Дело №.....
(УИД 61RS0020-01-2022-003530-18)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Сугейко Д.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г. Новошахтинска – Поповой Ю.В.,
представителя ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска – Пузий Е.Л., действующего на основании доверенности №..... от 09.01.2023 г.,
представителя третьего лица Администрации города Новошахтинска Ростовской области – Беспалого Ю.А., действующего на основании доверенности №..... от 13.05.2022 г.,
представителя третьего лица ПАО "ТНС-энерго Ростов-на-Дону" Шахтинское межрайонное отделение- Стельновой Е.Н., действующего на основании доверенности №..... от 12.12.2022 г.,
представителей третьего лица АО "Донэнерго" – Трарова В.В., действующего на основании доверенности б/н от 20.04.2023 г., Кеда Е.Л., действующей на основании доверенности б/н от 20.04.2023 г.,
представителя третьего лица председателя потребительского общества "Садоводческое товарищество "Ягодка" Мартынова А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2023 по иску прокурора г. Новошахтинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска о возложении обязанности принять меры, направленные на постановку на учет имущества в качестве бесхозяйного, третьи лица - Администрации города Новошахтинска Ростовской области, публичное акционерное общество "ТНС-энерго Ростов-на-Дону" Шахтинское межрайонное отделение, потребительское общество "Садоводческое товарищество "Ягодка", акционерное общество "Донэнерго".
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новошахтинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором, после уточнения исковых требований просит возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу принять меры, направленные на постановку на учет электросетевые объекты, расположенные от точки запитания от КТП-298 по ул. Харьковская, 5, в г. Новошахтинске до щита управления (ЩУ) на территории СНТ «Ягодка»: ВЛ - 0,4 кВ JI-4 от КТП - 298 протяженностью 503 м., в том числе: наземная линия - 451 м., подземная - 52 м. (между опорами № 12 и 13); опоры линий электропередач в количестве 5 штук: № № 11,12,13,14,15 в качестве бесхозяйного имущества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой города совместно с Шахтинским межрайонным отделением ПАО «ТНС-энерго Ростов-на-Дону», филиалом АО «Донэнерго» ЗМЭС произведен визуальный осмотр электросетевого хозяйства, предназначенного для электроснабжения объектов, входящих в состав СНТ «Ягодка», расположенного на территории города Новошахтинска, с составлением акта осмотра и плана-схемы.
В результате осмотра были установлены следующие электросетевые объекты, имеющие признаки бесхозяйного имущества, расположенные от точки запитания от КТП-298 по ул. Харьковская, 5 в г. Новошахтинска до щита управления (ЩУ) на территории СНТ «Ягодка»: ВЛ - 0,4 кВ JI-4 от КТП - 298 протяженностью 503 м., в том числе: наземная линия - 451 м., подземная - 52 м. (между опорами № 12 и 13); опоры линий электропередач в количестве 5 штук: № № 11, 12, 13, 14, 15.
Данная линия обеспечивает подачу электроэнергии потребителям до 200 квт. Согласно информации комитета по управлению имуществом Администрации города, отмеченные объекты электросетевого хозяйства в Едином реестре муниципальной собственности города Новошахтинска не значатся. Сведения о регистрации права собственности на данные электросетевые объекты как за ранее существующим Потребительским обществом «Садоводческое товарищество «Ягодка», так и действующим в настоящее время на данной территории СНТ «Ягодка» в Новошахтинском отделе Росреестра отсутствуют.
Согласно пояснений председателя СНТ «Ягодка», объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории садоводства, на баланс не принимались.
За ранее действовавшим потребительским обществом «Садоводческое товарищество «Ягодка» указанные объекты также не значатся. При этом опоры линий электропередач расположены на землях общего пользования.
Линии электропередач, проходящие в сторону и по территории СНТ «Ягодка» являются действующими линиями, обеспечивают жилые дома участников товарищества электричеством. По информации, полученной в ходе проверки из ПАО «ТНС-энерго Ростов-на-Дону», потребителями являются физические лица в количестве 52 человека с июля 2020 г. и юридическое лицо ООО «Шахтастрой», договор энергоснабжения; №..... от 25.12.2020, с января 2021 г.
Непринятие мер КУИ Администрации города Новошахтинска может явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации при аварии на указанной линии электроснабжения, что создаст угрозу безопасности жителей СНТ «Ягодка» соседних улиц, а также граждан, пребывающих в указанном месте, круг к определить не представляется возможным (неопределенный круг лиц).
Линия электропередачи относится к недвижимому имуществу, поскольку является индивидуально определенной вещью, имеет неразрывную связь с землей, перемещение данного объекта может привести к несоразмерному ущербу его назначения.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вместе с тем, в нарушение Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 1218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органом местного самоуправления г. Новошахтинска длительное время не предприняты своевременные меры по признанию права муниципальной собственности на данные объекты.
Решением Новошахтинской городской Думы от 04.10.2010 № 202, утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом г. Новошахтинска, согласно которого Комитет по управлению имуществом г. Новошахтинска создается в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Новошахтинск», является органом Администрации г. Новошахтинска с правами юридического лица и действует на основании общих для организации данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
КУИ г. Новошахтинска (п. 2.6 Положения) обеспечивает осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в сферах управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предусмотренных федеральным законодательством.
Со стороны КУИ Администрации г. Новошахтинска надлежащих мер по принятию объектов электросетевого хозяйства муниципальную собственность и обеспечению безопасности указанных сооружений до настоящего времени не принято.
Таким образом, орган местного самоуправления фактически бездействуй, не принимает меры по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Вместе с тем, данное бездействие создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, защиту их жизни, здоровья и личного имущества.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой города, Главе Администрации города 05.07.2022 внесено представление, которое рассмотрено 16.09.2022, однако меры по устранению нарушений не приняты.
Определением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 30.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "ТНС-энерго Ростов-на-Дону" Шахтинское межрайонное отделение и потребительское общество "Садоводческое товарищество "Ягодка".
Протокольным определением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 07.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Донэнерго».
Представитель истца – помощник прокурора г. Новошахтинска Попова Ю.В. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика КУИ Администрации города Новошахтинска – Пузий Е.Л., в судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований прокурора отказать, по основаниям, изложенным в возражениях на уточненное исковое заявление.
Представитель третьего лица Администрации города Новошахтинска Ростовской области – Беспалый Ю.А. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме, по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ПАО "ТНС-энерго Ростов-на-Дону" Шахтинское межрайонное отделение - Стельнова Е.Н., в судебное заседание явилась, просила заявленные требования удовлетворить.
Представители третьего лица АО "Донэнерго" – Траров В.В., Кеда Е.Л., в судебное заседание явились, не возражали против признания права собственности на бесхозяйные объекты за муниципальным образованием «Город Новошахтинск».
Представитель третьего лица – председатель потребительского общества "Садоводческое товарищество "Ягодка" Мартынов А.В., в судебном заседании пояснил, что спорные энергообъекты были возведены за счет членов ПТ «СТ «Ягодка» в связи с тем, что ранее проведенные линии электропередач вышли из строя, однако средств на их содержание или взятие их на баланс у СТ «Ягодка» нет, в связи с чем он поддерживает требования прокурора города, просит удовлетворить.
Выслушав представителей сторон, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Исполнительного комитета Новошахтинского городского Совета народных депутатов Ростовской области от 07.08.1985 №..... «О выделении земельного участка под коллективные сады» тресту «Несветайшахтстрой» был отведен земельный участок в районе р. Малый Несветай с северной стороны от автотрассы «Харьков-Ростов» площадью 8 га под коллективные сады из земель Шахтинского мехлесхоза. Взамен изъятых земель Шахтинскому мехлесхозу выделен участок площадью 8 га из свободных городских земель в районе пос. Бугултай.
Согласно протоколу учредительного собрания потребительского общества «Садоводческое товарищество «Ягодка» от 11.11.1996 избраны члены правления, председатель правления, утвержден устав общества. Все присутствовавшие на собрании и получившие наделы земельных участков лица зачислены в члены потребительского общества «Садоводческое товарищество «Ягодка».
Согласно Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ, потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальной признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действующего на момент ликвидации ПО СТ «Ягодка», ОГРН .... и на момент учреждения СНТ «Ягодка» ОГРН: ....) имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, oxpaне, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 66-ФЗ (действующего на момент ликвидации ПО СТ «Ягодка», ОГРН: ....) членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива, посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива юридического лица.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 66-ФЗ, а также действующего в настоящее время Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право при ликвидации садоводческого огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования.
То есть объекты электросетевого хозяйства, созданные и используемые для электроснабжения членов садоводческого товарищества на территории предоставленной кооперативу, являются имуществом общего пользой и принадлежали последнему как юридическому лицу. После ликвидации юридического лица объекты общего пользования переходят в собственность членов садоводческого товарищества на праве собственности.
Кроме того, вновь созданное ПО СТ «Ягодка» (ОГРН: ....), основано как объединение граждан, обладающих правом собственности на земельные участки предназначенными для садоводства, приобретавшие данное право как участники ПО СТ «Ягодка» как в административном, так и в судебном порядке. Соответственно как бывшие и настоящие члены ПО СТ «Ягодка» они также являются собственниками объектов общего пользования.
Согласно имеющимся данным потребителем электроэнергии является именно ПО СТ «Ягодка», а не отдельные физические лица, подключенные к электролинии.
Согласно п. 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 61, далее - Правила № 861) договоры, заключаемые для целей использования электрической энергии при предоставлении гражданам - потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, либо договоры, заключаемые в интересах граждан - потребителей электрической энергии на розничных рынках, в том числе в интересах граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заключаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), обслуживающим соответствующих потребителей. Такие договоры включают условия, указанные в подпунктах "в" - "е" пункта 13, подпунктах "а" - "в" (при наличии соответствующего оборудования), "л" и "м" пункта 14, подпунктах "а", "б" и "г" пункта 15 настоящих Правил.
Согласно подпункту «в» пункта 13 Правила № 861, договор должен содержать следующие существенные условия: ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в документах о технологическом присоединении, являющихся приложениями к договору (в случае заключения договора в интересах граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества), - в соответствии с документами о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования такого садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, либо документами о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих таким гражданам (при наличии).
Нежелание членов СНТ «Ягодка» принимать на баланс, содержать свое имущество, нести расходы на его эксплуатацию и реконструкцию, не является основанием для признания данного имущества бесхозяйным.
Так, согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
По смыслу приведенных правовых положений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной, необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
При разрешении настоящего спора суд также учитывает, что закон не предусматривает передачу бесхозяйных объектов в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований; бесхозяйные вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления, при этом специальным субъектом, обладающим правом обращения, как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный opган, поскольку в случае установления у вещи признаков бесхозяйной, может возникнуть лишь право муниципальной собственности, в связи с чем у иных лиц указанное право отсутствует.
Вместе с тем, для принятия на учет имущества в качестве бесхозяйной вещи должны быть представлены документы подтверждающие, что соответствующий объект имущества не имеет собственна или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.
С учетом наличия по настоящему делу доказательств технологического присоединения ПО СТ «Ягодка» к электрическим сетям сетевой организации, суд полагает, что ПО СТ «Ягодка» несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка заявителя (приложение N 8 пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям").
Такой порядок разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности устанавливается, если иное не определено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Такого соглашения по настоящему делу не имеется.
В связи с чем, позиция прокурора о том, что рассматриваемые линии электропередач являются бесхозяйными, не основана на положениях действующего законодательства, устанавливающего критерии таковых, поскольку в соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника.
При этом собственник в данном случае не подлежит определению исходя из правоустанавливающих документов на такое имущество, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Суд полагает, что фактические обстоятельства дела не нарушают права неопределенного круга лиц на бесперебойное получение электроэнергии, поскольку сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
При этом за садоводческим товариществом, не желающим принимать данное имущество на баланс и являться его собственником, сохраняется также право передать спорные объекты на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (письмо Минэнерго России от 25.08.2017 N АН-9414/09 "О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО") либо в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездно передать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества.
При этом отсутствие такого волеизъявления садоводческого товарищества, являющегося субъектом публичных правоотношений, по непринятию данных объектов, не влечет безусловную обязанность для ответчика по признанию объектов электрических сетей бесхозяйными и совершения действий, направленных на постановку их на учет в качестве таковых.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что из представленных доказательств не усматривается, что спорные объекты электроснабжения являются транзитным участком, напротив, из представленных доказательств и существа иска следует, что являющиеся предметом спора объекты предназначены для снабжения энергией СНТ «Ягодка». Право собственности на них не оформлено.
Таким образом, настоящие сети относятся к имуществу общего пользования СНТ «Ягодка» и находятся в его фактическом владении, пользовании и эксплуатации. Данные сети используются только для удовлетворения потребностей ограниченного круга лиц - граждан - членов садоводческого товарищества, а не для нужд иных потребителей.
Судом также установлено, что иных линий электропередач, кроме спорных, по которым осуществляется подача электроэнергии к участкам граждан, не имеется, а Товарищество на протяжении всего времени существования, использовало спорные объекты электросетевого хозяйства для электроснабжения своих членов и мест общего пользования.
С учетом изложенного, суд полагает, что требование прокурора о признании электросетей бесхозяйными фактически направлено на необоснованную передачу обязанностей СНТ «Ягодка» КУИ Администрации г. Новошахтинска по содержанию, постановке на учет и регистрации прав собственности на электрические сети, созданные и подключенные для личного пользования СНТ «Ягодка» и за счет средств его участников.
В связи с вышеизложенным, оснований для признания объектов электросетевого хозяйства, участвующих в энергоснабжении бывшего СТ «Ягодка», а также участников действующего СНТ «Ягодка» бесхозяйными, и обязании ответчика принять меры, направленные на постановку на учет электросетевых объектов, расположенных от точки запитания от КТП-298 по ул. Харьковская, 5, в г. Новошахтинске до щита управления (ЩУ) на территории СНТ «Ягодка»: ВЛ - 0,4 кВ JI-4 от КТП - 298 протяженностью 503 м., в том числе: наземная линия - 451 м., подземная - 52 м. (между опорами № 12 и 13); опоры линий электропередач в количестве 5 штук: № № 11,12,13,14,15, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новошахтинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска о возложении обязанности принять меры, направленные на постановку на учет имущества в качестве бесхозяйного, третьи лица - Администрации города Новошахтинска Ростовской области, публичное акционерное общество "ТНС-энерго Ростов-на-Дону" Шахтинское межрайонное отделение, потребительское общество "Садоводческое товарищество "Ягодка", акционерное общество "Донэнерго".
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение составлено 22.05.2023 с учетом положений ст.ст. 107, 108 ГПК РФ.