Решение по делу № 2-3968/2023 от 17.04.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ангарск                                          20 декабря 2023 г.

Ангарский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Томилко Е.В.,

при секретаре – Леонтьевой И.А.,

с участием: представителя Кузнецова А.Н. – Мясникова А.С., действующего на основании доверенности 38АА 3820398 от 28.04.2022, сроком действия на два года, с запретом на передоверие полномочий,

представителей Шинкаренко А.Ю. – Стрижак К.Л., Мисюркеевой И.А., действующих на основании доверенности 38 АА 4057198 от 14.04.2023, сроком действия на три года,

представитель АО «Иркутскэнерго», ООО «БЭК»- Бронниковой И.Г., действующей на основании доверенности № 218 от 08.11.2023, сроком действия по 07.11.2024; доверенности № 429 от 08.11.2023. сроком действия по 07.11.2024;

представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа Баянкиной С.А., действующей на основании доверенности б/н от 02.08.2023, сроком действия по 02.02.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3968/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-003249-18) по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации, и взыскании судебных расходов,

установил:

истец обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации, указав в обоснование, что ** между ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером , площадью 1500 кв.м., расположенный 1 500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., ...; категория земель: земли населенных пунктов; вид разращённого использования: для строительства индивидуального жилого дома.

** ответчик передал истцу земельный участок по акту приема-передачи, а истец оплатил в полном объеме стоимость недвижимого имущества, что подтверждается распиской в получении денежных средств.

В соответствии с п.2.2 договора, стоимость участка составила 360 000 рублей.

** Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... произведена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок за истцом.

** истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа с уведомлением о том, что планирует возвести на участке индивидуальный жилой дом.

На что им был получен ответ о недопустимости постройки объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне предприятия ТЭЦ-11 согласно правилам землепользования и застройки Ангарского городского округа.

Согласно информационной справке от ** о территориальном, градостроительном зонировании и планировке территории Ангарского городского округа земельный участок с кадастровым номером расположен в санитарно-защитной зоне.

Таким образом, земельный участок, проданный ответчиком, истец не может использовать в соответствии с установленным видом разрешительного использования, так как полностью расположен в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия. Существование данных ограничений для использования земельного участка является существенным нарушением условий договора. Истец в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Кроме того, истец при заключении договора не был поставлен ответчиком в известность о наличии таких ограничений, которые не позволят пользовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.

Просит, расторгнуть, заключенный между ФИО2 и ФИО1 ** договор купли- продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером , площадью 1 500 кв.м., распложённый по адресу: ..., р...., ....

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО2 денежные средства в размере 360 000 рублей в счет стоимости оплаты по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером , площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., ... от **.

Прекратить в Едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 от ** на земельный участок с кадастровым (или условным) номером площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., ...

Представитель ФИО6ФИО11 в судебном заседании на требованиях иска настаивал, по основаниям, указанным в исковом заявлении, а также в отзыве на возражения (том 2 л.д.39-40).

Представителя ФИО1 - ФИО13, ФИО5 в судебном заседании требования иска не признали, по основаниям, указанным в возражениях (том 2 л.д.26-31), а также прениях (том 2 л.д.136).

Определением от ** к участию в деле привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа ФИО7 в судебном заседании суду пояснила, что о наличии изменений в ПЗЗ было сообщено, путем опубликования в газете, а также размещено на сайте администрации Ангарского городского округа.

Определением от ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Ангарского городского округа и ТЭЦ-10 филиал АО «Иркутскэнерго».

Определением от ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Байкальская энергетическая компания».

Представитель АО «Иркутскэнерго», ООО «БЭК» ФИО8 в судебном заседании поддержала доводы письменных пояснений (том 2 л.д.105).

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (том 2 л.д.93), представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д.38, 49, 76). Ранее в судебных заседаниях пояснил, что на требованиях иска настаивает, поскольку земельный участок, проданный ему ФИО14, находится в защитной зоне, где строительство запрещено, выяснилось данное обстоятельство после его обращения в администрацию Ангарского городского округа с заявлением о строительстве индивидуального жилого дома, а затем уже после бесед с соседями, которые оказались в аналогичной ситуации. Считает, что ответчик знал о данном обстоятельстве, но не поставил его в известность.

Ответчик ФИО1, и его представитель ФИО12, действующая на основании доверенности ...8 от **, сроком действия на три года, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (том 2 л.д. 93), ответчик представил заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие и не признания иска (том 2 л.д.15, 34, 57, 135), ранее представили пояснения (том 2 л.д.16-17), дополнения к возражениям (том 2 л.д.70-72).

Представитель администрации Ангарского городского округа ФИО9, действующая на основании доверенности от **, сроком действия по ** включительно, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (том 2 л.д.93), представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 2 л.д.56).

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку неявка участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав участников процесса, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Как следует из абз. 6 п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов

Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2 данной статьи). Из ч. 6 данной статьи также следует, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 12 Федерального закона от ** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения)).

Санитарно-защитная зона: специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п. Б.13 «РД-АПК **.01-12. Система рекомендательных документов в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств» (утв. и введены в действие Минсельхозом России **)).

Санитарно-защитная зона - озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду (ст. 1 Модельного экологического кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть)).

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ** (далее - СанПиН 2.2.1/2.**-03), по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2 Рекомендаций по соблюдению обязательных требований «Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года» (утв. Роспотребнадзором)).

Согласно п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В силу п. п. 1, 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон в составе земель населенных пунктов, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Судом и материалами дела установлено, что согласно договору купли-продажи ФИО1, ** года рождения, продал ФИО2, 1983 года рождения, земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 1 500 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: ..., р.....

Земельный участок принадлежит ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от **, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от **.

Стоимость земельного участка стороны определили в 360 000 рублей (том 1 л.д.13).

Факт передачи земельного участка подтверждается передаточным актом от ** (том 1 л.д.8), факт передачи денежных средств подтверждается распиской (том 1 л.д.9).

Согласно выписке, из ЕГРН от ** земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..., р...., , площадью 1 500 кв.м., земельный участок принадлежит ФИО2 Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки(том 1 л.д.11-12), данные обстоятельства так же подтверждаются выпиской из ЕГРН от ** (том 2 л.д.18-22, 159-163), выпиской из ЕГРН от **.

Согласно уведомлению о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленными параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ** по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уведомляем:

- о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно правилам землепользования и застройки Ангарского городского округа, утвержденным решением Думы от ** рД ( в редакции решения Думы от ** рД), земельный участок с кадастровым номером 38:26:010101:54 по адресу: ..., р...., ..., расположенном в границах санитарно-защитной зоне предприятия ТЭЦ-10, где предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями, качества среды обитания: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (том 1 л.д.10).

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно информационной справке Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа от ** земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., р...., ... Документы территориального планирования: в соответствии с Генеральным планом Ангарского городского округа (утвержден решением Думы Ангарского городского округа от ** рД в ред. Решения Думы Ангарского городского округа от ** рД, в ред. Решения Думы Ангарского городского округа от ** рД), указанный земельный участок распложён в функциональной зоне: жилая зона.

Правила землепользования и застройки в соответствии с правилами землепользования и застройки Ангарского городского округа (утверждены решением Думы ** 302-35/01рД, в ред. Решения Думы Ангарского городского округа от ** рД), указанный земельный участок расположен в зонах:

территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1);

зоны ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (сведения о границах зон не внесены в ЕГРН): санитарно-защитные зоны (том 1 л.д.5).

Данная информация подтверждается информационной справкой о территориальном, градостроительном зонировании и планировке территории Ангарского городского округа (том 1 л.д.66) и зонами застройки (том 1 л.д.67-71)

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Таким образом, исходя из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ** -АПГ-17-1).

Как указано выше, данный земельный участок расположен в зонах ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства санитарно-защитные зоны.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном при подготовке, принятии и утверждении правил землепользования и застройки.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента, изменение границ территориальных зон является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из информационного письма Управления архитектуры и градостроительства    администрации Ангарского городского округа от ** следует, что рассмотрев обращение с просьбой повторно рассмотреть ранее поданное уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., р...., участок , Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа сообщает следующее.

Требования к составу и содержанию документов территориального планирования, а также составу и содержанию материалов по обоснованию таких документов установлены статьями 10, 13.1, 14, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными требованиями Градостроительного кодекса сведения об установленных зонах с особыми условиями территории подлежат отображению на картах, входящих в состав материалов по обоснованию документа территориального планирования, а также содержаться в текстовой форме материалов по обоснованию документа территориального планирования в части обоснования выбранного размещения объекта соответственно федерального, регионального и местного уровней.

Планируемые ЗОУИТ и их характеристики указываются в положении о территориальном планировании, входящем в состав документа территориального планирования соответствующего уровня, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального и местного значений (часть 5 статьи 10, часть 3 статьи 13.1, часть 4 статьи 14, часть 2 статьи 19, часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Генеральному плану Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского округа от ** рД (в редакции решения Думы Ангарского городского округа от ** рД) земельный участок с кадастровым номером по адресу: ..., р...., участок , расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в границах санитарно-защитной зоны промышленного предприятия.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ангарского городского округа, утверждёнными решением Думы Ангарского городского округа от ** рД (в ред. Решения Думы АГО от ** рД) в зонах с особыми условиями использования территории предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ланшафтно-рекрационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Исходя из вышеизложенного, рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 38:26:010101:54 по адресу: ..., р...., участок , не представляется возможным.

Дополнительно сообщают, что в случае установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в соответствии с пунктом 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным врачом Российской Федерации от ** , можете обратиться в УАиГ с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома повторно (том 1 л.д.51).

Данное обстоятельство также подтверждается документами, представленными Управлением архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа: уведомлением архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа (том 2 л.д.77-78), уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ** (том 2 л.д.79-80); заявлением ФИО2 (том 2 л.д.81); информационным письмом от ** (том 2 л.д.84-85).

Возможное согласование в будущем уполномоченными органами изменений в Генеральный план администрации Ангарского городского округа и отнесение земельного участка истца к жилой зоне, не может служить основанием для отказа ему в исковых требованиях, поскольку, ни на момент заключения сделки по продаже земельных участков, ни на момент рассмотрения дела в суде, спорный земельный участок к зоне жилой застройки не относился, и не относится, в связи с чем, строительство на нем жилого дома в силу закона не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Из изложенного следует, что при продаже истцу земельного участка до сведения истца ответчиком ФИО1 была доведена не соответствующая действительности информация о виде разрешенного использования земельных участков, а именно для жилого фонда, которая повлияла на его решение о покупке земельного участка, т.к. целью его приобретения являлось строительство жилого дома.

При этом, как следует из пояснений стороны ответчика ФИО10 ему информация о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка, в период владения спорным земельным участком, известна также не была. Его не уведомляли, о внесении изменений в ПЗЗ. Сторона ответчика считает, что о наличии нарушения права истца на строительство индивидуального жилого дома, истцу стало известно - ** при получении уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенного в границах санитарно-защитной зоне предприятия ТЭЦ-10, в связи с чем, именно данным документом нарушены его права, поскольку, из сведений ЕГРН следует, что сведения о границах зон ограничения в ЕГРН не внесены, чем нарушены права истца, таким образом истец выбрал неверный способ защиты.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3).

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Статьей 10 названного Кодекса предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (пункт 1).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2).

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Как следует из пояснений представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа о наличии изменений в ПЗЗ было сообщено, путем опубликования в газете, а также размещено на сайте администрации Ангарского городского округа.

Однако в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации документальных доказательств, изложенного суду, представлено не было.

Как ранее указывалось выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., р...., ..., <данные изъяты> кв.м., имеют сведения о виде разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки.

Как следует из выписки из ЕГРН от ** на земельный участок ... по адресу: ..., ... категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования для эксплуатации и размещения энергетического производственно-технологического комплекса, других объектов энергетического и вспомогательного производства ТЭЦ-10 (том 2 л.д.110-123)

Как следует из рассмотрения заявления по вопросу установления санитарно-защитной зоны Управления Роспотребнадзора по ... /УСЗЗИ-113-2022 от ** в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от ** «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и в соответствии с пунктом 2 статьи13 Федерального закона от ** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ** санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.2.1/2.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ** и от **, действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно представленному проекту обоснования установления размера санитарно-защитной зоны для площадки золошлакоотвала ТЭЦ-10 (золоотвал инвентарный номер ИЭ120098) филиал ООО «Байкальская энергетическая компания», расположенный по адресу: ..., Второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, в границах земельного участка , экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам указанного проекта от ** , утвержденному органом инспекции ООО «Экспертиза»- уровни химического и физического воздействия за контуром объекта, как по результатам расчета, так и по результатам натуральных исследований (экспертное заключение испытаний атмосферного воздуха от ** и экспертное заключение от **) не превышают нормируемые параметры установленные требованиями санитарного законодательства. Для исследованных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе менее 0,1 ПДК, а для исследованных эквивалентных и максимальных уровней звука (шума) – 55 дБА и 70 дБА (для дневного времени суток с 7 до 23ч.).

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 Правил СЗЗ устанавливаются в отношении объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (более 1 ПДК/ПДУ и, в предусмотренных случаях, неприемлемые уровни риска здоровью населения).

Таким образом, установленные СЗЗ в отношении объекта для площадки золоштакоотвала ТЭЦ-10 (золоотвал инвентарный номер ИЭ 120098) филиал ООО «Байкальская энергетическая компания», расположенной по адресу: ... в границах земельного участка – не предусмотрено (том 2 л.д.106).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что границы санитарно-защитной зоны до настоящего времени не установлены и на местность не вынесены, при этом, администрацией Ангарского городского округа и Управлением архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа в материалы дела не представлено доказательств того, что какие-либо ограничения были установлены и отражены в ЕГРН, и доведены до сведения первоначального собственника спорного земельного участка ответчика ФИО1, в связи с чем, ответчик не знал и не мог знать об установлении в будущем санитарно-защитной зоны промышленного предприятия ТЭЦ-10, в связи с тем, что ответчик не владел данной информацией, то соответственно не мог донести данную информацию до покупателя – ФИО2, при этом, при заключении сделки покупатель получил сведения о месте расположения земельного участка, осмотрел земельный участок, однако претензий относительно предоставленной информации не заявил, в связи с отсутствием данной информации у продавца земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации.

В связи с тем, что взыскание судебных расходов, это производные требования от основанных, то они также пне подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации, и взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ангарский городской суд ... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                    Е.В.Томилко

Решение в окончательной форме принято 25 марта 2024 г.

2-3968/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Андрей Николаевич
Ответчики
Шинкаренко Александр Юрьевич
Другие
Масюркеева Ирина Анатольевна
Управление архитектуры и градостроительства Администрации АГО
Администрация АГО
ТЭЦ-10 филиал ПАО "Иркутскэнерго"
Шинкаренко Эльвира Владимировна
ООО "Байкальская энергетическая компания"
Стрижак Константин Леонидович
Мясников Алексей Сергеевич
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Томилко Елена Викторовна
Дело на странице суда
angarsky.irk.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
28.09.2023Производство по делу возобновлено
28.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.07.2024Дело оформлено
08.07.2024Дело передано в архив
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее