Решение по делу № 2-3365/2019 от 19.06.2019

Дело № 2-3365/2019

21RS0025-01-2019-003065-63                                    

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.     г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Ишуткина С.В.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации г. Чебоксары к Управлению ФССП России по Чувашии, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Степанову Е.Ю. об освобождении от исполнительского сбора,

проверив материалы дела,

у с т а н о в и л:

истец, администрация г. Чебоксары (далее – истец, должник), обратился в суд с иском к ответчикам, Управлению ФССП России по Чувашии, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Степанову Е.Ю. (далее – ответчик, Управление, пристав), с последующим изменением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, наложенного на истца постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. по возбужденному ДД.ММ.ГГГГ г. исполнительному производству № ... о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взыскателю Яковлевой Н.В.

Иск мотивирован тем, что просрочка срока добровольного исполнения вызвана большим объемом роботы по предоставлению жилья, отсутствием у должника готового жилищного фонда для незамедлительного исполнения решений судов, необходимостью соблюдения закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сроков заключения муниципального контракта по результатам аукциона на закупку жилья, а также несостоявшимися аукционами по приобретению жилья для предоставления взыскателям. В целях предоставления специализированного жилого помещения льготным категориям лиц истцом, в том числе взыскателю, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" объявлялись неоднократное аукционы в ДД.ММ.ГГГГ которые не состоялись ввиду установления законом низкой стоимости одного квадратного метра приобретаемого жилья.

В судебное заседание представитель истца администрации г. Чебоксары, ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов Степанов Е.Ю., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии, третье лицо Яковлева Н.В. не явились. Извещены о времени и месте судебного заседания своевременно.

Истец суду представил заявление, в котором поддержал иск и просил удовлетворить его по основаниям, изложенным в иске, в отсутствие представителя.

Ответчик, судебный пристав-исполнитель суду представил отзыв на иск, в котором он просил отказать в удовлетворения заявления администрации г. Чебоксары об освобождении от исполнительского сбора ввиду необоснованности заявленных требований, неисполнения истцом в срок как должником требований исполнительских документов. Одновременно заявил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие сторон, их представителей, третьего лица с признанием неявки неуважительной.

Проверив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

Судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ г. возбудил исполнительное производство № ... на основании исполнительного документа, выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ г. о возложении на истца обязанности предоставить Яковлевой Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.

Истцу как должнику судом определениями от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. представлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ г., затем до ДД.ММ.ГГГГ г. В последующем определением от ДД.ММ.ГГГГ г. отказано в отсрочке исполнения решения суда.

Судебный пристав-исполнитель ввиду отсутствия доказательств исполнения истцом требований исполнительного документа постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. взыскал с него исполнительский сбор 50 000,00 руб.

Из представленных материалов исполнительного производства усматривается и не оспаривается сторонами, что должником не исполнены требования исполнительных документов в предоставленный для добровольного исполнения срок.

Администрация г. Чебоксары не оспаривает правомерность возбуждения постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. исполнительного производства против неё, установление срока добровольного удовлетворения - пять дней для исполнения требований исполнительного документа, своевременное получение им постановлений о возбуждении исполнительного производства и его предупреждение о взыскании с него исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. как с должника-организации в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа в установленный срок – 5 дней, не исполнение до настоящего времени требований исполнительных документов в отношении взыскателей.

Согласно ст. 112 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушения обязательства предусмотрены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами для не исполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», согласно которым полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, в данном случае - государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующим порядок и сроки совершения мероприятий в указанной сфере.

План соответствующих закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17).

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 1 ст. 49).

Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 54).

Согласно пункту 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Приказами Минстроя России от 12 сентября 2018 г. N 572/пр, 19 декабря 2018 г. N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года" утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чувашской Республике в пределах 34 032,00 - 34 144,00 руб.

Истцом во исполнение решения суда с соблюдением требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказов Минстроя России объявлялись электронные аукционы в ДД.ММ.ГГГГ

По итогам аукциона заключен муниципальный контракт ДД.ММ.ГГГГ г. на 29 квартир, которые предоставлены ДД.ММ.ГГГГ. и распределены в соответствии очередностью вступления в законную силу решений судов и предъявления исполнительных документов к исполнению.

Истцом также объявлялись электронные аукционы ДД.ММ.ГГГГ

По итогам аукциона заключены муниципальные контракты № ... от ДД.ММ.ГГГГ г., № ... от ДД.ММ.ГГГГ г., на основании которых приобретены квартиры (всего 8) для предоставления взыскателям, имеющим право на внеочередное предоставление жилой площади. Срок поставки приобретенных квартир установлен ДД.ММ.ГГГГ

Изложенное свидетельствует, что истцом до возбуждения исполнительного производства проводились действия, которые он обязан совершить во исполнение решения суда и требований исполнительских документов исполнительного производства предоставлению взыскателю благоустроенного жилого помещения.

Суд находит обоснованными и принимает доводы иска и в той части, что просрочка срока добровольного исполнения вызвана большим объемом роботы по подготовке и проведению экспертизы проектно-сметной документации, объявления аукциона для определения подрядной организации на выполнение работ, заключение муниципального контракта.

Руководствуясь положениями Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений», а также Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» суд приходит к выводу, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время у администрации г. Чебоксары Чувашской Республики отсутствует объективная возможность исполнить решение суда.

Истцом в адрес Кабинета Министров Чувашской Республики заявлено об обращении в Минстрой России об увеличении оплачиваемой за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики стоимости одного квадратного метра до средней по республике стоимости при реализации социальных программ.

С учетом изложенных норм права, а также того, что истцом не исполнено требование исполнительного документа в установленные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г., и при этом истцу как должнику судом определениями от ДД.ММ.ГГГГ представлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ г., затем до ДД.ММ.ГГГГ г., принимались меры по приобретению субсидированного жилья путем объявления электронных аукционов, суд полагает, что пропуск пятидневного срока необходимо признать уважительной причиной, так как из представленного должником суду материалов усматривается не исполнение им решения суда, требований исполнительного документа с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Необходимо отметить, что после отсрочки исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель не предоставил администрации г. Чебоксары новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа после ДД.ММ.ГГГГ

С учетом того, что в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), а также того, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Истцом суду представлены доказательства, подтверждающие, что им совершены ряд действий для исполнения решения суда, требований исполнительного документа (объявлен электронный аукцион, по результатам которого подписан муниципальный контракт, после окончания строительства специализированного жилого помещения оно предоставлено взыскателю), с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Суд также учитывает, что для исполнения решений судов администрации требовалось проведение дополнительных мероприятий, связанных с объявлением торгов. Невозможность исполнение указанных требований побудило истцу обратиться в суд, принявший решение, об отсрочке исполнения решения суда.

По мнению суда, указанные обстоятельства являются исключительными, на основании которых истец подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора в соответствии со статьей 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Тем более Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П указал, что установленный Федеральным законом размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен либо освобожден от такой ответственности правоприменителем.

С учетом изложенного, суд освобождает истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

освободить администрацию г. Чебоксары от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ г. в рамках исполнительного производства № ..., возбужденного ДД.ММ.ГГГГ г. о возложении на истца обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам Яковлевой Н.В.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-3365/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Чебоксары
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республики
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов Степанов Евгений Юрьевич
Другие
Яковлева Наталья Владимировна
старший судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП Бочкарев А.М.
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
09.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее