Решение по делу № 2-885/2018 от 20.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2018 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,

с участием истца Канаева В.М.,

представителя ответчика по доверенности Кудрявцевой Н.А.,

при секретаре Бочкове Б.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-885/2018 по иску Канаева В.М. к ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области», о признании неправомерным решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности,

руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

Канаев В.М. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России.

В обоснование иска Канаев В.М. указал, что согласно акту от 10.12.2014 года у него установлено профессиональное заболевание: хроническая пояснично-крестовая радикулопатия со стойким болевым синдромом, значительным ограничением подвижности позвоночника, рецидивирующее течение. В декабре 2014 года установлена утрата трудоспособности 30%. 10.02.2018 года степень утраты трудоспособности снижена до 10 %. Оспаривая указанное решение, ответчик ссылается на санитарно-гигиеническую характеристику от 10.05.2011 года, согласно которому рабочие места при получении профессионально заболевания и занимаемое в настоящее время имеют различные показатели тяжести трудового процесса. Заключением врачебной комиссии от 18.01.2018 года заболевание отнесено к профессиональным, в профессии водитель нетрудоспособен. Отсутствуют положительные результаты реабилитации. Указал, что при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности он работал на другом автомобиле и в других условия с менее высокой нагрузкой, в связи с чем, оснований для снижения степени утраты профессиональной трудоспособности с 30 до 10 % нее имелось.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Громова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на обоснованность выводов об установлении 10% степени утраты трудоспособности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона N 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 181-ФЗ).

В силу абзацев 17 и 18 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества. Под степенью утраты профессиональной трудоспособности понимается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 11 Федерального закона).

Правительство РФ во исполнение предписания данной нормы приняло Постановление от 16 октября 2000 года N 789, которым утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).

В силу п. 12 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего определяется с учетом полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего, исходя из оценки имеющихся у него профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 789 установлено, что Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и Фондом социального страхования РФ утверждает критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во исполнение предписаний названного Постановления Правительства РФ Министерство труда и социального развития РФ утвердило Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев: клинико-функциональных; характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению); категории и степени ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Временных критериев).

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в рамках клинико-функционального критерия проводится совокупный анализ характера и тяжести травмы, профессионального заболевания; особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; характер (вид) нарушений функций организма; степень нарушений функций организма; клинический и реабилитационный прогноз; психофизиологические способности; клинико-трудовой прогноз (пункт 3 Временных критериев).

Согласно п. 33 Постановления Минтруда РФ от 18 июля 2001 года N 56 степень утраты профессиональной трудоспособности при очередном освидетельствовании устанавливается с учетом результатов реабилитации пострадавшего.

В соответствии с п. 2 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что определение степени утраты трудоспособности относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления степени утраты трудоспособности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены такие функции. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 02.02.2015г. Канаев В.М. впервые освидетельствован в бюро МСЭ № 21 с целью установления инвалидности и разработки ПРП, где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы по диагнозу: «Хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия со стойким болевым синдромом, мышечно-тоническимй проявлениями, незначительным ограничением подвижности позвоночника, редко рецидивирующее течение. Незначительные стато-динамические нарушения. Заболевание профессиональное», не нашли оснований для определения группы инвалидности. Установлено 30% степени утраты профессиональной трудоспособности сроком на 1 год, по 01.02.2016 г.

При повторном освидетельствовании 26.02.2016 г. в бюро № 21 Канаеву В.М. определено 30% степени утраты профессиональной трудоспособности, сроком на 1 год, с датой очередного переосвидетельствования 09.02.2017 г.

При освидетельствовании 03.03.2017 г. Канаеву В.М. также определено 30% степени утраты профессиональной трудоспособности сроком на 1 год.

05.03.2018 Канаев В.Н. прошел медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ № 9, где врачи-эксперты, исследовав все медицинские и медико-экспертные документы, учитывая благотворительный реабилитационный потенциал и относительно благоприятного прогноза, установили 10% степени утраты профессиональной трудоспособности.

Ответчиком в отношении истца выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, обусловленные профессиональным заболеванием, что согласно п. 17 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г, №789 и п. 27 Приложения № 1 к Постановлению Минтруда России от 18.07.2001 г. № 56, установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 10 % сроком на 1 год.

Не согласившись с вышеуказанным экспертным решением, Канаев В.М. 05.04.2018 г. в порядке обжалования прошел освидетельствование в экспертном составе № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России».

Врачи-эксперты экспертного состава № 4 подтвердили решение бюро №9 об определении 10% степени утраты профессиональной трудоспособности.

С целью установления наличия оснований для определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а также с целью проверки доводов истца, судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Минтруда России.

Из заключения экспертного состава N2 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Минтруда России от 04.06.2018 года №48 следует, что, изучив представленные документы и осмотрев освидетельствуемого Канаева В.М., комиссия экспертов пришла к выводу об обоснованности установления 10% утраты профессиональной трудоспособности.

Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", является полным, ясным, содержит подробное описание проведенного исследования, мотивированные ответы на поставленные судом вопросы, последовательно, непротиворечиво и согласуется с другими доказательствами по делу. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения, имеют образование в соответствующей области знаний и стаж экспертной работы, в связи с чем оснований не доверять указанному заключению не имеется.

У суда нет оснований сомневаться в объективности данного заключения проведенной по делу судебной экспертизы, которое не было опровергнуто и оспорено истцом иными средствами доказывания в порядке п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Ссылки заявителя за заключение врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Самарская медико-санитарная часть №5», акт о профессиональной заболевании, санитарно-гигиенические характеристики условий труда, не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих степень утраты профессиональной трудоспособности, поскольку в компетенцию вышеуказанных лиц не входит определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Вопреки доводам заявителя, в соответствии с п.17 Постановления Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 (ред. от 24.09.2007) "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" при определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывались классы условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

Материалы дела не содержат доказательств того, что истец, вследствие профессионального заболевания имеет противопоказания к любому виду профессиональной деятельности по имеющейся у него специальности, а также доказательств того, что ответчиком неверно определена степень нарушения функций организма в связи с профессиональным заболеванием.

Суд считает, что нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено, решение принято уполномоченными лицами, в пределах компетенции, в установленном порядке.

Таким образом, ответчиком сделаны обоснованные выводы, подтверждающиеся исследованными судом доказательствами.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании норм права подлежащих применению в данном случае, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Канаева В.М. к ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Самарской области», о признании неправомерным решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 02.07.2018 года.

2-885/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
КАНАЕВ В.М.
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области"
Суд
Самарский районный суд г. Самара
Дело на странице суда
samarsky.sam.sudrf.ru
20.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2018Передача материалов судье
24.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2018Предварительное судебное заседание
13.06.2018Производство по делу возобновлено
13.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2018Судебное заседание
02.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2018Предварительное судебное заседание
13.06.2018Судебное заседание
04.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2018Дело оформлено
18.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее