ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-005355-41 производство № 2-3848/2021 |
29 ноября 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания НАНЯН А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельникова Евгения Викторовича к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Мельникова Марина Евгеньевна,
у с т а н о в и л:
В сентябре 2021 года Мельников Е.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать за ним в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 203, кадастровый №.
Исковые требования мотивированы тем, что 12 марта 2007 года истцу, как работнику Севастопольского морского рыбного порта, и членам его семьи супруге ФИО2 и дочери Мельниковой М.Е. на основании ордера № предоставлена для проживания комната № в общежитии по <адрес>.
01 октября 2018 года между Мельниковым Е.В. и Департаментом капитального строительства г. Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения № ДНС/18-965, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи (дочери Мельниковой М.Е.) в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, комнату №, общей площадью 17,4 кв.м., жилой площадью 17,4 кв.м., по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В 2021 года Мельников Е.В. обратился к ответчику за предоставлением государственной услуги «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда г. Севастополя (приватизация)».
13 августа 2021 года Департамент решением № ОПР/21-297 отказал в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 08.06.2017 г. № 8457-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> Реестр собственности города Севастополя», жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №, включено в Реестр собственности города Севастополя, как жилое помещение общежития.
Учитывая изложенное, в настоящее время Мельников Е.В. не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности на жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда во внесудебном порядке, в связи с чем за защитой своего нарушенного права вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание истец Мельников Е.В. не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.
Согласно заявлению представителя истца Кочергиной Ю.Н. она просит рассматривать дело в её отсутствие, доводы иска поддерживает.
Согласно поступивших в суд письменных возражений представителя ответчика, он просит рассматривать дело в его отсутствие, против иска возражает по основаниям отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду общежития.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Мельникова М.Е. о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, в суд не прибыли, явку представителей не обеспечили, что не является препятствием к рассмотрению дела.
Исследовав материалы дела и доводы иска, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке предусмотренном законом о приватизации государственной муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541 «О приватизации жилого фонда РФ" граждане Российской Федерации имеющие право пользования жилыми помещениями государственной муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, или нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541 «О приватизации жилого фонда РФ" каждый гражданин имеет прав приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживаю совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С материалов дела следует, что 01 октября 2018 года между Мельниковым Е.В. и Департаментом капитального строительства г. Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения № ДНС/18-965, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи (дочери Мельниковой М.Е.) в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, комнату №, общей площадью 17,4 кв.м., жилой площадью 17,4 кв.м., по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Указанное жилое помещение предоставлено ранее истцу для проживания 12 марта 2007 года, как работнику Севастопольского морского рыбного порта, и членам его семьи супруге ФИО2 и дочери Мельниковой Марине Евгеньевне на основании ордера № предоставлена для проживания комната № в общежитии по <адрес>.
На момент заключения договора социального найма жилого помещения 01.10.2018 года в спорном помещении зарегистрированы постоянно по месту жительства истец Мельников Е.В. и его дочь Мельникова М.Е.
Согласно содержанию расписки от 23.06.2021 года о получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги Мельникова М.Е. отказалась в участии в приватизации.
Как указано выше, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Департаментом капитального строительства города Севастополя было принято решение о заключении с Мельниковым Е.В. договора социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предоставленное Мельникову Е.В. на условиях социального найма жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Комната № по <адрес> г. Севастополе поставлена на государственный кадастровый учет (кадастровый №) как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
В соответствии с выпиской из Реестра собственности города Севастополя № 003914 собственником жилого помещения является город федерального значения Севастополь, балансодержателем - казна города Севастополя, иные сведения о лицах, обладающих правами на указанное имущество, отсутствуют.
Сам по себе факт включения спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08.06.2017 № 8457-РДИ в качестве общежития не свидетельствует о его включении в специализированный жилищный фонд и изменении условий ранее заключенного с истцом договора социальной найма занимаемого жилого помещения. Решение о включении жилого помещения - комнаты № по <адрес> - в специализированный жилищный фонд города Севастополя уполномоченным органом не принималось.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 6-П от 15 июня 2006 года, - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способов удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования сохранности жилищного фонда.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает, что данное право появляется, существует и реализуется - субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственно или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-0).
Более того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонд в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложен обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения собственность, в том числе совместную или долевую.
С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным признать за Мельниковым Е.В. право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Мельникова Евгения Викторовича к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда - удовлетворить.
Признать за Мельниковым Евгением Викторовичем в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №, кадастровый №.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 04.12.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный