Дело № 2-375/2015 07 октября 2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
Кизлярский городской суд Республики Дагестан
в составе председательствующего Судолова Л.А.,
с участием представителя заявителя - заместителя. Прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО6,
представителя заинтересованного лица – МКДОУ «Детский сад № Олимпийский мишка» ФИО7 действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя заинтересованного лица – Управления социальной защиты населения МО <адрес>» ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к Администрации ГО «<адрес>» о понуждении к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в МКДОУ Детский сад № «Олимпийский мишка» как объекту социальной инфраструктуры.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Прокуратурой <адрес> в соответствии с п. 5 плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на второе полугодие 2015 года и заданием прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения на территории городского округа «<адрес>» законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи детям-инвалидам, а также их прав на получение образования. В рамках указанной проверки, в соответствии с требованием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 12-480в-2015, проведено комиссионное обследование объекта социальной инфраструктуры - МКДОУ «Детский сад № «Олимпийский мишка» - на предмет создания в нем условий для беспрепятственного доступа инвалидов. В ходе обследования установлено, что надлежащие условия для создания беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту не созданы. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в местном бюджете. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3,8, 12, 15 и 30). Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в статьях 18 и 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с нормами федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помещения органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы. Несоблюдение администрацией городского округа «<адрес>» и муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № «Олимпийский мишка» требований федерального законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МКДОУ «Детский сад № «Олимпийский мишка», расположенного по адресу: <адрес>, нарушает права и свободы инвалидов. Согласно ст. 7 Конституции РФ, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления (их должностными лицами) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор <адрес> просит суд обязать администрацию городского округа «<адрес>» и администрацию муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Олимпийский мишка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Олимпийский мишка», расположенного по адресу: <адрес>, оборудовав центральный вход в здание указанного учреждения пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами).
В ходе судебного разбирательства, заместитель прокурора <адрес> ФИО5, ввиду отсутствия у МКДОУ «Детский сад № Олимпийский мишка» собственных средств, целевом финансировании из Бюджета ГО «<адрес>», изменил заявленные требования, отказавшись от иска к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Олимпийский мишка», просив суд обязать Администрацию ГО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Олимпийский мишка», расположенного по адресу: <адрес>, оборудовав центральный вход в здание указанного учреждения пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами).
Представитель ответчика - Администрации ГО «<адрес>» ФИО6 исковые требования не признал, пояснив суду, что необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здания муниципальных казенных образовательных учреждений, а именно устройство входов учреждений пандусами, либо иными специальными приспособлениями, проводятся по Федеральной целевой программе, в рамках которой администрации ГО «<адрес>» выделяются необходимые средства. Когда поступит финансирование неизвестно.
Представитель заинтересованного лица - МКДОУ Детский сад № «Олимпийский мишка» ФИО7 суду пояснил, что собственных средств детский сад не имеет. Финансирование детских садов идет из бюджета ГО «<адрес>». Учитывая, что выделяемые из бюджета города средства являются целевыми, расходовать их осуществление мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание детского сада не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения МО «<адрес>» ФИО3 заявленные прокурором <адрес> исковые требования поддержала.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы дела приходит к следующему:
Прокуратурой <адрес> в соответствии с п. 5 плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на второе полугодие 2015 года и заданием прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения на территории городского округа «<адрес>» законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи детям-инвалидам, а также их прав на получение образования.
В рамках указанной проверки, УСЗН в МО «<адрес>» прокуратурой <адрес> направлено требование ДД.ММ.ГГГГ № 12-480в-2015, о проведении комиссионных обследований объектов социальной инфраструктуры на предмет создания в нем условий для беспрепятственного доступа инвалидов.
В ходе обследования установлено, что надлежащие условия для создания беспрепятственного доступа инвалидов в здание МКДОУ № «Олимпийский мишка» не созданы, что подтверждается актом соответствующего обследования.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в местном бюджете.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3,8, 12, 15 и 30).
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в статьях 18 и 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с нормами федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помещения органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы.
Несоблюдение администрацией городского округа «<адрес>» требований федерального законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МКДОУ «Детский сад № «Олимпийский мишка», расположенного по адресу: <адрес>, нарушает права и свободы инвалидов.
Соглашаясь с требованиями истца, суд исходит из того, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О-О, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской ФИО1, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Отсутствие на входе в здание МКДОУ Детский сад № «Олимпийский мишка» пандуса, либо иного приспособления обеспечивающего беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание, свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, соответственно, это нарушение подлежит устранению, что прямо следует из норм закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 245-246, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к Администрации ГО «<адрес>» о понуждении к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в МКДОУ Детский сад № «Олимпийский мишка» как объекту социальной инфраструктуры – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «Олимпийский мишка», расположенного по адресу: <адрес>, оборудовав центральный вход в здание указанного учреждения пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами), в соответствии со сводом правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, через Кизлярский городской суд.
Судья: Судолова Л.А.