Судья Р.Р. Шайдуллин Дело ....
Учет ....
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Г.М. Халитовой,
судей Л.М. Мусиной, И.З. Рашитова,
при секретаре Л.И. Закировой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.М. Халитовой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя закрытого акционерного общества «ТЕЛЕСЕТ» А.С. Кузьмича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.
Признать действия закрытого акционерного общества «ТЕЛЕСЕТ» по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом между многоэтажными домами №<адрес> <адрес> Республики Татарстан незаконными.
Обязать закрытое акционерное общество «ТЕЛЕСЕТ» переоборудовать подвесные линии связи между многоэтажными жилыми домами <адрес> Республики Татарстан, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.
Взыскать с закрытого акционерного общества «ТЕЛЕСЕТ» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора М.З. Сулейманова, возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Набережные Челны (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу (далее – ЗАО) «ТЕЛЕСЕТ» о признании незаконными действий по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом между многоэтажными домами и возложении обязанности по переводу линий связи в подземные коммуникации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Набережные Челны совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе проверки выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ТЕЛЕСЕТ», расположенных между многоэтажными жилыми домами <адрес> <адрес> Республики Татарстан.
Прокурор полагал, что действия ответчика по прокладке линий связи воздушным способом являются незаконными, поскольку положения Правил благоустройства муниципального образования «город Набережные Челны» не допускают использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций.
Кроме того, привел довод о том, что открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к ним.
Просил признать незаконными действия ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом между указанными домами и обязать ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» переоборудовать эти линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
Прокурор в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика оставил разрешение данного спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан с заявленными требованиями согласился.
Решением суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» просит решение суда отменить в части возложения обязанности по переводу линий связи в подземные коммуникации. Считает, что судом не принято во внимание заключенное 30 ноября 2011 года между Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны и филиалом ООО «ТЕЛЕСЕТ» соглашение, установившее график проведения работ по переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации. ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» является правопреемником ООО «ТЕЛЕСЕТ». Указанным соглашением установлены разумные сроки проведения мероприятий с учетом возможностей оператора связи и климатических условий, что не было учтено судом при вынесении решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, 18 января 2013 года прокуратурой города Набережные Челны совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан была проведена проверка деятельности ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.
В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ТЕЛЕСЕТ», расположенных между многоэтажными жилыми домами <адрес> <адрес> Республики Татарстан.
При разрешении требований о возложении обязанности на ЗАО «ТЕЛЕСЕТ» перевести линии связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.
Решением Городского Совета муниципального образования города Набережные Челны от 15 декабря 2011 года № 15/8 внесены изменения в Правила благоустройства муниципального образования города Набережные Челны, согласно которым не допускается использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций (дымоходы, вентиляционные конструкции, и т.п.).
Это решение опубликовано 28 декабря 2011 года в газете «Челнинские известия» № 127 (11573).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом «О связи» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие вышеприведенного правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Набережные Челны. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявшего его органа.
При этом пункт 98.2 решения Городского Совета муниципального образования города Набережные Челны от 15 декабря 2011 года № 15/8 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.
С учетом изложенного решение в обжалуемой части следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку не опровергают правильность вывода суда о необходимости перевода подвесных линий связи в подземные коммуникации, а вопрос о возможности такого перевода в реальные для ответчика сроки может быть решен в процессе исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя закрытого акционерного общества «ТЕЛЕСЕТ» <данные изъяты> - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи