01.1992 по 28.02.1992, с 01.04.1992 по 30.04.1992, с 01.06.1992 по 31.07.1992, с 01.01.1993 по 31.03.1993, с 01.07.1993 по 31.07.1993, с 01.07.1994 по 31.10.1994, с 01.01.1995 по 31.05.1995, с 01.07.1995 по 30.11.1995, с 01.01.1996 по 31.01.1996, с 01.06.1996 по 20.02.1997, т.к. отсутствует начисление по заработной плате и работа не соответствует Списку, с 25.02.2002 по 29.03.2002, с 15.05.2012 по 08.06.2012, т.к. истица находилась на курсах повышения квалификации (Л.Д.7-9).

Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичное положение содержалось и в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Решением пенсионного органа в специальный стаж истицы не были включены периоды её работы медицинской сестрой в профилактории Верещагинского производственного трикотажного объединения (фирма «Ветр», АООТ «Верещагинский трикотаж», АОЗТ «Ветр»), так как учреждение не поименовано в Списках.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В силу действовавшего до 01.10.1993 правового регулирования (постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет медицинским работника засчитывается работа в качестве медицинской сестры, независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждениях.

Согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию («Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абз. 5 п. 2 Постановления). В Списке от 06.09.1991 N 464 были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Пунктом 1 «Типового положения о санатории-профилактории профессиональных союзов», утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 5 октября 1979 N 9-5, действовавшего в спорные периоды работы истица в профилактории, было определено, что санаторий-профилакторий профсоюзов является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, совхозов, колхозников, в основном без отрыва от их трудовой деятельности. Санаторий-профилакторий обслуживает рабочих и служащих одного или нескольких предприятий, участвующих в оборудовании и содержании этого учреждения, находится в ведении фабричного, заводского или местного комитета профсоюза и администрации предприятия (организации), правления колхоза и работает под их руководством. На основании данного Типового положения о санатории-профилактории профессиональных союзов профсоюзная организация и соответствующий хозяйственный орган, в ведении которых находится санаторий-профилакторий, разрабатывают и утверждают о нем положение. Пунктом 2 указанного положения было установлено, что санаторий-профилакторий открывается и закрывается республиканским (краевым или областным) советом профсоюзов по согласованию с Отделом ВЦСПС по государственному социальному страхованию. Отдел ВЦСПС по государственному социальному страхованию рассматривает этот вопрос совместно с соответствующим ЦК профсоюза. Пунктом 3 Положения было определено, что санаторий-профилакторий организуется в помещениях, предоставленных и оборудованных администрацией соответствующего предприятия или учреждения. Помещения должны отвечать санитарным требованиям и быть обеспечены необходимым хозяйственным оборудованием и коммунальными услугами. В санатории-профилактории должны быть кабинеты врачей, комнаты для лечебных процедур, душевые, умывальные и другие необходимые помещения. Санаторий-профилакторий может быть организован на базе стационарного пионерского лагеря в свободное от отдыха детей время, а также на базе других учреждений отдыха при наличии в них необходимых условий для комплексного лечения трудящихся. Пунктом 4 в соответствии с Положением о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 года, оборудование помещения санатория-профилактория, приобретение медицинской аппаратуры, мягкого инвентаря, хозяйственное содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, водоснабжение, абонементная плата за телефон, расходы на приобретение и подвозку топлива, доставку продуктов питания, медикаментов и другие хозяйственные расходы) производятся за счет средств предприятия, учреждения, организации, совхоза, колхоза. Расходы на лечение, и заработную плату административно-хозяйственного и медицинского персонала санатория-профилактория в соответствии с утвержденным штатным расписанием производятся за счет средств государственного социального страхования или централизованного союзного фонда социального страхования колхозников. Штаты санатория-профилактория устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, утвержденными ВЦСПС. В необходимых случаях для наиболее целесообразного использования штатов санаториев-профилакториев советы профсоюзов могут их перераспределять в пределах общей численности и установленного фонда заработной платы. При организации в санатории-профилактории амбулаторного лечения штаты устанавливаются с учетом числа отдыхающих, которым предоставляется амбулаторное лечение. Пунктом 6 Положения было определено, что санаторий-профилакторий возглавляется главным врачом, который утверждается в должности вышестоящим профсоюзным органом по представлению ФЗМК или райкома (горкома) профсоюза. Главный врач несет ответственность за организацию лечения и обслуживания трудящихся, направляемых в санаторий-профилакторий, за его финансово-хозяйственную деятельность. Центральный, республиканские, территориальные, краевые и областные советы по управлению курортами профсоюзов оказывают методическую помощь санаториям-профилакториям в лечебно-профилактической работе, в организации диетического питания трудящихся в этих учреждениях, оказывают практическую помощь в повышении квалификации медицинского и другого персонала, предоставляют возможность работникам санаториев-профилакториев обучаться в институтах курортологии и физиотерапии, на курсовых базах, рабочих местах в санаториях профсоюзов и обеспечивают их соответствующей методической литературой и пособиями. Предоставляют возможность врачам санаториев-профилакториев аттестовываться в соответствующих комиссиях, созданных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов.

Судом установлено, что 04.07.1985 Гуляева Л.Г. окончила Пермское медицинское училище по специальности фельдшер-лаборант.

Согласно трудовой книжке истицы 18.02.1991 она была принята в порядке перевода в профилакторий Верещагинского производственного трикотажного объединения на должность медицинской сестры, на основании приказа гл.врача учреждения №7 от 15.02.1991, 09.08.1994 истица была уволена в порядке перевода по п.5 ст.29 КзОТ РФ на основании приказа гл.врача от 09.09.1994.

09.08.1994 Гуляева Л.Г. принята в порядке перевода в качестве медицинской сестры грязевого отделения АОЗТ «Ветр», на основании приказа от 09.08.1994, 24.10.1994 уволена, в порядке перевода на основании приказа от 24.10.1994. 24.10.1994 истица была принята в порядке перевода в профилакторий фирмы «Ветр» на должность медицинской сестры ванно-грязевого отделения, на основании приказа гл.врача от 24.10.1994, 28.12.1994 истица переведена в профилакторий АООТ «Верещагинский трикотаж» на основании приказа от 28.12.1994. 20.02.1997 уволена в порядке перевода в ММУ «ВРБ» на основании приказа гл.врача от 20.02.1997 (л.д.15-16).

Судом установлено, что перевод истицы в штат АОЗТ «Ветр» (с 09.09.1994 по 24.10.1994) был осуществлен на основании распоряжением №113 от 30.06.1994, в соответствии с которым профилакторий фирмы «Ветр» был передан из подчинения профсоюзного комитета в подчинение администрации фирмы «Верещагинский трикотаж» с 02.08.1994 по согласованию с фондом социального страхования.

В судебном заседании было установлено, что профилакторий фактически являлся самостоятельным структурным подразделением Верещагинского производственного трикотажного объединения и подчинялся профсоюзу, гл.врач предоставлял в его адрес ежегодные отчеты по работе профилактория, назначал и принимал работников. У профилактория был свой баланс, на котором стояло его имущество. О работе профилактория докладывалось на заседаниях профсоюзного комитета фабрики. В профилактории производилась тарификация врачей, провизоров, специалистов указанных в п.1 Инструкции, среднего медицинского и фармоцевтического персонала и младшего медицинского персонала (л.д.32-33).

Заработная плата работникам профсоюза производилась из фонда соцстраха (отдельно по профилакторию), доплату к заработной плате из фонда экономического стимулирования осуществляло Верещагинское производственное трикотажное объединение.

Согласно штатного расписания Верещагинского трикотажного объединения за 1993, штатная численность медицинской части составляет 7,9 человек, ей руководит главный врач, в штате медсанчасти медсестра грязе-водолечебницы отсутствует. Согласно штатного расписании акционерного общества «Верещагинский трикотаж» за 1994 медицинской санитарной части, ей руководит зав.мед. сан.части, штатная численность 9,45 ед., в штате появляется должность мед.сестра грязеванного отделения. По штатному расписанию медицинской санитарной части за 1995 года в штате 6,7 человек, должности гл.врача и медсестра грязе-водолечебницы отсутствуют, по штатному расписания медицинской санитарной части за 1996 год в штате - 6,7 человек, должностей гл.врач и медсестра грязе-водолечебницы, неуказанны.

Согласно книг, по начислению заработной платы профилактория ВПТО, в профилактории работали в 1991 году: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данные обстоятельства также подтверждают показания свидетелей о работе на предприятии двух самостоятельных подразделений - профилактория и медицинской санитарной части.

Суд, при разрешении настоящего иска также руководствуется позицией Конституционного суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П согласно которой отсутствие полного пакета необходимых документов, выдаваемых работодателем, не может влиять на пенсионные права истца, поскольку неблагоприятные последствия ненадлежащего составления и хранения работодателем документов, необходимых для установления факта работы в особых вредных условиях, не должно отразиться на возможность реализации социального права истца, на досрочное пенсионное обеспечение.

Работник не имеет доступ к изготовлению и хранению документов, касающихся его трудовой деятельности и находящихся у работодателя и следовательно не может их утратить, а сохранность трудовых книжек, издание приказов в соответствии с требованиями законодательства возложена на работодателя. В силу объективных причин истец не имеет возможности предоставить справку, уточняющую особый характер труда за оспариваемый период работы, поскольку предприятие прекратило свою деятельность.

Ответчиком по данному делу не представлено доказательств того, что работа истца в спорный период не соответствовала действующим нормативным актам, так как действовавшими в период работы истицы законодательством было определено, что работа медицинской сестры отнесена к сфере здравоохранения, а профилактории к лечебным учреждениям, работа в которых в должности медсестры подлежит включению в специальный медицинский стаж. Законодателем было предусмотрено, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций.

Принимая во внимание, что ненадлежащее оформление работодателем трудовой книжки, приказов, иной документации по личному составу, в спорный период, а также невыполнение работодателем обязанности по сохранности документов о льготном трудовом стаже работников, не могут быть поставлены в вину истца, так как работодатель издает локальные нормативные акты и определяет способ их хранения, суд пришел к выводу о том, что вышеприведенных доказательств достаточно для подтверждения факта выполнения истцом в спорные периоды работы в должности медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения. Ответчик, отказывая истцу во включении в специальный стаж спорных периодов его работы, неправомерно ограничил истца в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Суд, проанализировав представленные истцом доказательства, учитывая, что в трудовой книжке имеются записи о работе в указанные периоды подписанные главным врачом, отсутствие вины работника в неполном или неверном отражении характера ее работы в трудовой книжке, пришел к выводу об обоснованности требований истца о включении в специальный стаж периодов работы медицинской сестрой в профилактории Верещагинского производственного трикотажного объединения, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку основной функцией профилактория, в котором работала истица в названные периоды, вне зависимости от наименования и ведомственной принадлежности было оздоровление сотрудников предприятия, в профилактории осуществлялась лечебно-профилактическая деятельность.

          Книги по счету «Расчеты с рабочими и служащими» профилактория Верещагинского ПТО опровергают доводы представителя ответчика об отсутствии начисления заработной платы за периоды: с 01.01.1992 по 28.02.1992, с 01.04.1992 по 30.04.1992, с 01.06.1992 по 31.07.1992 (в июне 1992 были начислены отпускные за 24 дня, а в августе за 3 дня июля), с 01.01.1993 по 31.03.1993, с 01.07.1993 по 31.07.1993 (в июне 1993 были начислены отпускные за 27 дней), с 01.07.1994 по 31.07.1994 (в июне 1994 были начислены отпускные за 25 дней), с 24.10.1994 по 31.10.1994, с 01.01.1995 по 30.04.1995, с 27.11.1995 по 31.12.1995 (л.д.53,54,56,58,67,68,70,77,93,98,113,114,115,116,119).

        В соответствии с приказом от 03.06.1994 для работников профилактория период с 02.08.1994 по 28.08.1994 был объявлен «нерабочими днями». В соответствии с приказом № 75 от 06.09.1995 период с 01.09.1995 по 28.09.1995 был объявлен «нерабочими днями» (л.д.36). В соответствии с приказом №63 от 31.07.1995 работникам профилактория оплачены дни простоя с 10 мая по 31 августа 1995 из расчета минимальной заработной платы (л.д.38). Судом также установлено, что начисление заработной платы не производилось в период с 01.08.1994 по 23.10.1994, с 01.05.1995 по 26.11.1995, с 01.01.1996 по 13.02.1996, с 01.06.1996 по 20.02.1997.

          Согласно трудовому законодательству, в период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, заработная плата не начисляется, страховые взносы не уплачиваются, в связи с чем, требования истицы о включении данных периодов в стаж для начисления трудовой пенсии в связи с занятием медицинской деятельностью, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктами 4-6 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. Вышеуказанные правила действуют с 25.07.2002.

В судебном заседании было установлено, что 20.02.1997 истица была принята на работу на должность фельдшера - лаборантом Клинической лаборатории ММУ «Верещагинская районная больница (в настоящее время, в связи с реорганизацией ГБУ здравоохранения Пермского края Верещагинская центральная районная больница»)(л.д.16).

Судебным разбирательством установлено, что работодатель в периоды с 25.02.2002 по 29.03.2002, с 15.05.2012 по 08.06.2012 командировал истицу на «усовершенствование» (л.д.22,), после прохождения курсов истице были выданы свидетельства о повышении квалификации (л.д.25,24), выдан сертификат на срок 5 лет (л.д.18).

Как установлено в судебном заседании повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, от этого зависит его профессиональная подготовка, получение сертификата.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений о том, что при назначении страховой пенсии из стажа работы по специальности должны исключаться периоды, когда работники находились на курсах повышения квалификации. Статья 167 ТК РФ гарантирует, что при направлении работника в служебную командировку сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с трудовым законодательством, в указанное время по месту работы за истицей сохранялась заработная плата, т.е. уплачивались страховые взносы (Л.Д.20-21).

Кроме того, согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в том числе для медицинских работников, что было предусмотрено ст.54 и ст.64 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а в настоящее время ст.69 и ст.79 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

В связи, с чем требования истицы о включении в стаж периодов с 18.02.1991 по 31.07.1994, с 24.10.1994 по 30.04.1995, с 27.11.1995 по 31.12.1995, с 14.02.1996 по 31.05.1996, 25.02.2002 по 29.03.2002, с 15.05.2012 по 08.06.2012 подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

       Как установлено в судебном заседании, истица обратилась за назначением пенсии 31.01.2017, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 29 лет 8 месяцев 3 дня (25 лет 1 месяц 20 дней + 3 года 5 месяцев 14 дней + 6 месяцев 7 дней + 1 месяц 4 дня + 3 месяца 18 дней + 1 месяц 5 дней + 25 дней), в связи с чем, требование Гуляевой Л.Г. о назначении пенсии, с даты подачи заявления, удовлетворению не подлежит.

        Сведений о характере трудовой деятельности Гуляевой Л.Г., интенсивности труда после 31.12.2016, истцом и его представителем не предоставлено, уточненного иска не заявлено, ст.56-57 ГПК РФ разъяснялась.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, требование истца о взыскании с ответчиков госпошлины подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе включить в страховой стаж Гуляевой Людмилы Геннадьевны, в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 периоды с 18.02.1991 по 31.07.1994, с 24.10.1994 по 30.04.1995, с 27.11.1995 по 31.12.1995, с 14.02.1996 по 31.05.1996, 25.02.2002 по 29.03.2002, с 15.05.2012 по 08.06.2012

В удовлетворении остальных исковых требований Гуляевой Людмиле Геннадьевне - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе в пользу Гуляевой Людмилы Геннадьевны в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрения дела в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения - 13.02.2018.

Судья                                      В.С.Анисимова

2-33/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гуляева Л.Г.
Ответчики
ГУ УПФР РФ в Верещагинском районе Пермского края
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
veresh.perm.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
04.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018Предварительное судебное заседание
30.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее