Судья Минина О.Н. Дело №11RS0020-01-2022-002465-98
(№ 2-1565/2022г.)
(№33-1518/2023 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Перминовой Н.А. и Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 20 февраля 2023 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Фесенко И.И. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 26 декабря 2022 года, по которому
исковое заявление Фесенко И.И. к администрации муниципального образования городского поселения «Усогорск» о компенсации морального вреда оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фесенко И.И. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усогорск» о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, указав в обоснование требований, что ответчиком не созданы обязательные специальные площадки для складирования снега в <Адрес обезличен>, отвечающие санитарным требованиям, в связи с чем он не может самостоятельно производить очистку снега перед своим гаражом без угрозы быть привлеченным к административной ответственности, что причиняет ему моральный вред, как собственнику гаража, право пользования и распоряжения которым нарушается бездействием ответчика.
В судебном заседании Фесенко И.И. иск поддержал.
Ответчик в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в письменном отзыве на иск требования не признал (л.д. 16).
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Фесенко И.И. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда не усматривает.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункт 2 статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» относят организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа к вопросам местного значения муниципального округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Определение строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановление Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами относятся согласно пунктам 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального округа.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Согласно пункту 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Пунктом 118 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях жилой застройки, индивидуальных жилых домов, прогулочных игровых и спортивных площадок, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицинских организаций, организаций социального обслуживания в почве должны отсутствовать: ПДК или ориентировочно допустимые концентрации химических загрязнений; возбудители кишечных инфекций, патогенных бактерий, энтеровирусов; возбудители кишечных паразитарных заболеваний, яйца геогельминтов, цисты (ооцисты), кишечных патогенных простейших, вызывающие заболевания человека и общие для человека и животных.
При этом согласно пункту 12.6.8 Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Коми, утвержденных приказом Минстроя Республики Коми от 30 июня 2020 года №268-ОД, применение которых является обязательным для органов местного самоуправления Республики Коми, предусмотрено, санитарно-защитная зона от снеготаялок и снегоплавленных пунктов до территории жилой зоны принимается не менее 100 метров.
Пунктом 5.12.2 Правил благоустройства территории муниципального образования городского поселения «Усогорск», утвержденных решением Совета муниципального образования городского поселения «Усогорск» от 26.02.2019 №IV-29/2, установлено, что до 01 октября текущего года администрацией муниципального образования городского поселения «Усогорск» и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, площадки для вывоза и временного складирования снега).
Таким образом, вывоз снега в осенне-зимний период на территории муниципального образования городского поселения «Усогорск» должен организовываться администрацией МО ГП «Усогорск» в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Из материалов дела следует, что Фесенко И.И. принадлежит на праве собственности земельный участок <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв. м, и находящийся на нём гараж общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен> (л.д.19-21).
Земельный участок расположен в жилой зоне муниципального образования городское поселение «...».
В решении Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 16 мая 2022 года по ранее рассмотренному делу № 2-637/2022 по иску Фесенко И.И. к администрации МО ГП «Усогорск» об обязании регулярно в зимнее и весеннее время производить очистку территории перед гаражом и земельным участком, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года, и имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что вдоль земельного участка Фесенко И.И. <Номер обезличен> на расстоянии менее 10 метров пролегает проезд к гаражам, данный проезд является частью автомобильной дороги общего пользования «...», которая берет начало от автомобильной дороги общего пользования местного значения «...», включенной в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городского поселения «...». Протоколом осмотра места происшествия от 21 марта 2022 года, составленным сотрудником полиции, установлено, что от ворот гаража Фесенко И.И. и до проезжей части автомобильной дороги – на территории менее 5 метров от ворот гаража имеется вал снежно-ледяных отложений.
Также решением суда от 16 мая 2022 года по делу № 2-637/2022 установлено, что согласно пункту 7 Правил благоустройства собственники объектов капитального строительства (помещений в них) несут бремя содержания прилегающей территории: если границы земельного участка сформированы в соответствии с действующим законодательством, то в пределах сформированных границ земельных участков, а также 10 метров от границ земельных участков; если границы земельного участка установлены землеустроительной или технической документацией, то в пределах границ земельного участка, установленных землеустроительной или технической документацией, а также 10 метров от границ земельных участков; если границы земельного участка не сформированы в соответствии с действующим законодательством, не установлены землеустроительной или технической документацией, то в пределах 10 метров от границ объектов капитального строительства, если иное расстояние прилегающей территории не установлено органом местного самоуправления. Большое скопление снега перед гаражом истца образовалось по вине Фесенко И.И., который длительное время не очищал территорию непосредственно перед воротами гаража от снега в осенне-зимний период, от снежных масс, упавших с крыши гаража весной; при этом Фесенко И.И. не решен вопрос об установке снегоудерживающих устройств на кровле гаража либо о своевременной очистке кровли от снега, что не позволило бы произойти сходу снега.
В связи с неустановлением вины администрации ГП «Усогорск» в образовании большого скопления снега возле гаража истца и отсутствием у администрации обязанности по очистке территорий перед воротами гаража (на расстоянии менее 5 метров до гаража), суд оставил иск Фесенко И.И. к администрации МО ГП «Усогорск» об обязании регулярно в зимнее и весеннее время производить очистку территории перед гаражом и земельным участком без удовлетворения (л.д.24-27).
Также из материалов дела следует, что по обращению Фесенко И.И. от 10 августа 2022 года прокуратурой <Адрес обезличен> в рамках надзорного производства <Номер обезличен> проводилась проверка по факту бездействия администрации МО ГО «Усогорск» в связи с необустройством в поселке <Адрес обезличен> обязательных специальных площадок для складирования снега, вследствие чего перед принадлежащим Фесенко И.И. гаражом скапливается снег (л.д.29-50).
В ходе проверки администрацией МО ГО «Усогорск» сообщено, что администрация МО ГО «Усогорск» в зимний период осуществляет механизированную очистку от снега и наледи автомобильных дорог, проездов и площадей с размещением снега в виде валов вдоль убираемой территории в пределах допустимых параметров высоты этих валов; излишки снежной массы, если таковые образуются, размещаются на свободных землях общего пользования рядом с убираемой территорией в небольших объемах после уплотнения снега уборочной техникой; очистка от снега и наледи элементов благоустройства, в том числе автобусных остановок, площадок отдыха осуществляется ручным способом (л.д. 43).
По результатам проверки прокурором <Адрес обезличен> в адрес и.о. руководителя администрации МО ГО «Усогорск» внесено представление от 12 сентября 2022 года <Номер обезличен> об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором указано, что администрацией МО ГП «Усогорск» не приняты меры к созданию на территории поселения специальной площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, либо к организации его вывоза на полигон ТКО, в связи с чем прокурор района требует безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, о чем было письменно сообщено Фесенко И.И. (л.д. 51-55).
По итогам рассмотрения представления администрация МО ГО «Усогорск» сообщила в прокуратуру <Адрес обезличен> о том, что выявленные нарушения законодательства нашли своё подтверждение; на территории муниципального образования городское поселение «Усогорск» отсутствует специальная площадка, на которой может складироваться снег, организовать специальную площадку с водонепроницаемым покрытием или приобрести снегоплавильную установку не представляется возможным в силу высокой стоимости данных сооружений. В зимнее время на территории городского поселения «Усогорск» не используются химические реагенты как противогололедный материал, в связи с чем размещение снежных масс возможно на полигоне размещения ТКО, поэтому в дальнейшем администрацией будет заключен договор с ... на размещение снежных масс на территории полигона.
По письменным объяснениям ответчика в суде первой инстанции, заключение договора на размещение снежных масс на территории полигона планируется с января 2023 года (л.д. 16).
Разрешая заявленные требования, суд, оценив установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами права, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку обустройство специальной площадки для складирования снега в районе жилого <Адрес обезличен> не соответствует действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в указанном поселке.
Вывод суда об оставлении иска Фесенко И.И. без удовлетворения является правомерным.
Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что в связи несоблюдением администрацией МО ГО «Усогорск» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обустройства в поселке <Адрес обезличен> обязательных специальных площадок для складирования снега с ответчика в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда за нарушение его прав собственника имущества пользоваться и распоряжаться гаражом, основаны на ошибочном толковании норм права и не влекут отмены решения суда.
По общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Следовательно, ответственность за причинение вреда наступает при наличии совокупности следующих условий: наличие вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия вины должен представить ответчик, а потерпевший в свою очередь представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, обязательным условием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
В пункте 2 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 разъяснено, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.
Согласно пункту 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» факт нарушения личных неимущественных прав потерпевшего либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага может подтверждаться любыми средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ, в том числе объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами (включая сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точного времени ее получения), а также вещественными доказательствами, аудио- и видеозаписями, заключениями экспертов.
Однако, доказательств того, что вследствие не обустройства в поселке <Адрес обезличен> обязательных специальных площадок для складирования снега администрацией МО ГП «Усогорск» были нарушены личные неимущественные права Фесенко И.И. и тем самым ему причинены физические и нравственные страдания, в материалах дела не содержится.
В исковом заявлении и апелляционной жалобе истец указывает на нарушение бездействием ответчика его имущественного права пользования и распоряжения находящимся в собственности гаражом, расположенным по <Адрес обезличен>, при этом доказательств того, что нарушение имущественного права повлекло последствия в виде нарушения его личных неимущественных прав истцом суду не представлено.
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с администрации МО ГП «Усогорск» компенсации морального вреда у суда не имелось.
В связи с изложенным решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фесенко И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 февраля 2023 года.