№ 2(1)а-190/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ясный 30 мая 2019 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,
при секретаре Магияровой О.В.
с участием
представителя административного истца - помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области Есютина К.В.,
административного ответчика Климова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ясненского района Оренбургской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Климову Олегу Николаевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ясненского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Климову О.Н., в котором просил прекратить действие права административного ответчика на управление транспортными средствами в связи с его состоянием здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Ясненского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, и профилактике распространения наркотических средств, в ходе которой установлены факты нарушения норм федерального законодательства. Согласно информации отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения МОМВД РФ «Ясненский» Климов О.Н. имеется водительское удостоверение серии ... № категории «...», выданное дд.мм.гг.. Согласно справки выданной ФГАУЗ «ООКНД»-«ОНД» административный ответчик Климов О.Н. состоит на учете в ... с диагнозом «...». Считает, что управление Климовым О.Н. транспортными средствами создает угрозу возникновения дорожно- транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения имущественного ущерба.
Административный истец просит суд прекратить действие права Климова О.Н. на управление транспортными средствами в связи с его состоянием здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района Оренбургской области Есютин К.В. административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Климов О.Н. иск признал. Факт нахождения на диспансерном учете по поводу наркологического заболевания не отрицал. Подтвердил наличие водительского удостоверения, пояснив, что транспортными средствами не управляет. Диспансер посещал один раз за четыре месяца
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Ясненский», представитель третьего лица ГБУЗ «Городская больница г. Ясного» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы административного дела, выслушав пояснения административного истца и административного ответчика, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно положению ст. 1079 Гражданского кодекса РФ под деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, понимается, в том числе, использование транспортных средств.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу положений п.п. 1, 2, 4 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 5 указанного закона).
Согласно п.п. 1, 2, 4 ст.23 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, а медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик (п.п. 1, 3 ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу положений ст.ст. 25, 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим установленного возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, сдавшие квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому общим медицинским психиатрическим противопоказанием для водителей автомобилей всех категорий является наличие психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), коды заболевания F10 - F16, F18, F19 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) кодом F12 обозначаются психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиоидов, которые включают в себя острую интоксикацию (F12.0), пагубное употребление (F12.1), синдром зависимости (F12.2), абстинентное состояние (F12.3), абстинентное состояние с делирием (F12.4), психотическое расстройство (F12.5), амнестический синдром (F12.6), резидуальные и отсроченные психотические расстройства (F12.7), другие психические расстройства и расстройства поведения (F12.8), психическое расстройство и расстройство поведения неуточненное (F12.9).
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи-психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (пункты, 2,4,7,12 Приложения № 2).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела Климов О.Н. на основании водительского удостоверения серии ... №, выданного дд.мм.гг. имеет право на управление транспортными средствами категории «...».
Как следует из материалов уголовного дела № 1(1)-99/2017 по обвинению Климова О.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, в ходе предварительного следствия ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» была проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза в отношении Климова О.Н. по результатам которой у последнего было выявлено ...
Из протокола ПК ВК № от дд.мм.гг. следует, что Климов О.Н. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. прошел обследование в ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер»- «Орский наркологический диспансер». ...
Кроме того, из представленных филиалом ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер»- «Орский наркологический диспансер» сведений, Климов О.Н. состоял на учете у врача – нарколога с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.. С дд.мм.гг. состоит на учете у врача психиатра – нарколога с диагнозом ...», а с дд.мм.гг. состоит на диспансерном учете с указанным диагнозом.
Согласно перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604, пагубное употребление каннабиноидов относится к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В судебном заседании установлено, что Климов О.Н. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. прошел обследование в ГАУЗ «ООКНД» -«ОНД» у врача психиатра-нарколога с диагнозом ..., рекомендовано динамическое наблюдение в течение 1 года с указанным диагнозом.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3 Закона).
Управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
Принимая во внимание, что Климов О.Н. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, сведений о том, что на момент рассмотрения дела административный ответчик снят с диспансерного учета, либо имеет стойкую ремиссию (выздоровление) не имеется, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд учитывает, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ясненского района Оренбургской области удовлетворить.
Прекратить действие права Климова Олега Николаевича, дд.мм.гг. года рождения, на управление транспортными средствами, в соответствии с водительским удостоверением серии ... № категории «...», выданным дд.мм.гг..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд ... в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение принято судом 31 мая 2019 года
Судья: