11RS0004-01-2021-001661-44
г. Сыктывкар Дело № 2-1027/2021 (№ 33-6739/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Батовой Л.А., Круковской А.В.
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрела в судебном заседании 02 декабря 2021 г. дело по апелляционной жалобе администрации МО МР «Печора» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 сентября 2021 г., которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации МО МР «Печора» по не направлению Дехтеревой ГИ соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <Адрес обезличен>, и жилого помещения - <Адрес обезличен>.
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить Дехтеревой ГИ соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд с определением размера возмещения за земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, и жилое помещение - <Адрес обезличен>, сроков выкупа и иных условий в соответствии с требованиями ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дехтерева Г.И. обратилась в суд с иском к администрации МО МР «Печора» о признании незаконным бездействия, обязании направить соглашение о выкупе земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд. В обоснование требований указывая, что является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен>. Согласно заключению межведомственной комиссии №27 от 02 октября 2017 г. жилой дом по <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, распоряжением администрации МР «Печора» №1252-р от 10 ноября 2017 г. срок сноса дома определен до 01 мая 2021 г. 29 декабря 2018 г. истцу направлено требование о сносе дома в срок до 31 декабря 2019 г. По состоянию на 01 января 2020 г. снос дома не произведен, однако ответчиком действия по осуществлению процедуры изъятия жилых помещений не проводятся, состояние жилого дома ухудшается, происходит обрушение кровли и стен, что представляет угрозу для жизни истца.
В судебном заседании истец Дехтерева Г.И. и ее представитель Принцев А.В., допущенный к участию в деле на основании заявления, на иске настаивали, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, указав, что дом аварийный, проживать в нем невозможно, администрации МР «Печора» необходимо как можно быстрее принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, об изъятии помещения у собственников и заключении соглашения о выкупе жилого помещения.
Представитель ответчика Саратов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Судом для участия в деле в качестве третьего лица привлечен КУМС МР «Печора».
Дело рассматривается в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя третьего лица КУМС МР «Печора», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Согласно письменному отзыву исковые требования не поддерживают.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Стороны в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что актом и заключением межведомственной комиссии №27 от 02 октября 2017 г. жилой дом <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» №1252-р от 10 ноября 2017 г. многоквартирные жилые дома, в том числе дом <Адрес обезличен> были признаны аварийными и подлежащими сносу; определён срок сноса и отселения физических лиц до 01 мая 2021 г.; отделу жилищно-коммунального хозяйства поручено предъявить к собственникам помещений в многоквартирных домах, требование о сносе многоквартирных домов в срок до 01 мая 2018 г.
Согласно сведениям администрации МО «Печора», жилой дом расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда в порядке определенном Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».
29 декабря 2018 г. администрацией МР «Печора» в адрес Дехтеревой Г.И. было направлено требование №92/2018 с предложением в срок до 31 декабря 2019 г. совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома. В случае, если собственники жилых помещений, в установленный срок не осуществят снос аварийного многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен жилой дом будет изъят для муниципальных нужд и соответственно будет изъято, принадлежащее истцам жилое помещение, в указанном доме, в порядке предусмотренном ч.1-2,5-9 ст.32 ЖК РФ.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также процедура, необходимая для принятия решения об изъятии земельного участка под аварийным жилым домом и жилых помещений, расположенных в нем, которая ответчиком в части принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под таким домом и жилых помещений в нем не выполнена, что влечет нарушение прав истца, как собственника жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, на благоприятные и безопасные условия проживания и получение выкупной цены как способа обеспечения жилищных прав.
С учетом изложенного и в целях восстановления прав истца суд удовлетворил исковые требования Дехтеревой Г.И.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
При этом обязанность совершения действий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установленный ответчиком в требовании от 29 декабря 2018 г. срок для сноса многоквартирного дома истек 01 января 2020 г., при этом решения об изъятии земельного участка по адресу: <Адрес обезличен>, и жилого помещения - <Адрес обезличен>, к настоящему времени не принято.
Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с невозможностью проживания в нем; деформация фундаментов, стен, несущих конструкций дома свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу администрацией МО МР «Печора» на протяжении длительного времени, в том числе после истечения установленного им же собственникам помещений дома срока для его сноса, не принял решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилого помещения, принадлежащего истцу, для муниципальных нужд, нарушая тем самым права истца, поскольку она не может использовать принадлежащее ей жилое помещение по назначению.
Отсутствие в жилищном законодательстве императивной нормы, содержащей указание на предельный срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан совершить действия, предписанные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания гарантировано Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Реализация данного права в установленных законом случаях должна быть обеспечена органами, исполняющими в соответствующей сфере полномочия и функции публичных органов и органов власти, и не может быть поставлена в зависимость от наличия произвольно установленного ответчиком срока расселения аварийного дома без какого-либо объективного обоснования к этому.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьёй 56.2 указанного Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
Срок сноса аварийного дома, установленный для собственников жилых помещений в доме по адресу: <Адрес обезличен>, согласно требованию администрации МР «Печора» истек 01 января 2020 г.
Таким образом, с указанного времени у ответчика возникла обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений, для чего требовалось принять соответствующее решение, на основании которого в силу подпунктов 1-4 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии должен осуществить размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечить опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направить копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости; направить копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
Поскольку решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, не принято, доказательств совершения действий, предусмотренных пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, ответчиком не представлено, вывод суда о том, что, неисполнение ответчиком своих обязательств, предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, нарушает жилищные права истца, является правильным.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы администрации МР «Печора», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу сторонами доказательства в их совокупности и дал им надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в жилищном законодательстве указания на срок, в течение которого должен быть изъят земельный участок в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного ответчиком срока расселения аварийного дома.
Не влечет отмены судебного решения и довод жалобы ответчика о не включении дома <Адрес обезличен> в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на период 2019-2025 годы, так как от включения или не включения жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда зависит способ обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в таком доме (получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения), на что указано в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года.
В целом доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, которые соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в том числе статье 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, постановленное решение по существу заявленных требований является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Учитывая, что процедура изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд предусматривает направление проекта соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения (ч.4 ст.32 Жилищного кодекса РФ), судебная коллегия считает необходимым уточнить абзац второй резолютивной части решения суда в части направления Дехтеревой Г.И. проекта соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд с определением размера возмещения за земельный участок и жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО МР «Печора» - без удовлетворения.
Уточнить абзац второй резолютивной части решения суда, изложив ее в следующей редакции:
«Обязать администрацию муниципального района «Печора» в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить Дехтеревой ГИ проект соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд с определением размера возмещения за земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, и жилое помещение - <Адрес обезличен>, сроков выкупа и иных условий в соответствии с требованиями ст.32 Жилищного кодекса РФ».
Председательствующий
Судьи