Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2021 года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре Ботевой А.И.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Читы Пешковой А.Б., представителя истца Шабухина А.В., ответчика Загайновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа «Город Чита» к Загайновой Т.И., Мельниковой Н.В., Мельникову А.А. о выселении из аварийного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
администрация <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Обратить решение к немедленному исполнению. Заявленные требования обосновывает тем, что ответчик Загайнова Т.И. является собственником <адрес> расположенной по адресу: <адрес>. Заключением Межведомственной комиссии городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а дальнейшее проживание граждан в нем угрожает их жизни и здоровью и требует срочного переселения.
Представитель истца администрации городского округа «Город Чита» Шабухин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Загайнова Т.И. в судебном заседании требования признала, суду указала, что находилась в длительном отпуске, в настоящее время планирует жить в предоставленной истцом квартире, от выселения не отказывалась. Вещи, находящиеся в ее квартире по адресу <адрес>, однако вывезти их она не может, так как жилое помещение ей предоставлено с мебелью, иного помещения не имеет.
Ответчики Мельникова Н.В.. мельников А.А. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены судом о времени и месте слушания дела, предоставили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Помощник прокурора Центрального района г. Читы Пешкова А.Б. дала заключение об обоснованности исковых требований с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств.
Суд рассматривает дела по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище (ч. 1 ст. 40), согласно которой никто не может быть произвольно лишен жилища.
Это право конкретизируется в Жилищном кодексе Российской Федерации, устанавливающем, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее – требования)), в соответствии частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ).
В соответствии с п.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций определены в ст.11 указанного закона.
По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся в том числе жилые помещения маневренного фонда.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Положениями ст. 106 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:
1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);
2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);
3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);
3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
Согласно п. 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений (комнат в коммунальной квартире, секции и т.п.).
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По смыслу приведенных положений жилищного законодательства, по данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом правового обоснования истцом заявленных исковых требований положениями ст. ст. 92, 95, 106 ЖК РФ, является выяснение обстоятельств, касающихся того, имеется ли угроза обрушения дома, в котором расположено жилое помещение ответчиков; имеет ли истец объективную возможность обеспечить права собственника в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Ответчиком Загайновой Т.И. подтверждено, что она является собственником <адрес>. Мельникова Н.В. и Мельников А.А. проживают в данном жилом помещении как члены семьи собственника.
Заключением Межведомственной комиссии городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией города Читы ДД.ММ.ГГГГ издано Распоряжение №, которым в соответствии с которым установлен срок к отселению жильцов ДД.ММ.ГГГГ и сносу <адрес>, признанного аварийным.
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ в границах жилого <адрес> и придомовой территории введен режим повышенной готовности, постановлено расселить проживающих в доме граждан и организовать работы по демонтажу дома.
Из указанного следует, что несущие и ограждающие конструкции здания находятся в аварийном состоянии, представляют угрозу обрушения и дальнейшее проживание в данном жилом доме небезопасно для жизни и здоровья жителей и неопределенного круга лиц.
На основании договора безвозмездной субаренды от ДД.ММ.ГГГГ ответчику истцом передано для проживания до ДД.ММ.ГГГГ изолированное жилое помещение по адресу: <адрес>.
В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Загайнова Т.И. отказалась от предоставления жилого помещения из маневренного фонда.
Из пояснений представителя истца следует и не оспаривается ответчиками, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, находятся личные вещи ответчиков, то есть до настоящего времени ответчики в добровольном порядке не освободили аварийное жилое помещение.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отселение ответчиков вызвано чрезвычайной ситуацией, связанной с угрозой обрушения аварийного жилого дома.
Поскольку, несмотря на реальную угрозу обрушения здания, ответчики продолжают проживать в квартире, хранить в жилом помещении аварийного дома свои личные вещи, соответственно имеет доступ в жилое помещение, требование истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом доводы Загайновой Т.И. об отсутствии возможности вывезти личные вещи из жилого помещения в <адрес>, и наличия у администрации городского округа «Город Чита» обязанности по обеспечению сохранности данных вещей, судом отклоняются, так как в соответствии со ст. 209 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания и сохранности своего имущества. В сложившихся обстоятельствах при наличие угрозы внезапного обрушения многоквартирного дома, у администрации городского округа «Город Чита» отсутствует объективная возможность по сохранению имущества собственников. Кроме того, наличие личных вещей в жилом помещении не позволит в установленные сроки произвести работы по демонтажу (сносу) здания.
Отселение ответчиков из аварийного жилья не является улучшением их жилищных условий, а потому не предполагает обязанности администрации города предоставлять ответчикам жилье, существенно превосходящее занимаемое по своим характеристикам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что предоставленное ответчику жилое помещение является непригодным для проживания и не отвечает требованиям ст.106 ЖК РФ.
На основании п. 10 ст. 4.1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва; в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в связи с отказом в добровольном порядке выехать на иное место жительства и невозможностью в настоящее время незамедлительно обеспечить жилищные права собственника в порядке ст. 32 ЖК РФ, ответчик подлежит принудительному переселению в иное жилое помещение.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд полагает, что предоставление ответчику для проживания жилого помещения маневренного фонда не нарушает его жилищных прав и не противоречит требованиям закона, поскольку обусловлено исключительно созданием им безопасных условий для проживания, при том условии, что проживание в помещении маневренного фонда носит временный характер, срок на который предоставляется специализированное жилое помещение прямо предусмотрен законом в отношении категории граждан, к которой относится ответчик – п. 3.1 ч. 2 ст. 106 ЖК РФ - до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
В соответствии с ч.1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Истцом заявлено требование о немедленном выселении ответчика из аварийного жилого помещения. Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к причинению вреда здоровью и жизни не только ответчика, но и неопределённого круга лиц, действуя в интересах сторон, суд приходит к выводу о том, что настоящее решение следует обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования администрации городского округа «Город Чита» к Загайновой Т.И., Мельниковой Н.В., Мельникову А.А. о выселении из аварийного жилого помещения удовлетворить.
Выселить Загайнову Т.И., Мельникову Н.В., Мельникова А.А. из <адрес> в благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.