Решение по делу № 2-724/2015 от 13.02.2015

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

26 марта 2015 года                         г. Тольятти

    Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., при секретаре Эминове Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-724/15 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти к Администрации сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в <адрес>, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства, в части непринятия мер по организации сбора твердых бытовых отходов и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства по эксплуатации контейнерной площадки вблизи жилого дома по адресу: <адрес> Указанные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В судебном заседании представитель истца Козырев А.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полностью поддержал исковые требования.

Представитель ответчика - Глава сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области Тиханова Т.В. исковые требования не признала на том основании, что сельское поселение Александровка находится на территории Национального парка «Самарская Лука», где не допускается обработка ядохимикатами. Данный акт составлен ДД.ММ.ГГГГ, когда жилой фонд обслуживался в Управляющей компании ООО «Александровское», которое с ДД.ММ.ГГГГ прекратило свое существование. В настоящее время администрацией предприняты необходимые меры по организации вывоза мусора: заключены договора с ЗАО «ЭкоВоз» на вывоз мусора, с населением ведется разъяснительная работа о необходимости заключения договоров, которая дала положительные результаты. Мусор вывозится регулярно, состояние контейнерной площадки соответствует санитарным требованиям. Просит в иске отказать.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник научного отдела НП «Самарская Лука» Головатюк С.А. пояснил, что исковые требования являются обоснованными. Нарушены правила хранения Товарно-бытовых отходов, вокруг контейнерной площадки: вокруг площадки отсутствует сетчатый забор или ограждение из кустарников. По поводу применения ядохимикатов, проведения дератизации (химической обработки против грызунов) существует коллизия норм. Так, законодательством об особо охраняемых природных территориях установлен запрет на применение ядохимикатов на территории Национального парка. Однако, ведомственные инструкции разрешают применение ядохимикатов в зоне жилой застройки. При этом показанием для проведения дератизации является вспышка численности грызунов. В отсутствие этого, дератизацию проводить нет необходимости.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела природных ресурсов и экологии Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Митякин Д.В. просит отказать в удовлетворении иска, так как администрацией сельского поселения проводится работа по организации вывоза мусора с территории. Так, ряд юридических лиц были привлечены к административной ответственности за уклонение от заключения договора на вывоз мусора, проводится разъяснительная работа с населением о необходимости заключения договоров на вывоз мусора. На момент проверки контейнерную площадку обслуживало ООО «Александровское», которое привлекалось к административной ответственности.

Допрошенный в судебном заседании ведущий специалист Роспотребнадзора Русаков С.В. пояснил, что жители с. Александровка постоянно обращались в Роспотребнадзор по факту замусоривания территории. ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд на место, в ходе которого данный факт подтвердился, был составлен акт. Также он пояснил, что дезинфекция и дератизация на открытой площадке не провидится, а применяется только при выявлении большого количества грызунов и в бытовых помещениях. В функции администрации сельского поселения входит организация вывоза мусора. На тот момент вывоз мусора был организован плохо: вывоз осуществлялся с нарушением требований СанПин.

Выслушав стороны, специалистов, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г.

В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу, о том, что организовать сбор и вывоз отходов, образующихся на территории сельского поселения Александровка, обязана администрация сельского поселения, обеспечив наличие на территории поселения мест сбора и временного хранения отходов, а также своевременный вывоз отходов с обозначением мест обслуживающей организацией.

В нарушение указанных требований закона на территории сельского поселения Александровка санитарное состояние контейнерной площадки не соответствовало требованиям СанПин, вывоз мусора с периодичностью, установленной СанПин, организован не был.

Так, из имеющейся в деле жалобы граждан следует, что на территории сельского поселения Александровка ненадлежащим образом осуществляется вывоз бытового мусора.

В связи с обращением жителей с. Александровка, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, проведено обследование территории.

По результатам обследования было установлено, что факт нарушения санитарных правил имел место.

Факт нарушения санитарных правил подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что указанные нарушения требований федерального законодательства по организации сбора и удаления бытовых отходов способствовали скоплению мусора на территории контейнерной площадки, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и государства как собственника земли, суд полагает, что исковые требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Александровка по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.

Учитывая, что в настоящее время данные нарушения устранены, что не отрицается сторонами в судебном заседании, оснований для возложения на администрацию сельского поселения Александровка обязанности устранить указанные нарушения – не имеется.

Доводы администрации о том, что на момент проверки содержанием многоквартирных домов занималась управляющая компания ООО «Александровское» - не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно требованиям указанных нормативных актов к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Довод о том, что в настоящее время недостатки устранены, не опровергает выводов суда, так как факт бездействия администрации по состоянию на момент проверки установлен, последующее устранение нарушений санитарных норм не опровергает вывода о допущении администрацией незаконного бездействия, которое привело к захламлению соответствующей территории.

Довод о том, что администрацией проводилась работа, направленная на вывоз мусора, также несостоятелен, так как принятые меры оказались недостаточными, в результате чего допущено ненадлежащее санитарное состояние контейнерной площадки.

Руководствуясь ст. 194 – 214 ГПК РФ,


Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Александровка Муниципального района Ставропольский Самарской области по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Судья                          О.В. Болохова

2-724/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Ответчики
Администрация с.п.Александровка
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Дело на странице суда
stavropolsky.sam.sudrf.ru
13.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2015Передача материалов судье
13.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее