Дело № 2а-684/2020
Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Рахманкуловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Феофановой Виктории Игоревне о взыскании обязательных платежей,
установил:
МИФНС России N 9 по Мурманской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, указывая, что Феофанова В.И. имеет задолженность по транспортному налогу и пени за 2014 год в общей сумме 1 719 рублей.
В связи с тем, что уплата налога не была произведена в установленный срок, административному ответчику выставлено требование N 226208 от 27.10.2015 об уплате задолженности по налогам, сборов, пени, штрафов, процентов.
Поскольку указанная задолженность по налогам не была погашена, Межрайонная ИФНС России N 2 по Мурманской области (с 30.04.2019 функции по урегулированию задолженности переданы МИФНС N 9 по Мурманской области) в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ своевременно обратилась к мировому судье судебного участка N 1 Североморского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа на ее взыскание с Феофановой В.И.
03 октября 2019 года мировым судьей судебного участка N 1 Североморского судебного района выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с Феофановой В.И., который 25 октября 2019 года отменен на основании заявления Феофановой В.И.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 719 рублей.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-3414/2019 о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу с Феофановой В.И., суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4).
Согласно пункту 2 той же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
В силу пункта 3 этой же статьи НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3).
Из материалов дела следует, что у административного ответчика Феофановой В.И. по сведениям, имеющимся у налогового органа, в 2014 году в собственности находилось транспортное средство – автомобиль марки "Opel Astra", мощностью 125 л.с.
Инспекцией в адрес Феофановой В.И. было направлено налоговое уведомление N 497971 от 20 апреля 2015 года о необходимости в срок не позднее 01 октября 2015 года оплатить транспортный налог в размере 1719 рублей.
В связи с неисполнением Феофановой В.И. обязанности по уплате транспортного налога Инспекцией в адрес последней было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 27 октября 2015 года N 226208, установлен срок погашения задолженности в размере недоимки 1719 рублей, пени 6 рублей 4 копейки, до 26 января 2016 года.
Как следует из материалов дела, общая сумма налога и пеней, предъявленная Инспекцией ко взысканию, составляла 1 725 рублей 40 копеек, что не превышало 3000 рублей.
В связи с тем, что срок для добровольного исполнения требований налогового органа по самому раннему требованию N 226208 от 27 октября 2015 года установлен не позднее 26 января 2016 года, то в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ Инспекция вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, с учетом правил, предусмотренных пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ, в срок не позднее – 26 июля 2019 года (6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока).
Вместе с тем согласно сведениям судебного участка N 1 Североморского судебного района, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась лишь 02 октября 2019 года, то есть с пропуском установленного абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ шестимесячного срока со дня истечения трехлетнего срока исполнения указанного выше требования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, в связи с чем административный иск о взыскании недоимки по транспортному налогу не подлежит удовлетворению.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Вопреки доводам административного истца, то обстоятельство, что судебный приказ отменен 25.10.2019, а настоящий иск подан 04.04.2020, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган изначально, обращаясь с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Административный истец об уважительности причин пропуска срока не заявил, о его восстановлении не просил.
При этом суд учитывает, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поскольку приводит ко взысканию налога с налогоплательщика без ограничения срока, что является недопустимым, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Феофановой В.И. задолженности по транспортному налогу.
В соответствии со статьями 176, 178 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Феофановой Виктории Игоревны о взыскании обязательных платежей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Курчак