Дело № 2-79/2018
Категория 2.124
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И. при секретаре – Остапенко А.А. с участием истца – Дидур С.К., представителя ответчика – Райского Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дидур С.К. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица – Дидур И.П., Измайлов Ю.С., Дидур К.С. о защите права на жилище,
УСТАНОВИЛ:
26 октября 2017 года истец Дидур С.К. обратился в суд с указанным иском к ответчику, уточнив исковые требования, просит установить номер очереди Дидура С.К. по категории граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», состоящих на квартирном учете в Департаменте капитального строительства города Севастополя согласно Правилам учета граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. № 1054, по состоянию на 01 января 2017 года; установить членов семьи Дидура С.К., совместно проживающих с ним, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 23 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2016 года № 1100-ПП; обязать ответчика в соответствии с п. 23 указанного порядка в месячный срок принять решение о предоставлении жилого помещения Дидуру С.К.; обязать ответчика обеспечить Дидура С.К. жилым помещением в соответствии с установленной нормой предоставления площади жилого помещения в сроки, установленные государственными программами города Севастополя «Жилище» на 2016-2020 года и «Жилище» на 2017-2022 годы, утвержденными Постановлениями Правительства Севастополя от 21 марта 2016 года № 202-ПП и от 27 октября 2016 года № 1010-ПП соответственно.
Исковые требования обоснованы тем, что истец состоит на учете в Департаменте капитального строительства города Севастополя на квартирном учете по категории: граждане, уволенные с военной службы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. В целях получения истцом жилого помещения за счет субвенции из федерального бюджета, предоставленной в бюджет города Севастополя в 2016 году, 10 мая 2016 года истец подал ответчику заявление об обеспечении жилым помещением его и совместно с ним проживающего члена семьи – супругу Дидур И.П. путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, однако соответствующее решение ответчиком принято не было до настоящего времени, также не проведена актуализация данных учетного дела истца. Дидур С.К. полагает, что указанными действиями ответчика нарушается его право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций, предоставленных в бюджет города Севастополя из федерального бюджета в 2016 и 2017 годах, в связи с чем он вынужден обратиться в суд.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, кроме того пояснил, что порядковый номер в выписке, предоставленной ответчиком, не соответствует действительному, поскольку представляет собой четырехзначное число, тогда как семей в категории, к которой относится семья истца, примерно 30.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал в полном объеме, пояснил, что право истца не нарушено, поскольку последний включен в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения, таковое будет предоставлено ему в порядке очереди. Действительно, семей в категории, к которой относится семья истца, в общем списке очередников на получение жилых помещений примерно 30, однако законодательством города Севастополя не предусмотрено ведение отдельных списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по различным категориям, в связи с чем установить порядковый номер истца в списке лиц соответствующей категории не представляется возможным.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие третьих лиц, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно п. 2.1. Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом установлено, что в соответствии с указанной нормой истец обладает правовым статусом гражданина, уволенного с военной службы, принятого (совместно с членами семьи) органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, в том числе, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, детализированы положениями Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Пунктом 1 статьи 3 указанного закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями, в том числе путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
В соответствии с п. 6 - 8 Федерального закона N 342-ФЗ финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
С целью совершенствования порядка учета, в частности, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвердило соответствующие Правила.
Пунктом 3 указанного Постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить разработку нормативных правовых актов и иных документов в соответствии с Правилами и организовать их учет.
Законодательным Собранием города Севастополя от 06.09.2016 принят Закон от 16.09.2016 N 275-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений или единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан", который определяет порядок предоставления гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", принятым в городе Севастополе на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, жилых помещений государственного жилищного фонда Севастополя, построенных и (или) приобретенных за счет субвенций из федерального бюджета (далее - жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций), и единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций из федерального бюджета (далее - денежные выплаты).
Согласно ст. ст. 1 и 2 указанного закона жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам по договору социального найма, в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере реализации жилищных программ (далее - уполномоченный орган).
Статья 4 указанного Закона предусматривает, что жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1100-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Департамент капитального строительства города Севастополя определен главным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств бюджета города Севастополя, источником которых является субвенция на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Согласно п. 22 Порядка предоставления мер социальной поддержки в целях предоставления жилого помещения гражданину в собственность бесплатно уполномоченный орган осуществляет приобретение жилых помещений путем покупки жилых помещений или участия в долевом строительстве жилых помещений на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством. Заказчиком по государственным контрактам выступает уполномоченный орган.
Судом установлено, что истец состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории «граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица» с 16.10.1990 г. с составом семьи 4 человека - он сам, супруга - Дидур И. П., сын - Дидур К.С., сын – Дидур (Измайлов) Ю.С.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 27.05.2016 № Дидур С.К. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях 16.10.1990 составом семьи 4 человека по категории согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Из представленной суду выписки из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (согласно Приложению № 2 к Правилам учета граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства) следует, что Дидур С.К. включен Департаментом капитального строительства города Севастополя в указанный список с порядковым номером по состоянию на 01 января 2017 года - №.
Из пояснений представителя ответчика следует, что указанный порядковый номер является порядковым номером в очереди всех нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, поставленных на учет Департаментом капитального строительства по всем категориям, при этом составление очередности по каждой категории из общего списка не предусмотрено.
Согласно п. 12, 16, 24, 28 Правила учета граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях в городе Севастополе регулирует Закон города Севастополя от 05.05.2015 N 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе".
Из системного анализа положений Закона города Севастополя от 5 мая 2015 года N 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе" не усматривается обязанность компетентных органов по ведению списков и установлению очередности нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий отдельно по каждой категории.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Дидур С.К. об установлении номера очереди Дидура С.К. по категории граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., удовлетворению не подлежат.
Рассматривая исковые требования об установлении членов семьи Дидура С.К., совместно проживающих с ним, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суд приходит к следующему.
Согласно Закону № 134-ЗС на каждого гражданина (семью), принятого на учет, формируется учетное дело, в котором содержатся документы, являющиеся основанием для принятия на учет (ч.1 ст. 9).
Изменения в учетное дело вносятся на основании обновления сведений о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - актуализация данных). Соответствующие изменения вносятся в сводную справку о заявителе (п. 7 ст. 9).
Статьей 11 Закона №134-ЗС актуализация данных выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями и направления состоящим на учете гражданам запросов для устранения неопределенностей, возникших в процессе получения информации, в порядке, устанавливаемом Правительством Севастополя. Актуализации подлежат, в частности, сведения о составе семьи состоящих на учете граждан. Актуализация данных проводится уполномоченным органом ежегодно и при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, учитывая, что законодательством предусмотрен иной порядок актуализации сведений о составе семьи состоящих на учете, при этом доказательств того, что обязанность по выполнению данной функции уполномоченным органом исполняется ненадлежащим образом, истцом суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, суд полагает данные исковые не подлежащими удовлетворению.
Рассматривая исковые требования об обязании ответчика в месячный срок принять решение о предоставлении жилого помещения Дидуру С.К. и обеспечить Дидура С.К. жилым помещением в соответствии с установленной нормой предоставления площади жилого помещения, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Следовательно, Департаментом капитального строительства города Севастополя право Дидура С.К. на улучшение жилищных условий не оспаривается, однако Закон «О статусе военнослужащих» и жилищное законодательство Российской Федерации не наделяют граждан, уволенных с военной службы правом на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Поскольку Дидур С.К. на момент рассмотрения спора включен в число претендентов на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в субъекте – город Севастополь, оснований для возложения обязанности на Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Дидур С.К. меру социальной поддержки по обеспечению жильем путем приобретения жилого помещения вне очереди не имеется.
Более того, возложение обязанности на ответчика предоставить истцу во внеочередном порядке в собственность жилье, приведет к нарушению прав иных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и стоящих в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий перед ним.
В силу ст. 98 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении искового заявления, судебные расходы по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иск Дидур С.К. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица – Дидур И.П., Измайлов Ю.С., Дидур К.С., о защите нарушенного права на жилище отказать.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 января 2018 года.
Председательствующий