Дело № 2-436/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
с. Смоленское 11 декабря 2018 года.
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Климович Т.А.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.В.,
с участием помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А., истицы Тарабриной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах Тарабриной А.Ф. к Администрации Смоленского района Алтайского края признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить её в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указал, чтоТарабрина А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. В марте 2018 года в результате ЧС-наводнение, часть подворий <адрес> была затоплена, при этом земельный участок и дом, где проживает постоянно Тарабрина А.Ф., так же оказался в зоне затопления. Дом был включен в списки жилых домов, находящихся в зоне затопления. При этом истица не была включена в список лиц, которые нуждаются в получении социальной выплаты. По сведениям ответчика, истицу включили в дополнительный список, который не был утвержден. В настоящее время нарушены права истицы на получение социальной выплаты.
Просил суд признать Тарабрину А.Ф., пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка, на территории <адрес> в марте 2018 года; признать за ней право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей; обязать администрацию Смоленского района Алтайского края включить её в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка, в марте 2018 года с целью получения выплат за счёт средств «резервного фонда» Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110. Обратить решение к немедленному исполнению.
При рассмотрении дела суд учитывает, что прокурором заявлены требования в интересах Тарабриной А.Ф., 1949 года рождения.
В судебном заседании помощник прокурора просила суд удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истица Тарабрина А.Ф., так же просила об удовлетворении требований прокурора, на вопросы суда пояснила, что изначально она обратилась с заявлением в администрацию района в июне 2018 года. Однако её не включили в список, по неизвестной ей причине. В администрации, сотрудник ГО и ЧС Евсеенков, ей сказал чтобы она подождала. Она ждала месяц, а потом опять стала выяснять в администрации района почему ей не выплачивают помощь. И ей сказали, что нужно обращаться в суд, поскольку её заявление своевременно не было рассмотрено и её не включили в список. Она постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Другого жилья у неё нет. В конце марта 2018 года, когда началось наводнение, вода стала прибывать стремительно, была холодная и со льдом. Её участок и дом оказался затопленным, вода поднялась выше уровня пола. Затопило все овощи и заготовки в погребе, затопило все сараи и водой унесло туалет. Она осталась без туалета, и испытывала трудности в быту, в виду того, что дом был затоплен, усадьба была вся затоплена, огород был так же затоплен. Вода стояла в доме около 2-3 дней, потом стали с самолета взрывать лед на реке и вода стала постепенно уходить. Жизненный уклад её и членов её семьи был нарушен, она понесла затраты на ремонт фундамента, была вынуждена проживать без туалета, овощи и соленья в погребе погибли, огород посадить не был возможности, поскольку вода в огороде стояла длительное время. Считает, что администрация района нарушила её права, лишила её социальной помощи от государства.
Представительответчика администрации Смоленского района Алтайского края, третьих лиц:Министерства труда и социальной защиты Алтайского края,Администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили. Министерство труда и социальной защиты Алтайского краяв письменном отзыве на иск, Администрация Смоленского района Алтайского края, Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в письменныхзаявлениях, поступивших в адрес суда, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в отзыве полагали, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Министерство труда и социальной защиты Алтайского краяв отзыве на иск, просили суд при принятии решения учесть, что для удовлетворения требований прокурора не обходимо установление следующих условий: постоянное проживание истицы в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором она зарегистрирована по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.
Выслушав пояснения участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, исследовав все доказательства в их совокупности, разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно п. з ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N З-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Эти же положения закреплены в ч. 1 ст. 25 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 № 15-ЗС «О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (в ред. от 30 мая 2018 № 627).
Согласно п. 1 указанных Правилони устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу п.п. «г» п. 2 данных Правил,бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п. 2 (1) указанных Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Алтайского края № 179 от 25 мая 2018 года утверждён Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края (далее Порядок).
В соответствии с п.п. «а» п. 1.1 указанного Порядка установлено, что он подготовлен с целью предоставления следующих единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края (далее - "чрезвычайная ситуация"): а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (далее - "единовременная материальная помощь").
В силу п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3 и п. 2.4 указанного Порядкаполучателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также - "денежные выплаты") являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее - "зона затопления").
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления (далее - "по месту жительства"), подтверждённому регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из представленных документов, на период возникновения чрезвычайной ситуации на территории Смоленского района, Тарабрина А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, былазарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой с места жительства (л.д.17), копией паспорта истицы (л.д.7), фактически постоянно проживает по месту регистрации. Факт проживания и регистрации ТарабринойА.Ф., по указанному адресу не оспаривался стороной ответчика при подготовке дела к судебному разбирательству.
В соответствии с Постановлением Администрации Смоленского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении режима чрезвычайной ситуации для органов управления Смоленской территориальной системы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации» в связи с установившимися высокими среднесуточными температурами, интенсивным снеготаянием и выпавшими осадками произошло подтопление талыми водами нескольких населенных пунктов Смоленского района, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ введён режим «Чрезвычайной ситуации» для органов управления Смоленской территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в границах района.
Согласно ответуАдминистрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.8) жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления в период паводка в марте 2018 года. Тарабрина А.Ф., была включена в дополнительный список на оказание единовременной материальной помощи пострадавших от паводка в марте 2018 года, который в настоящее время не утверждён.
При изучении списков населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Смоленского района Алтайского края, утвержденных постановлениями администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,№ от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что дом по адресу: <адрес>, значится в списке попавших в зону подтопления, утв. постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> (л.д.38-45).
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» В соответствии с п. 3 раздела 1 указанных Правил, также дано определение места жительства, которым является: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, представленные стороной истца, с учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что Тарабрина А.Ф., в период подтопления талыми водами в марте 2018 года постоянно проживалапо <адрес> в <адрес>, то есть, в зоне подтопления, возникшего в результате паводкав марте 2018 года.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, следует, что в результате паводка, водой была затоплена усадьба дома и дом по адресу по <адрес>, где постоянно проживает истица, и суд приходит к выводу о том, что в результате паводковой ситуации, условия жизнедеятельности материального истца были нарушены, поскольку её дом находился в зоне чрезвычайной ситуации.
Судом установлен факт постоянного проживания Тарабриной А.Ф. в жилом доме, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, а также установлено, что в связи с указанной чрезвычайной ситуацией были нарушены условия жизнедеятельности истицы, при этом истица обращалась с заявлением в администрацию Смоленского района Алтайского края о включении её в списки граждан, нуждающихся в единовременной помощи, что подтверждается представленной копией заявления (л.д.9).
Стороной ответчика не оспаривалось, что условия, предусмотренные п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 (в ред. от 30 мая 2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» в отношении Тарабриной А.Ф. соблюдены, однако она была включена в дополнительный список, который не былутвержден губернатором Алтайского края (л.д.8).
Для признания материального истца Тарабриной А.Ф. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении её в списки граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и признании за ней права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека, необходимо наличие одновременно нескольких условий: постоянное проживание гражданина в помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Поскольку судом установлен факт постоянного проживания ТарабринойА.Ф.в жилом доме, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, а также установлено, что в связи с указанной чрезвычайной ситуацией былинарушены условия жизнедеятельности истицы, онаобращалась с заявлением в Администрацию Смоленского района Алтайского края о включении её в списки граждан, нуждающихся в единовременной и финансовой помощи, что подтверждается представленной копией заявления (л.д.9), следовательно, условия, предусмотренные п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 (в ред. от 30.05.2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», соблюдены. В связи с чем, заявленные прокурором требования о признания ТарабринойА.Ф.пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении её в списки граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и признании за ней права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека, подлежат удовлетворению.
Обоснованных возражений на исковые требования, ответчиком и третьими лицами суду не представлено.
С учетом требований ст. 212 ГПК РФ по заявлению прокурора и с учётомустановленных в судебном заседании обстоятельств, с целью соблюдения прав истицы Тарабриной А.Ф., предусмотренных Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на своевременное получение от государства мер социальной поддержки, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать Тарабрину А.Ф. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Тарабриной А.Ф. на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей на человека, выплачиваемой в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Смоленского района Алтайского края включить Тарабрину А.Ф. список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ, с целью получения выплат за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
С учетом требований ст. 212 ГПК РФ обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена 12.12.2018.
Судья