Решение по делу № 33-1524/2024 от 14.02.2024

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-1524/2024

Номер дела 2-3187/2023

УИД: 36RS0005-01-2023-003118-71

Строка № 096 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2024 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.,

судей Анисимовой Л.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Еремишине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Тупицыной Светланы Владимировны
к Управлению жилищных отношений администрации городского округа
г. Воронеж, Министерству социальной защиты Воронежской области об установлении факта признания членами разных семей, признании незаконным приказа о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся
в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

по апелляционной жалобе Тупицыной Светланы Владимировны

на решение Советского районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2023 г.

(судья Глущенко О.Ю.),

установила:

Тупицына С.В. обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа г. Воронеж, ссылаясь на нарушение ответчиком ее прав как лица, относящегося к категории детей-инвалидов. В обоснование своих требований она указала на то, что по категории ребенок-инвалид вместе
с семьей в составе четырех человек состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ семья истца была исключена из соответствующего списка в связи с приобретением ее родителями квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 69,5 кв.м. Не согласившись с таким решением, указывая на то, что право на улучшение жилищных условий возникло в момент подачи документов по постановке на учет и приобретение родителями квартиры не может повлиять на реализацию возникшего права, поскольку членами одной семьи они не являются, Тупицына С.В. просила:

признать ее и ФИО10, ФИО11 членами разных семей;

признать незаконным приказ Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ
«О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

возложить обязанность на Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж восстановить Тупицыну С.В.
в реестре граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 46).

В судебном заседании 7 ноября 2023 г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Воронежской области (л.д. 99-101).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2023 г. в удовлетворении заявленных требований Тупицыной С.В. отказано (л.д. 121, 122-127).

Тупицына С.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на раздельное проживание с родителями, раздельные источники дохода, самостоятельное ведение хозяйства, настаивает на том, что членами ее семьи они не являются, обращает внимание на предусмотренные федеральным законодательством меры поддержки в виде обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (л.д. 135-142).

Представитель Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж в возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в судебное заседание, указывает на несостоятельность изложенных истцом доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу Тупицыной С.В. - без удовлетворения.

В судебное заседание явились: истец Тупицына С.В., ее представитель – адвокат Власова И.Э., представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж – Медведева Е.П., представитель ответчика Министерства социальной защиты Воронежской области - Попова Э.В.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

В связи с вышеизложенным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела
в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании Тупицына С.В. и ее представитель – адвокат Власова И.Э. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новое – об удовлетворении иска.

Представитель Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж – Медведева Е.П. в судебном заседании возражала по доводам апелляционной жалобы, настаивала на оставлении решения суда без изменения, жалобы истца - без удовлетворения.

Представитель Министерства социальной защиты Воронежской области - Попова Э.В. в судебном заседании также возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение районного суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2).

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 1).

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (абз. 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Пунктом 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что Тупицына С.В. является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности – инвалидность с детства (л.д.11).

Мать истца, ФИО11, составом семьи 4 человека: она, муж ФИО10, инвалид 3 группы, дочь Тупицына С.В., инвалид с детства, дочь ФИО12, состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ

Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, с составом семьи 4 человека, снята с вышеназванного учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали семье право на получение жилых помещений по договору социального найма (л.д. 37).

Из данного приказа следует, что в целях реализации прав инвалидов на обеспечение жилье за счет средств федерального бюджета, в соответствии со ст.ст. 17, 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, учетное дело ФИО11 было передано в Департамент социальной защиты Воронежской области.

На момент передачи учетного дела семья ФИО11, в которую входила, в том числе, истец Тупицына С.В., составом семьи 4 человека была зарегистрирована по месту жительства в коммунальной квартире, жилой площадью 30,1 кв.м, общей площадью 30,7 кв.м, расположенной по адресу:
<адрес>; иных жилых помещений члены семьи ФИО11 не имели.

В рамках исполнения полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Департамент социальной защиты Воронежской области вернул учетное дело ФИО11 в целях проверки обоснованности пребывания семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с изменением оснований, которые давали ей право на получение жилого помещения.

По сведениям, представленным Департаментом социальной защиты Воронежской области, отцу истца ФИО18 была предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем в виде безвозмездной субсидии.

Из информации, предоставленной из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, указанной в вышеназванном приказе Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж
от ДД.ММ.ГГГГ , установлено следующее:

- ФИО11 и ФИО10 принадлежало на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 69,5 кв.м., в котором зарегистрировано 2 человека – ФИО11, ФИО12;

- ФИО1, ФИО11, ФИО12 принадлежало на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью
30,1 кв.м., в котором зарегистрированы 2 человека: Тупицына С.В.
и ФИО10

Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ -II
«Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Воронеже
в размере 11 кв.м общей площади на одного человека. Принимая во внимание то, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения членов семьи ФИО11 превышал учетную норму, данная семья утратила основания, дающие им право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Обращаясь в суд с данным иском, Тупицына С.В. указывала на отсутствие правовых оснований для снятия ее с соответствующего учета, поскольку ее родители ФИО11 и ФИО10 членами ее семьи не являются.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 30, 31, 49, 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что поскольку жилищная обеспеченность на одного члена семьи с учетом принадлежащей каждому из зарегистрированных совместно с истцом лиц, с учетом долей в праве собственности, превышает установленные нормы, иных обстоятельств, дающих основание считать их нуждающимися
в предоставлении государственной услуги по ведению учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не усматривается, то решение жилищной комиссии о снятии их с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принято законно и обоснованно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется, как и оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истца на соответствующий учет.

При этом суд, рассматривая заявление Тупицыной С.В. о признании
ее и ФИО10, ФИО11 членами разных семей, указал на отсутствие оснований для этого и обратил внимание на то, что установление данного факта признания Тупицыной С.В. и ФИО10, ФИО11 членами разных семей связано с оспариванием приказа Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж
от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлением на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть влечет возникновение, изменение прав, тогда как ранее с соответствующими требованиями истец в суд не обращалась, сведения об изменении семейного положения, прекращении ведении общего хозяйства, отсутствии общего бюджета, общих предметов быта и т.п. и судебного акта, которым были бы установлены данные обстоятельства, ни в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, ни в Министерство социальной защиты Воронежской области не предоставляла, в том числе и на момент издания оспариваемого приказа, требования заявлены после снятия с учета.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Так п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, изложенных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (пп. «а»).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (абз. 2).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент снятия семьи ФИО11 с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то есть в ДД.ММ.ГГГГ Тупицына С.В. членом семьи своих родителей являлась, поскольку с каким-либо заявлением в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж с целью установления факта признания Тупицыной С.В. и ФИО10, ТупицынойГ.А. членами разных семей не обращалась, состав семьи ее матери ФИО11 в рамках названного учета не менялся.

При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Тупицына С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась совершеннолетней, проживала отдельно от родителей.

Кроме того судебная коллегия обращает внимание на отсутствие
в материалах дела каких-либо доказательств обращения истца к ответчику
с заявлением о постановки на соответствующий учет.

Так, согласно вышеназванным документам Тупицына С.В. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий только как член семьи заявителя ФИО11, самостоятельно на указанном учете не состояла.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения иска Тупицыной С.В., правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, судом были определены правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и изложена в мотивировочной части решения суда.

Доводы апелляционной жалобы Тупицыной С.В. по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств, а также основаны на неправильном толковании норм права, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции также
не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тупицыной Светланы Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 марта 2024 г.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-1524/2024

Номер дела 2-3187/2023

УИД: 36RS0005-01-2023-003118-71

Строка № 096 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2024 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.,

судей Анисимовой Л.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Еремишине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Тупицыной Светланы Владимировны
к Управлению жилищных отношений администрации городского округа
г. Воронеж, Министерству социальной защиты Воронежской области об установлении факта признания членами разных семей, признании незаконным приказа о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся
в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

по апелляционной жалобе Тупицыной Светланы Владимировны

на решение Советского районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2023 г.

(судья Глущенко О.Ю.),

установила:

Тупицына С.В. обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа г. Воронеж, ссылаясь на нарушение ответчиком ее прав как лица, относящегося к категории детей-инвалидов. В обоснование своих требований она указала на то, что по категории ребенок-инвалид вместе
с семьей в составе четырех человек состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ семья истца была исключена из соответствующего списка в связи с приобретением ее родителями квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 69,5 кв.м. Не согласившись с таким решением, указывая на то, что право на улучшение жилищных условий возникло в момент подачи документов по постановке на учет и приобретение родителями квартиры не может повлиять на реализацию возникшего права, поскольку членами одной семьи они не являются, Тупицына С.В. просила:

признать ее и ФИО10, ФИО11 членами разных семей;

признать незаконным приказ Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ
«О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

возложить обязанность на Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж восстановить Тупицыну С.В.
в реестре граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 46).

В судебном заседании 7 ноября 2023 г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Воронежской области (л.д. 99-101).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2023 г. в удовлетворении заявленных требований Тупицыной С.В. отказано (л.д. 121, 122-127).

Тупицына С.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на раздельное проживание с родителями, раздельные источники дохода, самостоятельное ведение хозяйства, настаивает на том, что членами ее семьи они не являются, обращает внимание на предусмотренные федеральным законодательством меры поддержки в виде обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (л.д. 135-142).

Представитель Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж в возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в судебное заседание, указывает на несостоятельность изложенных истцом доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу Тупицыной С.В. - без удовлетворения.

В судебное заседание явились: истец Тупицына С.В., ее представитель – адвокат Власова И.Э., представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж – Медведева Е.П., представитель ответчика Министерства социальной защиты Воронежской области - Попова Э.В.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

В связи с вышеизложенным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела
в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании Тупицына С.В. и ее представитель – адвокат Власова И.Э. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новое – об удовлетворении иска.

Представитель Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж – Медведева Е.П. в судебном заседании возражала по доводам апелляционной жалобы, настаивала на оставлении решения суда без изменения, жалобы истца - без удовлетворения.

Представитель Министерства социальной защиты Воронежской области - Попова Э.В. в судебном заседании также возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение районного суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2).

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 1).

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (абз. 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Пунктом 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что Тупицына С.В. является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности – инвалидность с детства (л.д.11).

Мать истца, ФИО11, составом семьи 4 человека: она, муж ФИО10, инвалид 3 группы, дочь Тупицына С.В., инвалид с детства, дочь ФИО12, состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ

Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, с составом семьи 4 человека, снята с вышеназванного учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали семье право на получение жилых помещений по договору социального найма (л.д. 37).

Из данного приказа следует, что в целях реализации прав инвалидов на обеспечение жилье за счет средств федерального бюджета, в соответствии со ст.ст. 17, 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, учетное дело ФИО11 было передано в Департамент социальной защиты Воронежской области.

На момент передачи учетного дела семья ФИО11, в которую входила, в том числе, истец Тупицына С.В., составом семьи 4 человека была зарегистрирована по месту жительства в коммунальной квартире, жилой площадью 30,1 кв.м, общей площадью 30,7 кв.м, расположенной по адресу:
<адрес>; иных жилых помещений члены семьи ФИО11 не имели.

В рамках исполнения полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Департамент социальной защиты Воронежской области вернул учетное дело ФИО11 в целях проверки обоснованности пребывания семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с изменением оснований, которые давали ей право на получение жилого помещения.

По сведениям, представленным Департаментом социальной защиты Воронежской области, отцу истца ФИО18 была предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем в виде безвозмездной субсидии.

Из информации, предоставленной из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, указанной в вышеназванном приказе Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж
от ДД.ММ.ГГГГ , установлено следующее:

- ФИО11 и ФИО10 принадлежало на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 69,5 кв.м., в котором зарегистрировано 2 человека – ФИО11, ФИО12;

- ФИО1, ФИО11, ФИО12 принадлежало на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью
30,1 кв.м., в котором зарегистрированы 2 человека: Тупицына С.В.
и ФИО10

Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ -II
«Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Воронеже
в размере 11 кв.м общей площади на одного человека. Принимая во внимание то, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения членов семьи ФИО11 превышал учетную норму, данная семья утратила основания, дающие им право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Обращаясь в суд с данным иском, Тупицына С.В. указывала на отсутствие правовых оснований для снятия ее с соответствующего учета, поскольку ее родители ФИО11 и ФИО10 членами ее семьи не являются.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 30, 31, 49, 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что поскольку жилищная обеспеченность на одного члена семьи с учетом принадлежащей каждому из зарегистрированных совместно с истцом лиц, с учетом долей в праве собственности, превышает установленные нормы, иных обстоятельств, дающих основание считать их нуждающимися
в предоставлении государственной услуги по ведению учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не усматривается, то решение жилищной комиссии о снятии их с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принято законно и обоснованно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется, как и оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истца на соответствующий учет.

При этом суд, рассматривая заявление Тупицыной С.В. о признании
ее и ФИО10, ФИО11 членами разных семей, указал на отсутствие оснований для этого и обратил внимание на то, что установление данного факта признания Тупицыной С.В. и ФИО10, ФИО11 членами разных семей связано с оспариванием приказа Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж
от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлением на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть влечет возникновение, изменение прав, тогда как ранее с соответствующими требованиями истец в суд не обращалась, сведения об изменении семейного положения, прекращении ведении общего хозяйства, отсутствии общего бюджета, общих предметов быта и т.п. и судебного акта, которым были бы установлены данные обстоятельства, ни в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, ни в Министерство социальной защиты Воронежской области не предоставляла, в том числе и на момент издания оспариваемого приказа, требования заявлены после снятия с учета.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Так п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, изложенных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (пп. «а»).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (абз. 2).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент снятия семьи ФИО11 с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то есть в ДД.ММ.ГГГГ Тупицына С.В. членом семьи своих родителей являлась, поскольку с каким-либо заявлением в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж с целью установления факта признания Тупицыной С.В. и ФИО10, ТупицынойГ.А. членами разных семей не обращалась, состав семьи ее матери ФИО11 в рамках названного учета не менялся.

При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Тупицына С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась совершеннолетней, проживала отдельно от родителей.

Кроме того судебная коллегия обращает внимание на отсутствие
в материалах дела каких-либо доказательств обращения истца к ответчику
с заявлением о постановки на соответствующий учет.

Так, согласно вышеназванным документам Тупицына С.В. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий только как член семьи заявителя ФИО11, самостоятельно на указанном учете не состояла.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения иска Тупицыной С.В., правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, судом были определены правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и изложена в мотивировочной части решения суда.

Доводы апелляционной жалобы Тупицыной С.В. по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств, а также основаны на неправильном толковании норм права, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции также
не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тупицыной Светланы Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 марта 2024 г.

33-1524/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тупицына Светлана Владимировна
Ответчики
Управление жилищных отношений Администрация городского округа г. Воронеж
Министерство социальной защиты Воронежской области
Другие
КУ ВО Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа
Тупицын Владимир Борисович
Тупицын Владимир Борисович
Тупицына Ольга Владимировна
Тупицына Галина Анатольевна
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
14.02.2024Передача дела судье
05.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее