Решение по делу № 33а-4333/2020 от 03.11.2020

Судья Пашкина О.А.              Уникальный идентификатор дела

№ 18RS0003-01-2020-002997-69

                         1 инстанция № 9а-495/2020

                            Апелляционная инстанция

№ 33а-4333/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г.Р.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства 14 декабря 2020 года административный материал по частной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике на определение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о возврате административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к *** о взыскании задолженности по налогу и пени.

Изучив материалы дела, судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г.Р.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России по УР), административный истец) обратилась в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к *** (далее по тексту – ***) о взыскании задолженности по налогу и пени (л.д.48,49).

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ указанный административный иск оставлен без движения, в связи с несоблюдением заявителем требований, установленных в статьях 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; Межрайонной ИФНС России по УР предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для исправления недостатков продолжительностью (л.д.3,4).

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено административному истцу, Межрайонной ИФНС России по УР разъяснено, что возврат административного искового заявления не препятствует повторному обращению с требованием, о том же предмете и по тому же основанию, в случае устранения недостатков (л.д. 9).

Не согласившись с вынесенным определением, Межрайонная ИФНС России по УР подала на указанное определение частную жалобу, в которой просила определение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Одновременно подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока (л.д.11,12).

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Межрайонной ИФНС России по УР о восстановлении пропущенного срока на подачу частной жалобы на определение судьи от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено, процессуальный срок восстановлен (л.д.61).

Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 названного Кодекса.

Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (часть 2.1 статья 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики, проверив материал по частной жалобе, обсудив доводы частной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

В соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.

Так, определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без движения, поскольку оно не отвечает требованиям статей 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно отсутствие: сведений о государственной регистрации административного истца, КБК для взыскания налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц, указания даты и места рождения административного ответчика, доказательств направления *** приложенных к административному исковому заявлению документов налоговым органом.

Межрайонной ИФНС России по УР предложено срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления его заявления без движения.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по УР во исполнение определения судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ в суд представлено ходатайство об устранении недостатков: указана дата и место рождения налогоплательщика, КБК для взыскания налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц, скриншот сведений об учете физического лица (л.д.7,8).

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ административный иск возвращен Межрайонной ИФНС России по УР по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с не устранением недостатков административного искового заявления в полном объеме: не представлены доказательства направления налоговым органом *** приложенных к административному исковому заявлению документов.

Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики такие выводы суда первой инстанции считает основанными на неправильном применении норм процессуального права.

При вынесении определения от ДД.ММ.ГГГГ о возврате административного иска, судья районного суда не учел следующее.

Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Глава 32 раздела 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей.

Согласно части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

По смыслу положений части 7 статьи 125, пункта 1 части 1 статьи 126, части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обращаясь в суд с административным иском должен представить доказательства соблюдения положений части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К числу таких данных относятся сведения о направлении административного искового заявления и приложенных к нему документов участвующим в деле лицам, а также уведомление о вручении этой корреспонденции либо сведения о неполучении указанных документов.

Из административного материала усматривается, что Межрайонной ИФНС России по УР направлялось заказное письмо с административным исковым заявлением *** по адресу: <адрес>, почтовый идентификатор .

Согласно распечатке с официального сайта Почты России заказное письмо с указанным идентификатором принято в отделении связи – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – неудачная попытка вручения, ДД.ММ.ГГГГ - возврат отправителю по иным обстоятельствам «истек срок хранения».

Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если иное не установлено Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При разрешении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей процессуальной обязанности судье необходимо исходить из того, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

То обстоятельство, что к административному исковому заявлению, направленному налоговым органом *** при подаче настоящего административного иска в суд не приложены копии документов, являющиеся приложением к административному иску, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права.

Согласно части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

По смыслу положений части 7 статьи 125, пункта 1 части 1 статьи 126, части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей действия суда при подготовке дела к судебному разбирательству, административный истец при подаче искового заявления в суд представляет сведения, достоверно свидетельствующие о направлении административного искового заявления и приложенных к нему документов участвующим в деле лицам, а также уведомление о вручении им либо сведения о неполучении ими указанных документов по зависящим от них обстоятельствам.

Из административного материала усматривается следующее.

В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации, и (или) доход от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предоставлено право адвокатам, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждать адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами, принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившими адвокатский кабинет, производится в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации лицами, обязанными исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц, являются, в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 названного Кодекса.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункт 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в том числе, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

При таких обстоятельствах, указанные выше нормы права не возлагают на административного истца обязанности доказывания административному ответчику, что последний занимается адвокатской деятельностью. Кроме того, у налогового органа отсутствует обязанность по направлению в адрес административного ответчика налоговой декларации, поскольку на налогоплательщика (административного ответчика) возложена обязанность самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате, а также предоставлять налоговую декларацию в налоговый орган.

В соответствии с частью 3 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.

Таким образом, на судебный орган возложена обязанность по направлению должнику копии определении об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу

Также необходимо обратить внимание, что расчет сумм, включенный в требование от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует расчету указанному в административном иске, не содержит новых данных, поэтому факт ненаправления указанного документа не может служить нарушением прав административного ответчика.

При таком положении Судья Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к выводу, что административное исковое заявление по своему содержанию соответствует требованиям статей 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, определение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.

На основании изложенного, Судья Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к выводу об отмене указанного определения с направлением материалов по административному исковому заявлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики

определил:

определение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о возврате административного искового заявления отменить, направить материал по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к *** о взыскании задолженности по налогу и пени в суд первой инстанции на стадию решения вопроса принятия административного искового заявления к производству.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд, принявший определение.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                 Г.Р. Багаутдинова

33а-4333/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №10 по УР
Ответчики
Якимов А.Н.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Багаутдинова Гульнара Ришатовна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
23.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020Передано в экспедицию
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее