Решение по делу № 3а-242/2018 от 27.12.2017

дело ....а-242/2018

учет ....а

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 17 апреля 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО9 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО10 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 2 696 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу кирпичного завода) площадью 54 290 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 4 659 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).

Ссылаясь на нарушение своих прав как арендатора земельных участков, кадастровая стоимость которых используется при исчислении арендной платы, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

в размере 2 <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

Административный истец ФИО11., административные ответчики – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованные лица – Исполнительный комитет Дым-Тамакского сельского поселения Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.

Представитель ФИО12, действующий на основании доверенности от 21 декабря 2017 года, представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО13., действующий на основании доверенности от 10 января 2018 года, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ...., поставленный на государственный кадастровый учет 7 апреля 2004 года, земельный участок с кадастровым номером ...., поставленный на государственный кадастровый учет 29 мая 2007 года, земельный участок с кадастровым номером ...., поставленный на государственный кадастровый учет 7 апреля 2004 года, находятся в государственной собственности (т. 1 л.д. 204-205, 217-228).

На основании договора аренды земельного участка от <дата> (л.д. 10-11), договора уступки права аренды от <дата> (т. 1 л.д. 22-24) арендатором земельных участков является ФИО14 (т. 1 л.д. 12-15). Согласно расчету арендной платы за земельные участки (т. 1 л.д. 20) их кадастровая стоимость используется при исчислении арендной платы.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона).

Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» по состоянию на 1 января 2015 года:

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером .... (т. 1 л.д. 208-209, 214-216).

С указанной величиной кадастровой стоимости административный истец не согласился, просит определить ее в размере рыночной стоимости земельных участков.

При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В подтверждение своих доводов об установлении рыночной стоимости земельных участков административный истец представил суду отчет об оценке от <дата> составленный по его инициативе обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (т. 1 л.д. 40-189). Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года:

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

в размере <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....

Отчет подготовлен оценщиком ФИО15 членом саморегулируемой организации оценщиков «Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» (т. 1 л.д. 196, 197). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности и ответственность общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» застрахована обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (Т. 1 л.д. 188, 189).

Возражая заявленным требованиям, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает на недостоверность представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости земельных участков. По мнению административного ответчика, оценщиком некорректно проанализирован сегмент рынка, к которому относится объект оценки; выбраны объекты-аналоги, несопоставимые с объектом оценки по площади и местоположению; не подтверждена информация об имущественных правах на объекты-аналоги, наличии на них коммуникаций (т. 1 л.д. 207).

Данные обстоятельства вынесены судом на обсуждение, по ходатайству Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судом назначена экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельного участка. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок не исполнена.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного данным Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает возможным разрешить дело по имеющимся доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Так, при исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, на что указано в отчете и приложенных к нему документах.

Вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъясненным вышеназванным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, допустимых доказательств, подтверждающих доводы административного ответчика о недостоверности отчета об оценке, сведений об иной рыночной стоимости земельных участков суду не представлено.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку содержание отчета и выводы оценщика о величине рыночной стоимости земельных участков в ходе судебного разбирательства не опровергнуты, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению в заявленном размере.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку административное исковое заявление передано в организацию почтовой связи 23 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 190), указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО16 удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 2 696 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты>

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу кирпичного завода) площадью 54 290 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в размере <данные изъяты>

в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 4 659 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты>

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 20 апреля 2018 года.

Судья Сафина М.М.

3а-242/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камалдинова С.Р.
Ответчики
Управление Росреестра
МЗИО РТ
ФГБУ ФКП Росреестр
Другие
ИК Дым-Тамакского сельского поселения Ютазинского муниципального района РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
27.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
29.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2018[Адм.] Судебное заседание
13.03.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
03.04.2018[Адм.] Судебное заседание
17.04.2018[Адм.] Судебное заседание
20.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее